Применение контейнеров

По определению Комитета по грузовым контейнерам Международной организации по стандартизации (ISO) грузовой контейнер является элементом транс­портного оборудования, обладающим следующими характеристиками:

- постоянной технической характеристикой и прочностью, достаточной для его многократ­ного использования;

- специальной конструкцией, обеспечиваю­щей перевозку грузов одним или несколькими видами транспор­та без промежуточной выгрузки из контейнера;

- приспособлени­ями, обеспечивающими быструю погрузку, разгрузку и пере­грузку с одного вида транспорта на другой;

- конструкцией, ко­торая позволяет легко загружать и разгружать его; внутрен­ним объемом 1 м3 и более.

Грузовые контейнеры классифицируют: по видам сообщения, сфере обращения, назначению, конструкции, материалу изготовления, массе брутто.

1) По видам сообщения и сфере обращения контейнеры делятся на межконтинен­тальные, континентальные и внутризаводские (технологичес­кие). Контейнеры, используемые на магистральном транспорте, могут быть широкого и ограниченного обращения. Применение контейнеров широкого обращения допущено на двух и более видах транспорта без ограничения районов их эксплуатации. Контейнеры ограниченного обращения допущены к применению только на одном виде транспорта или в смешанном сообщении, но на определенных направлениях.

2) По назначению различают контейнеры общего назначения (универсальные) и специального назначения (специализиро­ванные). Контейнеры общего назначения служат для транспор­тировки и хранения штучных грузов или сыпучих материалов в мелкой таре.

3) По конструкции контейнеры могут быть жесткими (неразборными, складными, сборно-разборными), мягкими (эластич­ными) и комбинированными (мягкими, с отдельными жесткими элементами конструкции).

4) По материалу изготовления контейнеры делятся на цельно­металлические (из стали, алюминиевых сплавов); комбиниро­ванные (из углеродистых и легированных сталей, алюминиевых сплавов и многослойной клееной фанеры, покрытой пластиком, деревянно-металлические); пластмассовые.

5) По массе брутто контейнеры делятся на малотоннажные (до 2,5 т), среднетоннажные (от 2,5 до 10 т включительно) и круп­нотоннажные (свыше 10 т).

К основным техническим характеристикам контейнеров относятся: масса брутто, грузоподъемность, погрузочная площадь, габаритные и внутренние размеры, размеры погрузочно-разгрузочных устройств (двери, люки), собственная масса (тара), коэффициент тары.

1) Масса брутто контейнера и его грузоподъемность g гр связаны соотношением

(2.1)

где — собственная масса (тара) контейнера, т.

2) Загрузка контейнера характеризуется коэффициентом ис­пользования грузоподъемности Кα и грузовместимости К v. Ко­эффициент Ка — отношение фактической загрузки qф контей­нера к его номинальной грузоподъемности qн:

Kа = qф / qн. (2.2)

Коэффициент Kv — это отношение объема V гр фактически занимаемого грузом, к полезному объему V к контейнера:

Kv = Vгр / Vк. (2.3)

Коэффициентом тары называется отношение массы mK по­рожнего контейнера к его номинальной грузоподъемности qн:

Kт = mк / qн. (2.4)

Допустимая высота штабелирования универсальных контей­неров: среднетоннажных — 3 яруса, крупнотоннажных — 6 яру­сов. Срок их службы соответственно 20 и 10 лет.

Каждый контейнер маркируется изготовителем. В маркировке указываются:

- страна изготовления;

- знак и сокращенное название владельца;

- наименование изготовителя и товарный знак;

- месяц и год изго­товления ипоследнего капитального ремонта;

- условное обозна­чение контейнера;

- масса брутто;

- собственная масса и объем контейнера.

Основной системой стандартизации контейнеров являются контейнерные ряды, построенные на модульной основе. Стандартный контейнер ISO имеет поперечное сечение раз­мерами 2435x2435 мм. Эта постоянная величина (8х8 футов) на­зывается контейнерным модулем ISO. Длина контейнеров может составлять 2991, 6058, 9125, 12192 мм. Наиболее широко распространены контейнеры длиной 6058 мм. Для перевозки тяжелых грузов строят полуконтейнеры, которые имеют сечение 2435х1200 мм, меньший вес и объем.

Государственный стандарт предусматривает три ряда кон­тейнеров (табл. 2.3), из которых первый и второй ряды (круп­но- и среднетоннажные контейнеры) предназначены для мор­ских, речных, железнодорожных и автомобильных перевозок, третий - только для автомобильных перевозок.

Таблица 2.3

Типы и размеры контейнеров

Тип контейнера Масса, т Размеры, мм
по Государст-венному стандарту ИСО брутто собствен-ная (тара) габаритные внутренние дверного проема
длина ширина длина ширина длина ширина
Крупнотоннажные
УУК-30 УУК-20 УУК-10 IA IC ID 30.48 20.32 10.16 - - -            
Среднетоннажные
УУК-5 УУК-5У УУК-2,5(3) - - - 5.0 5.0 2.5(3) 0.95 0.75 0.5            
Малотоннажные
АУК-1,25 АУК-0,625 - - 1.25 0.625 0.36 0.26            
                         

Кроме стандартных контейнеров, на транспорте используются специализированные контейнеры различного конструктивного исполнения:

1. Контейнеры для генеральных грузов имеют прямой доступ внутрь через торцевые двери и, в необходимых местах, точки для закрепления.

2. Контейнеры, загружаемые через крышу, предназначенные для перевозки длинномерных и крупногабаритных грузов. Крыша и верхняя балка над дверью снимаются, чтобы можно было подать груз через дверь или через крышу.

3. Полуконтейнеры используются для перевозки тяжеловесных грузов. Полноразмерный контейнер, заполненный такими грузами, превысил бы нормальный вес контейнера.

4. Контейнеры без боковых стенок, оборудованы жесткой крышей и имеют боковые стороны, забранные проволочной сеткой, предназначены для перевозки безопасных грузов.

5. Контейнеры-платформы представляют собой раму с настилом, по торцам которой закреплены складные стенки. Такие контейнеры имеют устройства для крепления груза на время транспортировки и предназначены для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

6. Контейнеры для перевозки сыпучих грузов предназначены для гранулированных и порошкообразных грузов, имеют три загрузочных люка и разгрузочный люк в торце, который используют для разгрузки контейнера.

7. Контейнеры-цистерны представляют собой цистерну на стандартной раме и по размеру соответствуют стандартному контейнеру.

8. Куполообразные контейнеры предназначены для перевозки в самолетах и сконструированы согласно размерам салона самолета. Эти контейнеры не предназначены для перевалки с одного вида транспорта на другой.

9. Мягкие специализированные контейнеры предназначены для перевозки продовольственных, химических, навалочных грузов, минеральных удобрений при температуре от -60 до +60 °С. Изготавливаются из одно- или многослойных резинокордных и синтетических материалов.

10. Изотер­мические, охлаждаемые (рефрижераторные) и подогреваемые контейнеры для перевозки скоропортящихся грузов.

Изотермический контейнер — контейнер, у которого стенки, пол, крыша и двери покрыты теплоизоляционным материалом или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничива­ющего теплообмен между средой внутри контейнера и окружаю­щей средой, и который способен поддерживать заданный тем­пературный режим.

К изотермическим контейнерам относятся:

- теплоизолированный — контейнер, не имеющий средств ох­лаждения и (или) отопления;

- рефрижераторный с расходуемым хладоносителем — контей­нер, в котором используется источник холода, например, льда, сухого льда, сжиженных газов (азота, углекислого газа), с ре­гулированием возгонки или испарения либо без регулирования, для которого не требуется наружного энергоснабжения;

- рефрижераторный с машинным охлаждением — контейнер, имеющий холодильную установку (компрессионного или абсорб­ционного типа);

- отапливаемый — контейнер, имеющий отопительную уста­новку;

- рефрижераторный отапливаемый — контейнер, имеющий хо­лодильную установку или расходуемый хладоноситель и отопи­тельную установку;

- холодильная установка — совокупность оборудования, сос­тоящая из одной или нескольких холодильных машин, трубо­проводов, средств управления, регулирования и контроля и обес­печивающая создание и поддержание внутри контейнера за­данной температуры.

По нормам ISO, диапазон температур охлаждаемых изо­термических контейнеров составляет от +12 до - 25 °С, что обеспечивает сохранность доставки любых скоропортящихся грузов. Температура внутри рефрижераторного контейнера под­держивается автоматически, допустимые отклонения + 1°С. Для равномерного распределения температур внутри рефриже­раторных контейнеров в их полу предусмотрены воздуховоды. Изотермические контейнеры для фруктов и овощей имеют вен­тиляционные устройства. Холодильные установки рефрижера­торных контейнеров могут работать от внешнего источника пи­тания или от своего дизель-генератора.

Универсальные контейнеры, как правило, принадлежат автотранспортным предприятиям, а специализированные - грузоотправителям или грузополучателям.

Вес отдельных грузовых мест, предъявляемых к перевозке в контейнерах, не должен превышать:

- 80 кг для малотоннажных контейнеров (грузоподъемность 0,625 и 1,25 т);

- 120 кг для среднетоннажных контейнеров (грузоподъемность 2,5; 3 и 5 т);

- 300 кг для крупнотоннажных контейнеров (грузоподъемность свыше 10 т).

Грузоотправитель обязан загружать контейнер до полной вместимости, но не свыше его грузоподъемности.

Ответственность за размещение грузов внутри контейнера несет грузоотправитель. Грузоотправитель обязан размещать груз в контейнере так, чтобы исключалась возможность его перемещения внутри контейнера при перевозке и чтобы нагрузка на пол контейнера распределялась равномерно. При размещении груза необходимо оставлять свободное пространство между грузом и дверью контейнера от 30 до 50 мм.

Автотранспортные организации не несут ответственности за порчу или повреждение груза, происшедшие вследствие неправильного размещения или крепления груза внутри контейнера грузоотправителем.

При междугородных перевозках грузоотправитель обязан размещать контейнеры на подвижном составе дверями внутрь платформы. При городских и пригородных перевозках, когда договором предусмотрено осуществление погрузки и выгрузки грузов без снятия контейнеров с подвижного состава, грузоотправитель должен размещать контейнеры к бортам транспортного средства. При перевозке неполного комплекта контейнеров их устанавливают вплотную к переднему борту платформы подвижного состава.

Автотранспортные предприятия принимают от грузоотправителя и сдают грузополучателю контейнеры с грузом по наружному осмотру контейнеров и пломб и по весу, указанному грузоотправителем.

Использование контейнеров на транспорте имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести:

1) Формирование укрупненной грузовой единицы вместо отдельных штучных отправок или упаковок.

2) Сокращение времени на погрузочно-разгрузочные операции.

3) Снижение требований к упаковке, поскольку более простая упаковка позволяет уместить в том же объеме больше груза, чем при укладке с учетом упаковки.

4) Перевозка становится экономичнее, поскольку полностью загруженный контейнер наиболее эффективно использует объем грузового пространства подвижного состава.

5) Грузы перевозить безопаснее, поскольку они лучше уложены, чем свободно лежащие, что исключает возможность сдвига груза при транспортировке.

6) Снижение возможности хищения.

7) Упрощение составления документации. На контейнер готовится документация как на единичную продукцию, даже если грузы, перевозимые в нем, принадлежат разным грузовладельцам. При этом транспортно-экспедиционная организация, специализирующаяся на данных перевозках, принимает на себя разгрузку контейнера в пункте назначения и гарантирует доставку отдельных грузовых мест соответствующим грузополучателям.

8) Снижаются страховые затраты, поскольку отдельные отправки не требуют индивидуальной переработки и контейнер обеспечивает сохранность грузов, находящихся в нем.

9) Использование контейнеров способствует развитию смешанных перевозок «от двери к двери» или от склада до склада, поскольку является наиболее экономичным способом доставки грузов.

Однако контейнерная система имеет и ряд недостат­ков: необходимость крупных начальных капитальных вложе­ний; неполное использование грузоподъемности транспорта и вместимости контейнеров; необходимость возврата порожних контейнеров; потребность в мощных дорогостоящих перегрузочных комплексах; сложная система учета и движения и эксплуатации контейнеров; усложнение системы организации перевозок.

Эффективность контейнеризации перевозок грузов определяется сопоставлением ее преимуществ и недостатков в конкретных эксплуатационных условиях перевозки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: