По определению Комитета по грузовым контейнерам Международной организации по стандартизации (ISO) грузовой контейнер является элементом транспортного оборудования, обладающим следующими характеристиками:
- постоянной технической характеристикой и прочностью, достаточной для его многократного использования;
- специальной конструкцией, обеспечивающей перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной выгрузки из контейнера;
- приспособлениями, обеспечивающими быструю погрузку, разгрузку и перегрузку с одного вида транспорта на другой;
- конструкцией, которая позволяет легко загружать и разгружать его; внутренним объемом 1 м3 и более.
Грузовые контейнеры классифицируют: по видам сообщения, сфере обращения, назначению, конструкции, материалу изготовления, массе брутто.
1) По видам сообщения и сфере обращения контейнеры делятся на межконтинентальные, континентальные и внутризаводские (технологические). Контейнеры, используемые на магистральном транспорте, могут быть широкого и ограниченного обращения. Применение контейнеров широкого обращения допущено на двух и более видах транспорта без ограничения районов их эксплуатации. Контейнеры ограниченного обращения допущены к применению только на одном виде транспорта или в смешанном сообщении, но на определенных направлениях.
2) По назначению различают контейнеры общего назначения (универсальные) и специального назначения (специализированные). Контейнеры общего назначения служат для транспортировки и хранения штучных грузов или сыпучих материалов в мелкой таре.
3) По конструкции контейнеры могут быть жесткими (неразборными, складными, сборно-разборными), мягкими (эластичными) и комбинированными (мягкими, с отдельными жесткими элементами конструкции).
4) По материалу изготовления контейнеры делятся на цельнометаллические (из стали, алюминиевых сплавов); комбинированные (из углеродистых и легированных сталей, алюминиевых сплавов и многослойной клееной фанеры, покрытой пластиком, деревянно-металлические); пластмассовые.
5) По массе брутто контейнеры делятся на малотоннажные (до 2,5 т), среднетоннажные (от 2,5 до 10 т включительно) и крупнотоннажные (свыше 10 т).
К основным техническим характеристикам контейнеров относятся: масса брутто, грузоподъемность, погрузочная площадь, габаритные и внутренние размеры, размеры погрузочно-разгрузочных устройств (двери, люки), собственная масса (тара), коэффициент тары.
1) Масса брутто контейнера и его грузоподъемность g гр связаны соотношением
(2.1)
где — собственная масса (тара) контейнера, т.
2) Загрузка контейнера характеризуется коэффициентом использования грузоподъемности Кα и грузовместимости К v. Коэффициент Ка — отношение фактической загрузки qф контейнера к его номинальной грузоподъемности qн:
Kа = qф / qн. (2.2)
Коэффициент Kv — это отношение объема V гр фактически занимаемого грузом, к полезному объему V к контейнера:
Kv = Vгр / Vк. (2.3)
Коэффициентом тары называется отношение массы mK порожнего контейнера к его номинальной грузоподъемности qн:
Kт = mк / qн. (2.4)
Допустимая высота штабелирования универсальных контейнеров: среднетоннажных — 3 яруса, крупнотоннажных — 6 ярусов. Срок их службы соответственно 20 и 10 лет.
Каждый контейнер маркируется изготовителем. В маркировке указываются:
- страна изготовления;
- знак и сокращенное название владельца;
- наименование изготовителя и товарный знак;
- месяц и год изготовления ипоследнего капитального ремонта;
- условное обозначение контейнера;
- масса брутто;
- собственная масса и объем контейнера.
Основной системой стандартизации контейнеров являются контейнерные ряды, построенные на модульной основе. Стандартный контейнер ISO имеет поперечное сечение размерами 2435x2435 мм. Эта постоянная величина (8х8 футов) называется контейнерным модулем ISO. Длина контейнеров может составлять 2991, 6058, 9125, 12192 мм. Наиболее широко распространены контейнеры длиной 6058 мм. Для перевозки тяжелых грузов строят полуконтейнеры, которые имеют сечение 2435х1200 мм, меньший вес и объем.
Государственный стандарт предусматривает три ряда контейнеров (табл. 2.3), из которых первый и второй ряды (крупно- и среднетоннажные контейнеры) предназначены для морских, речных, железнодорожных и автомобильных перевозок, третий - только для автомобильных перевозок.
Таблица 2.3
Типы и размеры контейнеров
Тип контейнера | Масса, т | Размеры, мм | ||||||||||
по Государст-венному стандарту | ИСО | брутто | собствен-ная (тара) | габаритные | внутренние | дверного проема | ||||||
длина | ширина | длина | ширина | длина | ширина | |||||||
Крупнотоннажные | ||||||||||||
УУК-30 УУК-20 УУК-10 | IA IC ID | 30.48 20.32 10.16 | - - - | |||||||||
Среднетоннажные | ||||||||||||
УУК-5 УУК-5У УУК-2,5(3) | - - - | 5.0 5.0 2.5(3) | 0.95 0.75 0.5 | |||||||||
Малотоннажные | ||||||||||||
АУК-1,25 АУК-0,625 | - - | 1.25 0.625 | 0.36 0.26 | |||||||||
Кроме стандартных контейнеров, на транспорте используются специализированные контейнеры различного конструктивного исполнения:
1. Контейнеры для генеральных грузов имеют прямой доступ внутрь через торцевые двери и, в необходимых местах, точки для закрепления.
2. Контейнеры, загружаемые через крышу, предназначенные для перевозки длинномерных и крупногабаритных грузов. Крыша и верхняя балка над дверью снимаются, чтобы можно было подать груз через дверь или через крышу.
3. Полуконтейнеры используются для перевозки тяжеловесных грузов. Полноразмерный контейнер, заполненный такими грузами, превысил бы нормальный вес контейнера.
4. Контейнеры без боковых стенок, оборудованы жесткой крышей и имеют боковые стороны, забранные проволочной сеткой, предназначены для перевозки безопасных грузов.
5. Контейнеры-платформы представляют собой раму с настилом, по торцам которой закреплены складные стенки. Такие контейнеры имеют устройства для крепления груза на время транспортировки и предназначены для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
6. Контейнеры для перевозки сыпучих грузов предназначены для гранулированных и порошкообразных грузов, имеют три загрузочных люка и разгрузочный люк в торце, который используют для разгрузки контейнера.
7. Контейнеры-цистерны представляют собой цистерну на стандартной раме и по размеру соответствуют стандартному контейнеру.
8. Куполообразные контейнеры предназначены для перевозки в самолетах и сконструированы согласно размерам салона самолета. Эти контейнеры не предназначены для перевалки с одного вида транспорта на другой.
9. Мягкие специализированные контейнеры предназначены для перевозки продовольственных, химических, навалочных грузов, минеральных удобрений при температуре от -60 до +60 °С. Изготавливаются из одно- или многослойных резинокордных и синтетических материалов.
10. Изотермические, охлаждаемые (рефрижераторные) и подогреваемые контейнеры для перевозки скоропортящихся грузов.
Изотермический контейнер — контейнер, у которого стенки, пол, крыша и двери покрыты теплоизоляционным материалом или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между средой внутри контейнера и окружающей средой, и который способен поддерживать заданный температурный режим.
К изотермическим контейнерам относятся:
- теплоизолированный — контейнер, не имеющий средств охлаждения и (или) отопления;
- рефрижераторный с расходуемым хладоносителем — контейнер, в котором используется источник холода, например, льда, сухого льда, сжиженных газов (азота, углекислого газа), с регулированием возгонки или испарения либо без регулирования, для которого не требуется наружного энергоснабжения;
- рефрижераторный с машинным охлаждением — контейнер, имеющий холодильную установку (компрессионного или абсорбционного типа);
- отапливаемый — контейнер, имеющий отопительную установку;
- рефрижераторный отапливаемый — контейнер, имеющий холодильную установку или расходуемый хладоноситель и отопительную установку;
- холодильная установка — совокупность оборудования, состоящая из одной или нескольких холодильных машин, трубопроводов, средств управления, регулирования и контроля и обеспечивающая создание и поддержание внутри контейнера заданной температуры.
По нормам ISO, диапазон температур охлаждаемых изотермических контейнеров составляет от +12 до - 25 °С, что обеспечивает сохранность доставки любых скоропортящихся грузов. Температура внутри рефрижераторного контейнера поддерживается автоматически, допустимые отклонения + 1°С. Для равномерного распределения температур внутри рефрижераторных контейнеров в их полу предусмотрены воздуховоды. Изотермические контейнеры для фруктов и овощей имеют вентиляционные устройства. Холодильные установки рефрижераторных контейнеров могут работать от внешнего источника питания или от своего дизель-генератора.
Универсальные контейнеры, как правило, принадлежат автотранспортным предприятиям, а специализированные - грузоотправителям или грузополучателям.
Вес отдельных грузовых мест, предъявляемых к перевозке в контейнерах, не должен превышать:
- 80 кг для малотоннажных контейнеров (грузоподъемность 0,625 и 1,25 т);
- 120 кг для среднетоннажных контейнеров (грузоподъемность 2,5; 3 и 5 т);
- 300 кг для крупнотоннажных контейнеров (грузоподъемность свыше 10 т).
Грузоотправитель обязан загружать контейнер до полной вместимости, но не свыше его грузоподъемности.
Ответственность за размещение грузов внутри контейнера несет грузоотправитель. Грузоотправитель обязан размещать груз в контейнере так, чтобы исключалась возможность его перемещения внутри контейнера при перевозке и чтобы нагрузка на пол контейнера распределялась равномерно. При размещении груза необходимо оставлять свободное пространство между грузом и дверью контейнера от 30 до 50 мм.
Автотранспортные организации не несут ответственности за порчу или повреждение груза, происшедшие вследствие неправильного размещения или крепления груза внутри контейнера грузоотправителем.
При междугородных перевозках грузоотправитель обязан размещать контейнеры на подвижном составе дверями внутрь платформы. При городских и пригородных перевозках, когда договором предусмотрено осуществление погрузки и выгрузки грузов без снятия контейнеров с подвижного состава, грузоотправитель должен размещать контейнеры к бортам транспортного средства. При перевозке неполного комплекта контейнеров их устанавливают вплотную к переднему борту платформы подвижного состава.
Автотранспортные предприятия принимают от грузоотправителя и сдают грузополучателю контейнеры с грузом по наружному осмотру контейнеров и пломб и по весу, указанному грузоотправителем.
Использование контейнеров на транспорте имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести:
1) Формирование укрупненной грузовой единицы вместо отдельных штучных отправок или упаковок.
2) Сокращение времени на погрузочно-разгрузочные операции.
3) Снижение требований к упаковке, поскольку более простая упаковка позволяет уместить в том же объеме больше груза, чем при укладке с учетом упаковки.
4) Перевозка становится экономичнее, поскольку полностью загруженный контейнер наиболее эффективно использует объем грузового пространства подвижного состава.
5) Грузы перевозить безопаснее, поскольку они лучше уложены, чем свободно лежащие, что исключает возможность сдвига груза при транспортировке.
6) Снижение возможности хищения.
7) Упрощение составления документации. На контейнер готовится документация как на единичную продукцию, даже если грузы, перевозимые в нем, принадлежат разным грузовладельцам. При этом транспортно-экспедиционная организация, специализирующаяся на данных перевозках, принимает на себя разгрузку контейнера в пункте назначения и гарантирует доставку отдельных грузовых мест соответствующим грузополучателям.
8) Снижаются страховые затраты, поскольку отдельные отправки не требуют индивидуальной переработки и контейнер обеспечивает сохранность грузов, находящихся в нем.
9) Использование контейнеров способствует развитию смешанных перевозок «от двери к двери» или от склада до склада, поскольку является наиболее экономичным способом доставки грузов.
Однако контейнерная система имеет и ряд недостатков: необходимость крупных начальных капитальных вложений; неполное использование грузоподъемности транспорта и вместимости контейнеров; необходимость возврата порожних контейнеров; потребность в мощных дорогостоящих перегрузочных комплексах; сложная система учета и движения и эксплуатации контейнеров; усложнение системы организации перевозок.
Эффективность контейнеризации перевозок грузов определяется сопоставлением ее преимуществ и недостатков в конкретных эксплуатационных условиях перевозки.