Транспортно-грузовые комплексы для контейнеров представляют собой специфическую область логистики, наиболее бурно развивающуюся за последнее время. Ежегодный рост объемов контейнерных перевозок на некоторых направлениях достигает 20-30%.Сами контейнеры представляют собой крупногабаритные и тяжеловесные грузы, но в них перевозятся ценные грузы и технология их переработки отличается от перегрузочно-складских и транспортных работ с обычными крупногабаритными и тяжелыми грузами.
Контейнеропотоки часто связаны с внешнеторговыми перевозками, требуют таможенного контроля и передаются с одних видов транспорта на другие через морские порты. Поэтому контейнерные транспортно-грузовые комплексы рассматриваются в этой главе особо.
Грузовой контейнер – это нестационарная транспортная емкость с внут-ренним объемом более 1 м3, предназначенная для многократных перевозок и временного хранения грузов.
В конструктивном отношении контейнеры представляют собой обычно замкнутые емкости в форме прямоугольного параллелепипеда. Они имеют сварной каркас из холоднотянутого швеллера 60х40х3 мм, обшитый стальными или алюминиевыми гофрированными листами толщиной 1,5 мм. Иногда применяют также контейнеры с открытым верхом или с крышей из прорезиненной ткани, закрепленной к каркасу тонкими канатиками. Отличительные особенности контейнера: замкнутый тип конструкции; достаточная прочность для многократного использования; возможность перевозок различными видами транспорта без промежуточной выгрузки грузов из контейнера; наличие в конструкции приспособлений, обеспечива-ющих быструю погрузку, разгрузку и перегрузку с одного вида транспорта на другой; простота загрузки грузов в контейнер и их выгрузки.
Основные параметры контейнера: масса брутто (наибольшая масса контейнера с грузом); длина, ширина и высота наружные и внутренние; внутренний объем; собственная масса контейнера. Контейнеры классифицируют:
· по роду перевозимых грузов (универсальные – для различных грузов, спе-циализированные – для определенных грузов);
· по массе брутто (малотоннажные – до 2,5 т, среднетоннажные – 3-5 т, кру-пнотоннажные – 10 т и более);
· по виду транспорта, который их перевозит (унифицированные – для пере-возок на любом виде транспорта, для определенных видов транспорта – автомобильные, авиационные).
Параметры наиболее распространенных контейнеров приведены в табл. 11.1, а схемы контейнеров – на рис.11.1.
а) 120 1

![]() | ![]() | ||||
![]() | |||||
2
3

1800 1050
![]() | ![]() |
б) 1
2100 310 705
![]() | ![]() | ||||||||
![]() | ![]() | ||||||||
![]() | |||||||||
2 2400
3
![]() | ![]() | ![]() | |||
350
1250 1325
![]() | ![]() |
в) 4 3
![]() | |||||
![]() | ![]() | ||||
2
2438
120
![]() | ||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||||
![]() | ||||||||
2438 1250
6058 (12192)

Рис. 11.1. Универсальные контейнеры малотоннажный АУК (автомобильный)
массой брутто 1250 кг (а), среднетоннажный массой брутто 3000 кг (б), крупнотоннажнные массой брутто 20 т (30 т) (в): 1 – рымы для застропки контейнеров; 2 – двери; 3 – проемы для ввода вилочного грузозахвата; 4 – фитинги для
захвата крупнотоннажных контейнеров
В обозначениях контейнеров внутрироссийского обращения: первое У – унифицированный по видам транспорта, второе У – универсальный, К – контейнер, цифра 3 или 5 – масса брутто контейнера в тоннах.Обозначения и размеры крупнотоннажных контейнеров, применяемых при международных перевозках устанавлены в соответствии со стандартами ИСО – Международной Организации по стандартизации (в английской ин-терпретации ISO – International Organisation for Standartisation).
Для механизированной перегрузки подъемно-транспортным оборудованием контейнеры имеют в своей конструкции специальные устройства – проемы в нижней части, под полом для вил погрузчиков и фитинги (крупнотоннажные контейнеры) или стержни-рымы (у среднетоннажных контейнеров внутрироссийско го обращения). Конструкция, размеры и расположение угловых фитингов для крупнотоннажных контейнеров регламентированы ГОСТ 20527-75.
Грузы в контейнеры (отдельными штучными местами или в пакетах) загружают и разгружают через двери в одной из торцевых стенок. Загруженные контейнеры должны быть опломбированиы запорно-пломбировочными устройствами в соответствии с Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте
| Таблица 11.1 | |||||||||||||||
| Размеры универсальных железнодорожных контейнеров | |||||||||||||||
| Типо- | Масса брутто,т | Тара, т | Наружные размеры, им. | Внутренние размеры, мм | Внутр. объем, куб.м | Удельный объем, куб.м/т | Поколе ние кон-тейнера | ||||||||
| размер | номиналь-ная | максималь-ная | длина | ширина | высота | длина | ширина | высота | |||||||
| Крупнотоннажные контейнеры | |||||||||||||||
| IAA | 30,48 | 4,05 | - | - | - | 65,5 | 2,5 | II | |||||||
| IAA | 30,48 | 4,25 | - | - | 74,5 | 2,89 | III | ||||||||
| IAA | 30,48 | 4,25 | - | - | - | 74,5 | 2,89 | III | |||||||
| IA | 30,48 | 4,00 | 61,3 | 2,35 | I | ||||||||||
| IAX | 30,48 | * | * | II | |||||||||||
| IBB | 25,4 | - | - | - | 48,8 | 2,13 | II | ||||||||
| IB | 25,4 | - | - | 45,7 | I | ||||||||||
| IBX | 25,4 | - | * | * | II | ||||||||||
| ICC | 2,18 | 32,3 | 1,45 | II | |||||||||||
| 1C | 2,115 | 30,6 | 1,68 | I | |||||||||||
| ICX | * | * | II | ||||||||||||
| 1Д | 10,16 | 14,8 | 1,74 | I | |||||||||||
| 1ДХ | 10,16 | * | * | II | |||||||||||
| Среднетоннажные контейнеры | |||||||||||||||
| УУКП-5(6) | 6,00 | 0,93 | - | - | - | 11,3 | 2,26 | II | |||||||
| УУКП-5 | 0,96 | - | 11,3 | 2,78 | II | ||||||||||
| УУК-5 | 5,00 | 0,96 | - | 10,3 | 2,56 | I | |||||||||
| УУК-5У | 5,00 | 0,96 | - | - | - | 10,5 | 2,60 | I | |||||||
| УУКП-3(5) | 5,00 | 0,53 | - | 5,7 | 1,27 | II | |||||||||
| УУК-3(5) | 5,00 | 0,55 | 5,1 | 1,14 | I | ||||||||||
| УУК-3 | 3,00 | 0,55 | 5,16 | 2,11 | I | ||||||||||
| УУКП-6(8) | б | 8,00 | 1,00 | 12,34 | 2,23 | III | |||||||||
В среднетоннажные контейнеры массой брутто 3 т загружают примерно 1500…1800 кг грузов разной объемной массы, в контейнеры массой брутто 5 т – 2000…3000 кг. В крупнотоннажные контейнеры массой брутто 20 т (20-футовые) в один ярус загружают по 9…10 транспортных пакетов на стандартных поддонах 1200х800 или 1200х1000 мм, а в два яруса 18 пакетов, а в контейнеры массой брутто 30 т (40-футовые) – 20…21 пакетов в один ярус и 40 пакетов – в два яруса. При наличии свободных зазоров внутри контейнера между грузами и стенками контейнера, грузы в контейнерах должны быть закреплены от продольных и поперечных перемещений. Крепления выполняют из досок толщиной 25…30 мм и шириной120…150 мм. Форма и конструкция специализированных контейнеров, предназначенных для перевозок только определенных грузов, существенно зависят от характера этих грузов и поэтому они могут быть очень разнообразными.
Различают следующие основные группы специализированных контейнеров:
СК-1 – контейнеры для неслеживающихся сыпучих грузов;
СК-2 – контейнеры для вязких, слеживающихся сыпучих грузов;
СК-3 - контейнеры для тарно-штучных грузов;
СК-4 – контейнеры для жидких грузов;
СК-5 – рефрижераторные контейнеры для скоропортящихся грузов;





















