Глава 5. Транспортирующие машины

5.1. Назначение, область применения и классификация транспортирующих
машин

В современных транспортно-грузовых комплексах наряду с подъемно-транс­портными машинами циклического действия, перемещающими груз отдельными порциями, погрузка и разгрузка которых, как правило, производится при оста­новке машины, широкое применение находят ПТМ непрерывного действия. Они ха­рактеризуются непрерывным перемеще­нием навалочных, насыпных или штуч­ных грузов по заданной трассе без остановок для за­грузки или разгрузки. Такие машины называют по-разному: транспортирующими машинами, непрерывным транспортом, специальными видами транспорта.

Перемещаемый насыпной груз располагается сплош­ным слоем на несущем элементе машины или отдель­ными пор­циями в непрерывно движущихся последо­вательно расположенных на небольшом расстоянии один от другого вагонетках, ковшах и других емко­стях. Штучные грузы перемещаются также непрерывным потоком в заданной по­следовательности один за другим. При этом грузовое и по­рожняковое движения грузонесущего элемен­та машины происходят одновре­менно.

Благодаря непрерывности перемещения груза, отсутствию остановок для за­груз­ки и разгрузки и совмещению рабочего и обратного движений гру­зонесущего элемента транспортирующие машины имеют высокую про­изводитель­ность, что важно для совре­менных предприятий с боль­шими грузо­потоками.

Основное назначение транспортирующих машин — перемещение грузов по заданной трассе. Одновременно с перемещением грузов они могут распределять их по заданным пунктам, складировать, накапливая в заданных местах, переме­щать по техно­логическим операциям и обеспечивать необходимый ритм произ­водственного процесса. Иногда процесс транспортирования совмещается с основ­ными технологическими операциями (сушкой, спеканием, охлаждением и т.п.). Особую группу транспортирующих установок составляют рабо­тающие совместно с ними вспомога­тельные устройства: питатели, весы, по­грузочные машины, бун­кера, затворы, дозаторы, желоба и т. п.

Высокопроизводительная работа современного предприятия невозможна без правильно организованных и надеж­но работающих средств промышленно­го транспорта. Например, на машино­строительном заводе получают и рас­пре­деляют по цехам сотни тонн метал­ла, топлива, полуфабрикатов и готовых изделий смеж­ных производств и отпра­вляют из цехов готовую продукцию и отходы производ­ства. К доменным печам металлургического комбината еже­дневно подают тысячи тонн агломе­рата, флюсов, кокса, а от печей отвозят в другие цеха и на склады го­товый ме­талл. Из угольной шахты, карьеров от­крытых разработок ежедневно транс­портируют тысячи тонн добытого угля и вскрышной породы.

Подобного рода перемеще­ния грузов на предприятиях выполня­ются средст­вами промышленного транспорта. Промышленный транспорт разделяют на внешний, внутренний (внутризаводской) и технологический. Внешний транспорт предназначен для доставки извне на предприятие сы­рья, топлива, полуфабрика­тов, готовых изделий смежных производств и вывоза с предприятия готовой про­дукции и отходов. Эти операции выпол­няются средствами железнодо­рожного, ав­томобильного, реже водного транспорта.

При характер­ном для со­временных условий расположении пере­рабатывающих и энергети­ческих пред­приятий вблизи источников сырья (до 10 … 20 км) и боль­ших грузопотоках (5…25 млн. т/ год, или 1250…6000 т/ч) для внешнего транспор­ти­рования ус­пешно используют конвей­еры. Конвейерный транс­порт в этих ус­ло­виях более экономичен, чем железно­дорожный или автомо­бильный.

Внутренний (внутризаводской) транс­порт включает межцеховый и внутрице­ховый транспорт. Межцеховый транс­порт предназначен для распределения по­ступающих грузов по предприятию и между цехами (например, между за­го­тови­тельными и обрабатывающими, ме­ханическими и сборочными) и складами. Внутрицеховый служит для передачи грузов внутри цехов между отделениями, внутренними скла­дами, отдельными агрегатами автома­тических линий и рабо­чими местами по технологическому процессу произ­вод­ства, для межоперацион­ного перемеще­ния грузов-изделий при поточном мето­де производства. Операции внутрицехового транспор­тирования на современных предприятиях выполняются преимущественно конвейерами различного типа и только на отдельных предпри­ятиях серийного производства с небольшими грузопо­то­ками применяют тележки и грузоподъемные краны.

Технологический транспорт применяется там, где требуется специализирован­ный подвижной состав для перевозки между технологическими агрегатами грузов с особыми свойствами: жидкого чугуна из доменного цеха в сталеплавильный, горячих слитков из сталеплавильного цеха в прокатный, горячего кокса от коксо­вых батарей на склад и т.п.

На современном предприятии транспортные и технологические линии взаимо­связаны и представляют собой единую производственно-транспортную систему, элементом которой является транспортно-грузовая подсистема. Правильная орга­низация и бесперебойная работа промышленного транспорта являются таким же обязательным условием успешной работы предприятия, как и рациональная орга­низация производственных процессов.

Факторами, определяющими область эффективного применения непрерывного транспорта, являются: характери­стика грузов, величина грузопотоков, дальность транспор­тирования и др. На основе анализа большого разнообразия конструкций транспортирующих машин, применяемых и проектируемых в отечественной и за­рубежной прак­тике, описанных в различных литературных источни­ках, разрабо­тана общая клас­сификация непрерывного транспорта по конструктивным и тех­нологическим признакам (табл.5.1.).

Рис.5.1. Схема ленточного конвейера

К основным видам непрерывного транспорта отно­сятся конвейерный и трубо­про­водный, канатные и монорельсовые до­роги..

Конвейерный транспорт обладает рядом достоинств и прежде всего высокой производительностью, меньшей по сравнению с автомобильным и железнодо­рожным транспортом трудоемкостью, возможно­стью полной автоматиза­ции управления работой. В том или ином виде конвейерные системы применяются

Таблица 5.1.

Классификация транспортирующих машин

Вид транспорта Тип транспортирующей машины
Кон­вей­ер­ный   С тя­го­вым эле­мен­том   Конвейеры Ленточные
Пластинчатые
Скребковые
Скребково-ковшовые
Люлечные
Ковшовые
Подвесные
Тележечные
Цепенесущие
Грузоведущие
Штанговые
Шагающие
Конвейерные поезда
Эскалаторы
  Элеваторы Ковшовые
Полочные
Люлечные
  Без тя­го­вого эле­мента Винтовые
Качающиеся
Роликовые
С магнитодвижущими силами
Транспортирующие трубы
Тру­бо­про­вод­ный     Гидравлический Напорный С естественным напором
С искусственным напором
Безнапорный
  Пневматический Всасывающий
Смешанный
Нагнетательный
  Пневмоконтейнерный Пластмассовые контейнеры
Бумажные контейнеры
Металлические контейнеры
Ка­нат­ные до­роги   Подвесные Грузовые
Пассажирские
Отвальные
Кабельные краны
Наземные Бесконечные
Концевые
Монорельсовые дороги С тяговой лебедкой
  С локомотивом
  С вращающимся монорельсом

практически на лю­бом серийном производстве или крупном складе. Несмотря на разнообразие типов и конструкций таких систем, все они выполняют, по сути, схожие функции: доста­вить в нужное место тот или иной груз.

Основным классификационным признаком конвейерного оборудования яв­ля­ется тип тягового и грузонесущего органа. Существуют конвейеры с ленточ­ным, цеп­ным, канатным тяговыми органами и конвейеры без тягового органа (на­при­мер, гравитационные, инерционные и винтовые).

Конвейеры с тяговым органом могут быть (по виду грузонесущего органа) лен­точными, пластинчатыми, люлечными, скребковыми, ковшовыми и т. д. Для та­ких конвейеров характерно общее с рабочим органом движение груза на рабо­чих участках. Тяговое усилие передается грузонесущим элементом либо элемен­том, который проталкивает или тянет груз по неподвижному желобу, трубе или на­стилу.

Для конвейеров без тягового органа характерно раздельное движение груза и ра­бочих органов, совершающих круговое вращательное (роликовые, винтовые кон­вейеры) или возвратно-поступательное рабочее движение (например инерции-он­ные конвейеры). Конвейеры могут иметь машинный привод (наиболее часто - электрический, реже - пневматический). В гравитационных конвейерах груз пе­ремещается под действием силы тяжести.

В зависимости от условий используют конвейеры напольные и подвесные. На­польные конвейеры могут быть стационарными, передвижными или перенос­ными. На конвейерах можно перемещать груз в горизонтальной или близкой к ней наклонной плоскости (ленточные, пластинчатые, тележечные, скребковые, роликовые, винтовые, вибрационные и качающиеся конвейеры), в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (скребковые, ковшовые, винтовые и виб­рационные конвейеры), в любой плоскости. В последнем случае конвейеры со­стоят из чередующихся горизонтальных, вертикальных или наклонных участков (подвесные, ковшовые, скребковые и люлечные конвейеры).

Имеет значение и характер перемещаемых грузов (они могут быть насыпными или штучными). Конструкция некоторых конвейеров позволяет транспортировать как насыпные, так и штучные грузы. Особые группы конвейеров составляют эле­ваторы, вертикальные конвейеры с подвесными ковшами, люльками или полками, эскалаторы, специальные пластинчатые и ленточные конвейеры для пе­ремещения людей, шагающие конвейеры, а также комбинированные роликолен­точные кон­вейеры, которые удерживают штучные грузы на спусках с заданными интерва­лами) и т. д.

Конвейеры на современных предприя­тиях применяют в качестве:

· высоко­производительных транспортирующих ма­шин, передающих грузы из одного пункта в другой на участках внутриза­водского и в ряде случаев — внешнего транспорта;

· транспортных агрегатов мощных перегрузочных устройств (на­пример, мосто­вых перегружателей, отвалообразователей и т. п.) и погру­зочно-раз­грузочных машин;

· машин для перемещения грузов - изделий по техно­логическому процессу по­точного про­изводства от одного рабочего места к другому;

· машин и передаточных устройств в технологических ав­томати­ческих ли­ниях изготовления и обработ­ки деталей и сборочных единиц изделий.

Для транспортно-грузовых комплексов представляют интерес первые две об­ласти их использования. Количество грузов, перемещаемых на современном предприятии, велико: на­пример, грузопоток доменной печи со­ставляет до 2000 т/ч различных грузов при круглосуточной работе; на район­ной электростанции сред­ней мощности должна круглосуточно обеспечиваться подача к топкам до 350 т/ч угля; грузо­поток ли­тейного цеха среднего машино­строительного завода состав­ляет до 2000 т/ч раз­личных грузов. Переме­щение такого количества грузов может быть обеспечено только системой высо­копроизводительных конвейеров. Конвей­еры являются ос­новными средствами комплексной меха­низации и ав­томатизации транспорт­ных и погрузочно-разгрузочных работ и по­точных техно­логических опера­ций.

Гидравлический транспорт характеризуется непрерывностью процесса переме­щения, высокой производительностью, относительной независимостью от рель­ефа местности: трасса может иметь подъемы под любым углом, отсутствием пе­регрузок в пути, возможностью комплексной автоматизации. Гидротранспорт применяют для транспортирования песчано-гравийной смеси, угля на гидрошах­тах.

Пневматический транспорт используется в основном как внутренний про­мышленный для транспортирования мелко­кусковых, порошкообразных и пы­ле­видных грузов (цемент, уголь, зерно, зола, шлак, щепа, различные химикаты и др.). Его достоинства: герметичность системы и отсутствие потерь перемещаемых грузов, возможность за счет применения разветвленных трубопроводов переме­щать грузы из нескольких мест в одно и наоборот, удобство сопряжения горизон­тальных, наклонных и вертикальных участков. Но для него характерны высокий расход энергии и интенсивный износ трубопроводов.

Пневмоконтейнерный транспорт предназначен для транспортирова­ния углей, по­роды, песка, железной руды Он относится к новым видам непрерывного транс­порта. В настоящее время в опытно-промышленной эксплуатации находятся лишь несколько линий пневмоконтейнерного транспорта.

Канатные дороги, обладающие многими достоинствами (малая зави­симость от рельефа местности и климатических условий, гибкость трассы в плане, возмож­ность полной автоматизации), находит широкое применение на предпри­ятиях черной металлургии, минераль­ных строительных материалов и топливной про­мышленности.

Конвейерные системы

Конвейерные системы представляют собой совокупность конвейеров одного или разных типов, погрузочно-разгрузочных и перегрузочных устройств, накопи­телей и устройств автоматического управления. В зависимости от назначения раз­личают транспортные, распределительные, сортировочные, накопительные и комбинированные конвейерные системы. Работой конвейерной системы может управлять ЭВМ в реальном масштабе времени.

При этом в компьютере ведется динамическая модель транспортно-грузового процесса, отражается реальное состояние базовых элементов системы, к которым относятся, в частности, конвейеры. Ниже рассматриваются наиболее распростра­ненные в транспортно-грузовых комплексах типы конвейеров.

5.2.1. Ленточные конвейеры

Ленточные конвейеры применяют для перемещения в горизонтальном и поло­гонаклонном направлениях разнооб­разных насыпных и штучных грузов, а также для межоперационного транспортирования изделий при поточном производстве. Большое распространение ленточные конвейеры получили благодаря возмож­но­сти получения высокой производи­тельности. Современные лен­точные конвейеры на от­крытых разра­ботках угля могут транспортировать до 30000 т/ч вскрышной породы, обеспечи­вая загрузку десяти железнодорожных вагонов за 1 мин. Даль­ность транс­портирования достигает 3 … 4 км в одном конвейере и до 100 км в систе­ме из несколь­ких конвейеров. Они просты по конструкции, удобны в экс­плуатации и имеют высокую надежность.

По расположению на местности лен­точные конвейеры разделяют на стацио­нарные и подвижные, передвижные и переносные, переставные (для карьеров от­крытых разработок) и надводные, пла­вающие на понтонах.

По конструкции и назначению разли­чают ленточные конвейеры общего на­зна­чения и специальные. По типу ленты конвейеры бывают с прорезиненной, стальной цельнопрокат­ной и проволочной лентой. Наиболь­шее распространение получили конвей­еры с прорезиненной лентой. По кон­струкции прорезиненной ленты, опорных ходовых устройств и передаче тягового усилия различают лен­точные конвейеры, у кото­рых лента является грузонесущим и тяговым элементом.

Ленточный конвейер (рис. 5.1) имеет станину 6, на концах которой устано­в­лены два барабана: передний 7 - при­водной и задний 1 — натяжной. Верти­кально замкнутая лента 5 огибает эти концевые барабаны и по всей длине поддержива­ется опорными роликами, называемыми роликоопорами, — верхни­ми 4 и ниж­ними 10, укрепленными на станине 6. Иногда вместо роликов при­меняют настил. Приводной барабан 7 получает вращение от привода и приводит в движение ленту вдоль трассы конвейера.

Лента загружается через одну или несколько загрузочных воронок 2, в которые груз попадает из бункеров. Для открывания и закрывания выпускных отверстий бункеров служат затворы. Они могут быть ручными или механическими (электрическими, гидравлическими или пневматическими). По способу действия различают затворы, отсекающие поток груза и создающие подпор. Затворы имеют ограниченные возможности для регулирования исходящего потока.

Для обеспечения равномерного и регулируемого потока служат питатели. Выгрузка насыпного груза из бункера с помощью питателя характеризуется активным воздействием его рабочих элементов на груз. Это особенно важно при переработке плохосыпучих грузов. Применяют две группы питателей: одна построена на базе конвейеров малой длины, а другая (барабанные, дисковые, цепные, лопастные питатели) не имеет конвейерных прототипов и служит для непосредственной выдачи груза у отверстия бункера.

Транспорти­руемый груз перемещается на верхней (грузо­несущей, рабочей) ветви ленты, а нижняя ветвь является возвратной (об­ратной). Возможно также транспор­тирование грузов одновременно по верхней и нижней ветвях ленты в раз­ных направлениях.

Груз выгружается на переднем бара­бане 7 через разгрузочную воронку 8 или в промежуточных пунктах конвей­ера при помощи разгрузочных устройств: плуж­ковых 3 или бара­банных разгружателей. Наружная по­верхность ленты очищается от прилип­ших к ней частиц груза очистным устройством 9, установленным у пе­ре­днего барабана 7.

В мире накоплен значительный опыт проектирования и эксплуатации лен­точ­ных конвей­еров большой мощности. На Курской магнитной анома­лии работает мощная кон­вейерная система протяженностью около 14 км, включающая 11 пере­грузочных пунктов и предназначенная для транспор­тирования руды из карьера на обогати­тельную фабрику. Фирмой "Крупп" (ФРГ) принята в экс­плуатацию линия из 11 конвейеров общей протяженностью 100 км. Средне­годовая производитель­ность линии 10 млн. т, ши­рина резинотросовой ленты 1000 мм, скорость движе­ния 4,5 м/с.

Разработана конвейерная система ФРГ — Нидерланды протяженно­стью 206 км, ко­торая транспортирует руду Рурского промышленного района. Произ­водитель­ность системы 7200 т/ч, скорость ленты до 5 м/с, ширина ленты 1400 мм. Линия состоит из 28 ставов по 7,4 км каждый.

Основными параметрами ленточного конвейера являются производительность, ширина и скорость движения ленты, мощность двигателя. При выборе ленточного конвейера под заданный годовой грузопоток его потребная часовая производи­тельность Qч равна:

,

где кн – коэффициент неравномерности загрузки (кн=1,2);

Qг – годовой грузопоток, т;

Т – годовой фонд времени работы конвейера, ч.

С другой стороны, производительность конкретного конвейера зависит от скоро­сти движения ленты и количества груза груза на ней:

, т/ч, (5.1)

где q - погонная нагрузка на единицу длины конвейера, кг/м;

V – скорость движения ленты, м/с.

При движении груза непрерывным потоком постоянного сечения

q = 1000Fγ,

где F – площадь поперечного сечения груза на ленте, м2.;

γ – объемная плотность груза, т/м3

При перемещении штучных грузов

,

где Р – масса штучного груза, кг;

l – расстояние между соседними грузами, м.

Тогда производительность конвейера при переработке насыпных грузов:

.
Площадь поперечного сечения груза F зависит от ширины ленты B, конст­рукции роликоопор (горизонтальные, наклонные ролики), характера трассы кон­вейера (горизонтальный, наклонный участок):

,

С – коэффициент заполнения ленты, зависящий от динамического угла естест­венного откоса груза, угла наклона роликов и угла наклона конвейера.

Таблица 5.2.

Значение коэффициента С для плоских и желобчатых лент

  Плоская лента Желобчатая лента
Угол на­клона конвейера, град Угол естественного откоса материала в движении, град Угол естественного откоса материала в движении, град (угол наклона роликов 20°)
               
                 
                 
                 
                 

При укрупненных расчетах можно производительность горизонтальных лен­точных конвейеров определить по формулам:

для сыпучих грузов и желобчатой ленты ;

для сыпучих грузов и плоской ленты ; (5.2.)

для штучных грузов .

При транспортировании грузов под углом к горизонту производительность конвейера, вычисленная по формулам (5.1) принимается с понижающим коэффи­циентом К (табл.5.3.).

Таблица 5.3.

Значения коэффициента К

Угол наклона конвейера, град
до 12 13—14 15—16 17-18 19—20
  0,97   0,95   0,92   0,89   0,85

Для выбора конкретного типа ленточного конвейера следует:

1. определить на плане и разрезе транспортно-грузового комплекса начало и конец трассы конвейера;

2. определить расстояние транспортирования и угол наклона конвейера;

3. выбрать способ загрузки и разгрузки конвейера;

4. выбрать из ряда применяемых в конвейеростроении скоростей (0,5; 0,63; 0,8; 1; 1,2; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3 м/с) скорость движения ленты с учетом увеличения сохранности ленты, уменьшения разрушения транспортируемого груза, уменьше­ния пылевыделения и просыпей груза и т.п.;

5. по формулам (5.1) вычислить ширину ленты и принять ее равной ближай­шей большей из следующего ряда: 400; 500; 650; 800; 1000; 1200; 1400; 1600; 1800; 2000 мм.

6. проверить принятую ширину ленты по формулам:

а) для рядовых материалов , мм;

б) для сортированных материалов , мм,

где аmax, аср - максимальный и средний размер куска груза, мм.

Для штучных грузов ширина ленты на 200 мм превышает их наибольший раз­мер в плане.

7. определить мощность привода конвейера по приближенной формуле:
,

где N – мощность электродвигателя привода конвейера, кВт;

Lг – длина горизонтальной проекции трассы конвейера по осям концевых барабанов, м;

w- приведенный коэффициент сопротивления движению тягового органа (для ленточных конвейеров w- 0,04…0,05; для пластинчатых 0,1…0,3; для скребко­вых 0,6…1,0);

H – высота подъема груза конвейером по осям концевых барабанов, м;

кз – коэффициент запаса мощности, учитывающий неучтенные сопротивления движению (можно принять кз=1,3…1,4).

Характеристики некоторых конвейеров приведены в табл. 5.4.

Таблица 5.4.

Параметры ленточных конвейеров общего назначения

Скорость ленты, м/с Ширина ленты конвейера, мм
         
0,8      
1,0
1.6        
2,5    
3,15      

В последние годы традиционные производители российских конвейеров пред­ложили рынку новые конструкции конвейеров. Например, НИИПП «Турмаш» из г. Арте­мовский разработал семейство ленточных конвейеров, предназначенное для транспортирования угля, калийных солей и других кусковых грузов (табл.5.5.).

Таблица 5.5.

Параметры конвейеров НИИПП «Турмаш»

Параметры Марка конвейера
КТМ-А КЛ-600 КЛК-1-100 КЛК-2-100 КЛК-3-100
техническая производительность, т/ч          
скорость движения ленты, м/с 1,25 2,5 2,5 2,5 2,5
длина конвейера, м          
ширина ленты, мм          
мощность электропривода, кВт       2х90 3х90
масса конвейера без ленты, т       55,4  

Наиболее дорогим и быстроизнашиваемым элементом ленточных конвейе­ров традиционной роликовой конструкции является лента, стоимость которой обычно составляет 65…- 75 % стоимости всего конвейера, а срок службы редко превышает 1,0…- 1,5 года, в результате чего существенно снижается рентабель­ность конвейерного транспорта. Преждевременный вы­ход из строя конвейерной ленты обусловлен ее боковыми смещениями, что вызывает износ легкоранимых бортов ленты, и переломами продольного профиля на роликоопорах.

Инженерно-производственным центром «Конвейер» разработан ленточ­ный конвейер с подвесной лентой (рис. 5.2.), являющийся фактически гиб­ридом типо­вого роликового конвейера и рельсового транспорта, не имею­щим указанных выше недостатков. Приводная и натяжная станции такого конвейера ничем от ти­пового не отличаются. Зато линейная часть конвейера выглядит совсем по дру­гому. Здесь нет традиционных роликоопор.

Рис.5.2. Ленточный конвейер с подвесной лентой

К бортам размещенной на концевых барабанах ленты 1 с помощью крон­штей­нов 2 прикреплены опорные ролики 3, обечайки которых имеет вогну­тую поверх­ность. Этими роликами лента опирается на направляющие 4, вы­полненные в виде замкнутых, вытянутых вдоль конвейера труб, расстояние между которыми вы­брано таким, чтобы обеспечить требуемую желобчатость ленты на всей длине конвейера. Вблизи барабанов направляющие элементы 8 имеют отгибы в гори­зонтальной плоскости, позволяющие выполаживать (делать плоской) ленту в мес­тах ее взаимодействия с барабанами. Направ­ляющие через кронштейны 6 и про­дольные ригели 5 соединены со станиной конвейера. Такая конструкция позво­лила в 2…3 раза увеличить срок службы ленты, повысить производительность конвейера с подвесной лентой на 30...50 % по сравнению с аналогичным по гео­метрическим па­раметрам типовым роликовым конвейером за счет более полной за­грузки сечения ленты, увеличить размер куска транспортируемого груза до 500 мм, существенно уменьшить металлоемкость конструкции и рас­ход электроэнер­гии на транспортирование.

5.2.2. Пластинчатые конвейеры

Для перемещения крупнокусковых, тяжелых, горячих, острокромочных, абра­зивных грузов, а также в ситуациях, когда требуется преодолеть крутые уклоны (более 180) применяются пластинчатые конвейеры. В транспортно-грузовых ком­плексах литейных цехов эти конвейеры используют для перевозки горячих отли­вок, на предприятиях химической промышленности и стройматериалов - для по­дачи известняка на дробильные фабрики, в металлургии - для доставки крупно­кусковой руды и горячего агломерата, в угольной промышленности для подзем­ной транспортировки угля.

Пластинчатый конвейер состоит из двух бесконечных длиннозвенныз цепей 2 (рис. 5.3.), которые огибают установленные по концам конвейера приводные 1 и натяжные 7 звездочки. В пролете между ними цепи опираются роликами на на­правляющие 3, укрепленные на раме 4. Ведущие (приводные) звездочки установ­лены в головной части конвейера.

Рис.5.3. Схема пластинчатого конвейера

Привод 8 пластинчатых конвейеров по устройству не отличается от привода лен­точных. Цепи натягивают винтовым натяжным устройством 6. К цепям прикреп­лен настил 5, состоящий из металлических гладких или фигурных, штампован­ных или литых пластин. В конвейерах для перемещения сыпучих материалов отдель­ные пластины на шарнирах цепи перекрывают друг друга, что предотвращает просыпание груза. Пластинчатый конвейер загружают через воронку, разгрузка осуществляется при повороте пластин вокруг звездочек. При гладком настиле возможна разгрузка плужковым сбрасыва­телем. Скорость перемещения рабочих органов пластинчатых конвейеров невелика и колеблется в пределах 0,05…0,63 м/с, чаще всего 0,2…0,5 м/с.

Известны пластинчатые конвейеры для транспортирования материалов по кри­волинейному пути в плане и под углом до 30° к горизонту. В качестве тягового органа в пластинчатых конвейерах применяются длиннозвенные пластинчатые втулочные и втулочно-роликовые цепи.

В отличие от ленточных конвейеров, где лента перемещается за счет сил тре­ния, в пластинчатых тяговое усилие передается зацеплением. Поэтому функции натяжного устройства сводятся здесь только к выбору слабины цепи.

Производительность пластинчатых конвейеров для насыпных гру­зов равна:

.

Для настила без бортов:

,

а для настила с бортами:

, (5.3.)

где k1 = 0,85 — отношение ширины слоя материала к ширине настила;

—угол естественного откоса материала в движении;

h — высота бортов настила, м, (табл. 5.6.);

k2= 0,65 — коэффициент заполнения по высоте бортов.

При равномерной загрузке конвейера по всей ширине настила второе слагаемое в формуле (5.3.) не учитывается, а величина коэффициента k2 в этом случае повы­шается до 0,8—0,85. Скорость движения настила конвейера может быть уточ­нена по формуле:

Таблица 5.6.

Высота бортов настила h, мм

Ширина настила, мм                
Высота бортов настила, h                
               
                 
                 
                 
                 

где f — шаг цепи, м; применяются цепи с шагом 100; 125; 160; 200; 250; 320;
400; 500; 630 мм.

b — число зубьев звездочек; обычно b = 5; 6; 7; 8;

n —скорость вращения головного вала конвейера, 1/с:

Производительность пластинчатых конвейеров для штучных грузов оп­ределяется по формуле (5.1.). Установочная мощность электродвигателя пластинчатого кон­вейера:

где k3 – коэффициент запаса мощности, принимается равным 1,1…1,15;

где N1 – мощность, расходуемая на преодоление сопротивления движению,
обусловленного весом движущихся частей конвейера, кВт;

Т1 — мощность, расходуемая на преодоление сопротивления бортов
движению груза, кВт;

— к. п. д. привода (табл. 5.7.).

Таблица 5.7.

Средние расчетные значения kпд привода

Тип передачи
Ременная с плоским ремнем 0,96
Клиноременная 0,95
Цепная 0,92
Зубчатая открытая 0 90
Зубчатая закрытая (в редукторе) 0,97
Червячная с одноходовым червяком 0,65
Червячная с двухходовым червяком 0,75
Червячная с трехходовым червяком 0,85

Nl = 0,0024q'VL + 0.003Qч (0,11Lг + Н),

где q' — масса 1 п. м. настила с цепями и роликами (табл. 5.8.);

L – длина конвейера, м;

Lг – длина горизонтальной проекции конвейера, м.

Таблица 5.8.

Ориентировочная масса движущихся частей пластинчатых конвейеров

Ширина по- лотна, мм   Масса q', кг/м Ширина по- лотна, мм Масса q', кг/м
тип тип
легкий тяжелый легкий тяжелый
    -      
           
         

где h1—высота слоя материала в желобе, м;

—расчетная длина бортов, м;

—коэффициент трения груза о борта (табл.5.9.);

k4 — коэффициент бокового давления;

где - угол внутреннего трения насыпного груза, равный углу естественного от­коса материала.

Таблица 5.9.

Коэффициент трения материалов о стенки желобов

Материалы     Коэффициент трения
Материал желоба
сталь дерево бетон
в дви­жении в по­кое в дви­жении в по­кое в дви­жении в по­кое
Антрацит 0,29 0, 84 0,47 0,84 0,51 0,9
Земля, песок, гравий, мергель, из­вестковый камень 0,58          
Зола сухая 0,47 0,84 0,84   0,84  
Кокс 0,57   0,84   0,84  
Пыль угольная   2,77        
Руда 0,58 1,2        

5.2.3. Скребковые конвейеры

В скребковых конвейерах груз пере­мещается волочением по желобу или трубе прямоугольного или круг­лого се­чения движущимися скребками. Форма и высота скребка являют­ся главными признаками, по которым скребковые конвейеры раз­деляют на конструктивные типы. Разли­чают кон­вейеры со сплош­ными и контур­ными (фигурными) скребками. Сплошные скребки бывают высо­кие и низкие. От­дельную конструктивную разновидность предста­вляют собой трубчатые скребко­вые кон­вейеры с круглыми (или прямо­угольны­ми) сплош­ными скребками. Их от­личи­тельная особенность — широкая универсаль­ность конфигурации трассы пе­реме­щения груза.

По характеру движения различают скребковые конвейеры с непрерывным по­сту­пательным и возвратно-поступа­тельным движением скребков.

Скребковые конвейеры основных ти­пов со сплошными и контурными скреб­ками применяют для транспортирова­ния различных пылевидных, зернистых и куско­вых грузов. Конвейеры со сплошными скребками исполь­зуют для транспор­тирования и охла­ждения горячих гру­зов - золы, шлака и различных грузов хими­ческой и металлургической промыш­ленности. Скребковые конвейеры не приме­няются для транспортирования хруп­ких, влажных и липких грузов; хрупкие грузы дробятся скребками, влаж­ные и липкие прилипают к скребкам и плохо разгружа­ются, резко уменьшается про­изводительность конвейера и засоряется его обрат­ная ветвь.

Достоинствами скребковых конвей­еров являются простота конструкции; воз­можность герме­тичного транспортирования пылящих, газирую­щих и горячих гру­зов. К недо­статкам относятся интенсивный износ ходовой части и желоба, осо­бенно при перемещении абразивных грузов, по­скольку скребки и в большинстве слу­чаев тяговая цепь трутся о желоб в среде груза; зна­чительный расход энергии из-за трения груза и ходовой части о желоб; измельчение груза при транспортиро­вании волочением, что для одних грузов нежелательно, а для других (например, для кокса) недопустимо; эксплуатационные трудности транспортирования грузов с прочными, трудноразрушаемыми кусками, так как за­клинивание таких кусков между скреб­ками и желобом (трубой) создает значи­тельные нагрузки на тяговую цепь и может вы­звать поломку конвейера.

Значительные сопротивления переме­щению груза и износ ограничивают ско­рость, длину и производительность скребковых конвейеров. Обычно ско- рость конвейера составляет 0,16 … 0,4 м/c, в отдельных случаях (на угольных конвей­ерах) 0,5 … 1 м/с, длина до 100 м, производительность 35…50 т/ч и только у кон­вейеров отдельных типоразме­ров с высокими скребками производительность до­ходит до 700 т/ч.

Скребковый конвейер со сплошными высокими скребками (рис. 5.4.) состоит из открытого желоба 5, укрепленного на станине 4, вдоль которого движется

вертикально замкнутая тяговая цепь (или две цепи) 1 с укрепленными на ней скребками 2, огиб­ающая концевые (приводную и натяжную) звездочки. Движение тяговая цепь полу­чает от привода 3, а первоначальное натяжение — от натяжного устройства 6. Транспортируемый груз засыпается в желоб конвейера в любом месте по его длине и проталкивается скребком по желобу. Разгрузка конвейера может производиться в любом месте че­рез отверстия в дне желоба, перекры­вае­мые шиберными задвижками или затворами. Последние открываются при по­мощи электромеханического (винто­вого), пневматического или гидравличе­ского при­вода с ручным или дистан­ционным управлением. Для конвейеров малых ти­пораз­меров иногда применяют ручной привод.

Рис.5.4. Схема скребкового конвейера

Угол наклона скребковых конвейеров обычно не превышает 30—40°, так как с его увеличением производительность конвейера значительно снижается. При ис­поль­зовании специальных, так назы­ваемых ящичных, скребков с подвиж­ными боковыми стенками угол наклона конвейера увеличивается до 50°. Высоту скребка обычно принимают в 2…3 раза меньше ширины. Наибольшая допустимая крупность кусков материала для транс­портирования двухцепными конвейерами приведена в табл. 5.10.

Таблица 5.10.

Наибольшая допустимая крупность кусков

Шаг скреб­ков, мм Наибольшая крупность кусков груза, мм при ширине и высоте скребков, мм
450х200 600х250 800х250 1000х320 1200х400
640   -
    -   -   -   -

Примечание: В числителе — при содержании кусков указанной крупности до 10% по массе, в знаменателе — более 10%.

Для одноцепных конвейеров допустимая крупность кусков понижа­ется в 1,5…2 раза вследствие стесненных условий загрузки (при верхнем креплении цепи) или разгрузки (при нижнем креплении). Производительность конвейера равна:

, (5.4.)

где В, h –рабочие ширина и высота желоба, м;

- коэффициент заполнения желоба ( =0,8);

k – коэффициент, учитывающий угол наклона конвейера (табл.5.11.).

Таблица 5.11.

Значения коэффициента k

Угол наклона конвейера, град Значения k при грузах
легкосыпучих плохосыпучих
  0,85 0,65 0,5 _ — — 0,75 0,6 0,5 0,4

Мощность электродвигателя горизонтального конвейера, кВт:

,

где f – коэффициент, зависящий от типа передачи, равный при редукторе — 0,94;
при открытой зубчатой передаче — 0,89;

k2= 0,77 — общий коэффициент груза и цепи;
k3 — коэффициент, равный 1,15—1,2.

При наклонном транспортировании мощность двигателя, кВт:

.

Для выбора параметров скребкового конвейера следует принять размеры скребка и по формуле (5.4.) вычислить потребную скорость конвейера, либо ре­шить обратную задачу: принять скорость конвейера, по формуле (5.4.) вычислить Bh и, задавшись высотой скребка, вычислить его ширину.

При уточнен­ных расчетах величины мощности электродвигателя необходимо оп­ределять исходя из натяжения тяговых цепей.

Получают развитие скребковые трубные конвейеры (КСТ) - герметичные тру­бо­проводы из стандартной трубы, внутри которых движется цепь с закреплен­ными на ней скребками. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с тради­цион­ными видами транспорта. КСТ и транспортные системы, построенные на его основе, обладают полной гер­метичностью, что позволяет исключить как выделе­ние транспортируемого груза в окружающую среду, так и воздействие окружаю­щей среды на транспортируемый груз. При комплексном применении это позво­ляет даже при работе с вредными материалами создать экологически чистое про­изводство.

По удельному энергопотреблению КСТ сравним с ленточными конвейерами и имеет значительно лучшие показатели по сравнению со шнековыми конвейерами и пневмотранспортом. В силу простоты конструкции, тщательной отработке каж­дого элемента, приме­нения специальных высокопрочных материалов КСТ обла­дают высокой надежно­стью и практически не требуют ремонта. Транспорт-ные системы на базе КСТ обладают значительной пространственной гибкостью, что позволяет проложить трассы транспортирования оптимальным образом.

5.2.4. Скребково-ковшовые, ковшовые и люлечные конвейеры

Для перемещения грузов по сложной трассе с горизонтальными и вертикаль­ными участками, расположенными в вертикальной плоскости, служат скребково-ковшовые, ковшовые и люлечные конвейеры. Скребково-ковшовые и ковшовые конвейеры транспортируют насыпные, а люлечные - однородные штучные грузы.

Тяговым элементом этих конвейеров слу­жат две пластинчатые цепи, несущим элементом — соответственно ковши или шарнирно подвешенные полки-люльки. К достоинствам рассматриваемых конвейеров относятся бесперегрузочное транс­портирование в одном агрегате по горизонтальной и вертикальной трассе, про­стота выполнения промежуточной разгрузки на всем протяжении горизон­тальных (для скребково-ковшовых и ковшовых) и вертикальных (для люлечных) участков трассы конвейеров, возможность транспортирования горя­чих грузов. Недостат­ками их являются сложность конструкции и повышенная масса ходовой части. К ковшовым конвейерам относятся также конвейеры-элева­торы с горизонтальными участками за­грузки и разгрузки.

Рис.5.5. Схема скребково-ковшового (а) и ковшового (б) конвейера

Несмотря на общность трассы и неко­торое сходство принципа действия, кон­структивные исполнения конвейеров этой группы имеют значительное различие.

Скребково-ковшовый конвейер (рис. 5.5, а) имеет две бесконечные замк­нутые тяговые цепи 4 с жестко прикре­пленными к ним призматическими ков­шами 5, движущимися на горизон­тальных участках внутри открытого или закры­того желоба 1, а на вертикаль­ных участках — внутри закрытого напра­вляющего кожуха 7. Цепи огибают по­воротные звездочки 3, 2, 6 и направляю­щие круговые шины. Одна звез­дочка 3 (как правило, верхняя, в конце рабочей ветви) — привод­ная, а другая 2 — натяж­ная. Желоб и кожух конвейера поддер­живаются опор­ными метал­локонструк­циями, к которым прикреплены напра­вляющие пути из угол­кового проката. Цепи с ковшами на горизонтальных участках перемещаются по напра­вляющим путям вдоль желоба на ходовых катках, а на вертикальных уча­стках поднимаются внутри направляющих путей, которые не позволяют ковшам отклоняться в сто­роны.

Груз подается в желоб одним или попеременно не­сколькими питателями в лю­бом месте нижнего горизонтального участка кон­вейера. Движущиеся ковши, подобно скребкам, захватывают груз и перемещают его по желобу. В конце ниж­него горизонтального участка ковши при повороте цепей на звездочках 6 автома­ти­чески зачерпывают перемещаемый груз и поднимают его по вертикали, а затем, при переходе на верхний горизонтальный участок, пересыпают груз в желоб и перемещают его опять подобно скребкам. Груз может выгружаться в лю­бом месте верхнего горизонтального участка конвейера через отверстия в дне же­лоба, закрываемые задвижками.

Размер куска перемещаемых скребково-ковшовыми конвейерами грузов обычно не превышает 150 мм, длина горизонтальных участков достигает 100 м, а высота подъема - 25 м. Производительность таких конвейеров находится в пределах до 200 м3/ч.

Влажные и липкие грузы этими конвейерами не транспортируют из-за сложно­стей разгрузки и очистки ков­шей. К недостаткам скребково-ковшовых конвейеров относятся повышенный из­нос ковшей и желоба, высокий расход энергии, кроше­ние груза, хотя и мень­шее, чем в обычных скребковых конвей­ерах, поскольку бо­ковые стенки ковша исключают трение груза о верти­кальные стенки желоба. Вследствие этих недостатков скребково-ковшовые кон­вейеры имеют сравни­тельно малое рас­пространение.

У ковшовых конвейеров (рис. 5.5, б) ковши 3 размещаются между двумя пла­стинчатыми катковыми цепями 4, но подвешивают их к цепям на свободных шар­нирах. На вертикальных участках установлены направляющие 5. Ось подвешива­ния ковша всегда распола­гается выше его центра тяжести; этим обеспечивается движение ковшей парал­лельно самим себе как на вертикальных, так и на горизон­тальных участках конвейера, устойчивое положение ковшей во время движения и автоматический возврат их в исходное положение после опрокидывания для раз­грузки.

Насыпной груз загружается в ковши в любом месте нижнего горизонталь­но­го участка и перемещается в них как на горизонтальных, так и на вертикальных участках без пересыпок, что предохраняет груз от измельчения и ис­тирания. Ковши разгружаются в любом месте верхнего горизонтального участка при по­мощи подвижных или стацио­нарных разгрузочных устройств 1. Метал­лическая конструкция конвейера может быть открытой (с сетчатым предохрани­тельным ограждением) или закрытой в герметичный кожух, что необходимо для транспор­тирования газирующих или токсичных грузов. Натяжение цепи обеспечивается винтовыми или пружинно-винтовыми устройствами, перемещающими натяжную звездочку 6.

Ковшовые конвейеры, пара­метры которых даны в табл. 5.12, применяют для транспортирования сухих, легкосыпучих пылевидных, зернистых и кусковых на­сыпных грузов на пред­приятиях химической и угольной про­мышленности, в сис­темах топливоподачи электростанций, коксогазовых, це­ментных и других заво­дах, а также для подъема угля из шахты.

Таблица 5.12

Параметры ковшовых конвейеров

Параметр Ширина ковша В, мм
         
Длина ковша А, мм              
Шаг ковшей, мм              
Геометрический объем ковша, л     72,5        
Объемная производительность конвейе-              
ров при V = 0,315 м/с и \|/ = 0,85, м3              
Наибольшие размеры кусков груза, мм:              
Максимальная высота подъема груза              
плотностью 1 т/м3, м              

Производительность ковшовых конвейеров составляет 10 — 500 т/ч; длина го­ризонтальных участков до 150 м; вы­сота подъема до 60 м. Достоинствами (кроме указанных ранее) ковшовых конвейеров являются отсутствие истирания и кроше­ния груза при транспортировании; возможность одновременного перемещения раздель­но разных грузов при соответствующей блокировке загрузочных уст­ройств. К недостаткам относятся некоторая сложность как изготовления, так и экс­плуатации конвейера из-за большого числа шарниров и катков, требующих ре­гулярного смазывания, а отсюда - и высокая стоимость; большая масса хо­довой части; возможность раскачивания и ударов ковшей друг о друга при по­вышенной скорости (более 0,4 м/с).

Привод ковшовых конвейеров редукторный, с автоматическим тормозным уст­ройством или остановом, препятствующим движению ходовой части в обратную сторону через приводную звездочку 2. При большой вы­соте подъема (например, для шахт) применяют многоприводные конвейеры с несколькими гусеничными приводными механизмами, устано­вленными на вертикальном участке.

Люлечные конвейеры по конструкции подобны ковшовым, но вместо ковшей имеют шарнирно-подвешенные полки, так называемые люльки. Загружаются и разгружаются люльки вручную или автоматически при помощи специальных уст­ройств. Длина люлечных конвейеров достигает 150 м, а высота подъема 30 м.

В качестве тягового элемента используют пластинчатые цепи с ребордными катками с шагом 100, 125, 160, 200, 250, 315 мм. Имеют также конструкции с од­ной тяговой цепью, но они относятся к люлечным элеваторам. Несущими элемен­тами являются люльки, конструкции которых весьма разнообразны в зависимости от формы, размеров и массы транспортируемых грузов и способа их разгрузки и загрузки. Они могут загружаться и разгружаться автоматически с помощью гре­бенчатых столов и лотков на ходу конвейера. Имеются различные конструкции люлек для ручной загрузки и разгрузки.

Параметры грузонесущих органов люлечных конвейеров (размеры, грузо­подъемность) определяются габаритными размерами транспортируемых штучных грузов и их массой. Шаг люлек проверяется на проходимость по криволинейным участкам трассы. При определении производительности скорость принимают не более 035 м/с из-за проблем с загрузкой и разгрузкой при больших скоростях. Тя­говый расчет и определение потребной мощности электродвигателя привода вы­полняют так же, как и для других цепных конвейеров.

5.2.5. Винтовые конвейеры

Винтовые конвейеры применяют для перемещения пылевидных, порошко­образных и реже мелкокусковых насыпных грузов на сравнительно небольшое расстояния (обычно до 40 м по горизонтали и до 30 м по вертикали) при произво­дительности до 100 т/ч в транспортно-грузовых комплексах химической, муко­мольной промышленности и предприятий строитель­ных материалов. Ими целесо­образно транспортировать липкие, слеживающиеся и высокоабразивные грузы.

К достоинствам винтовых конвейеров относятся простота конструкции, неболь­шие габаритные размеры, удобство промежуточной разгрузки, герметич­ность, что весьма важно при транспортировании пылящих, горячих и остропах­нущих грузов. К недостаткам относятся высокий удельный расход энергии, свя­занный со спосо­бом перемещения грузов, значительное измельчение и истирание груза, повышенный износ винта и желоба, а также чувствительность к перегруз­кам.

Рис.5.6. Схема винтового конвейера

По виду трассы винтовые конвейеры бывают горизонтальными, наклонными и вертикальными. К ним можно отнести также винтовые транспорти­рующие трубы. Горизонтальный винтовой конвейер (рис. 5.6.) состоит из жёлоба 1, в котором вращается винт 2, представляющий собой продольный вал с укрепленными на нем винтовыми ребрами, и привода (электродвигатель и редуктор) вращающего винт. Груз подается в желоб че­рез одно или несколько отверстий в его крышке и при вращении винта скользит вдоль желоба, подобно тому, как движется по винту гайка, удерживаемая от совместного с ним вра­щения. Совместному вращению груза с винтом препятствуют силы тяжести груза и трение его о желоб. Разгрузка желоба производится через одно или несколько отвер­стий в днище, снабженных затворами.

Винт конвейера выполняют с правым или левым направлением спирали, одно-, двух- или трехзаходным. Поверхность винта может быть сплошной, ленточной или преры­вистой в виде отдельных лопастей фасонной формы.

Винты со сплошной поверхностью применяют в основном для перемещения су­хого мелкозернистого и порошкообразного насыпного груза, не склонного к сле­живанию; с ленточной, лопастной и фасонной – для перемещении слеживаю­щихся грузов, а также для выполнения некоторых технологических операций, на­пример перемешивания различных грузов.

К основным элементам винтовых конвейеров относятся винт и его опоры, же­лоб, привод, загрузочное и разгрузочное устройства. Винт конвейера изготовля­ется из труб, к которым привариваются лопасти. В качестве опор винтов приме­няют подшипники скольжения и качения. Длина секции винта 2…4 м. Каждые две секции трубчатых винтов соединяются коротким валом.

Желоб винтового конвейера изготавливают из листовой стали толщиной 3…6 мм. Для транспортирования абразивных и горячих (до 200 °С) грузов применяют же­лоба из чугуна, а для легких неабразивных грузов - из дерева с внутренней об­шивкой листовой сталью. Привод винтовых конвейеров редукторный, состоящий из электродвигателя 4, ре­дуктора 3 и муфт 5. В загрузочное устройство входит люк в крышке желоба кон­вейера и гибкий впускной патрубок, обеспечивающий герметичность при пе­ре­ходе сыпучего грунта в желоб конвейера из бункеров, других конвейеров или технологических машин. Разгрузочные устройства выполняют в виде отверстий в днище желоба, перекрываемых шиберными затворами.

5.2.6. Роликовые конвейеры

Роликовые конвейеры (рольганги) широко используются как в транспортно-грузовых комплексах промышленных предприятий, специализированных термина­лах, так и в основных технологических цехах для перемещения штучных грузов по горизонтали или под небольшим углом наклона по стационарным вращаю­щимся роликам (дискам). Расстояние между роликами должно быть таким, чтобы груз в любом положении опирался не менее чем на три ролика.

Существуют роликовые конвейеры приводные и неприводные. В первом слу­чае грузы перемещаются под действием непосредственно приложенной к ним движущей силы или под уклон самоходом (гравитационные конвейеры), во вто­ром ролики приводятся во вращение двигателем и сообщают движение лежащим на них грузам.

Неприводные роликовые конвейеры в основном используют для межоперацион­ного перемещения грузов, при погрузочно-разгрузочных и складских работах для передачи и накопления груза, для выполнения технологических операций при сборке, учете, сортировке, взвешивании и кантовании. Они просты в эксплуата­ции, экономичны и легко стыкуются с другими транспортными средствами и тех­нологическим оборудова­нием. Недостатками их являются невысокая производи­тельность, неста­бильность скорости движения, возможность остановки и сбрасы­вания грузов, необходимость восстановления потерянной на наклонной трассе высоты. Неприводные роликовые конвейеры разделяют на стационарные, пере­движные на колесном ходу и перенос­ные. Неприводные роликовые конвейеры допускают пересечения и разветвления, на которых подобно стрелочным перево­дам рельсовых путей можно пере­ставлять переходные секции. Основным эле­ментом неприводного конвейера является цилинд­рический ролик, вращающийся на шарикоподшипниках на неподвижных осях. Длина цилиндрических роликов принимается из размерного ряда: 160, 200, 250, 320, 400, 650, 800, 1000, 1200 мм, шаг роликов из ряда: 50, 60,80,100,125,160, 200,250, 315,400, 500, 630 мм.

При тяжелых условиях работы применяют ролики из синтетических материалов, которые имеют небольшую массу, повышенную кислото­упорность и коррозион­ную стойкость, обладают эластичностью и бесшум­ны при движении по ним гру­зов. Во многих случаях вместо цилиндриче­ских применяют дисковые ролики, ус­танавливаемые на неподвижных осях. Эти ролики имеют некоторые преимуще­ства перед цилиндрическими, например, на криволинейных в плане конвейерах при движении по ним грузов практически отсутствует скольжение, при неболь­ших размерах грузов они позволяют устанавли­вать их ближе друг к другу, что обеспечивает более плавный и спокой­ный ход грузов.

Высота установки роликового настила обычно не превышает 1000 - 1200 мм от уровня пола. На­клон гравитационного конвейера должен быть таким, чтобы груз переме­щался на трассе самоходом без остановок и увеличения скорости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: