Датчик командного давления предназначен для выдачи гидравлического сигнала (командного давления) в гидромеханизмы поворота лопаток направляющих аппаратов компрессора и к ограничителю приведенных чисел оборотов ротора компрессора в агрегат НР-40ВА (НР-40ВГ) по заданной программе в зависимости от числа оборотов ротора компрессора и температуры воздуха на входе в двигатель.
Сильфон 16 нагружен снизу редуцированным давлением Рсигн воздуха (внутри сильфона), пружиной 18 и сопротивлением деформации сильфона, а сверху — командным давлением Рком (снаружи сильфона) и пружиной 17.
При увеличении числа оборотов ротора компрессора двигателя давление внутри сильфона растет, но так как золотник 8 неподвижен (при постоянной температуре воздуха на входе в двигатель), ползун 9 прикрывает перепуск топлива под давлением на слив через отверстия в золотнике. Это вызывает увеличение давления Рком, которое будет расти до тех пор, пока не уравновесит редуцированное давление Рсигн. Так как эти давления действуют на одну и ту же площадь, то прирост редуцированного Рсигн вызывает равный прирост Рком.
|
|
Характеристика функциональной зависимости Рком = f(nтк) при постоянной температуре Tвх*
подбирается отношением площадей входного жиклера 19 и выходных жиклеров 27 и 28. При
увеличении этого отношения наклон кривой характеристики увеличивается. Величина Рком
определяется предварительной деформацией сильфона и пружин и регулируется винтом 4. При вращении винта по часовой стрелке пластина 5 перемещается вверх от сильфона и тем самым уменьшаются деформации сильфона и пружины 18. Это вызывает уменьшение давления Рком. Винт 4 осуществляет параллельное смещение характеристики Рком = f(nтк) при постоянной температуре Tвх*.
При уменьшении температуры воздуха на входе в двигатель датчик полной температуры
перемещает толкатель 7 с золотником 8 вниз. Это приводит к уменьшению открытия тверстия в золотнике 8 перепуска топлива под давлением Рком на слив (т. е. к увеличению Рком), и сильфон с поршнем занимают новое равновесное положение, соответствующее положению золотника 8.
Диапазон изменения Рком в зависимости от Твх* при постоянных числах оборотов зависит от хода толкателя 7 и регулируется рабочим плечом пластины 5. Для увеличения диапазона изменения командного давления в зависимости от изменения температуры муфту с регулировочным винтом 4 и пластиной 5 перемещают влево. При этом увеличивается рабочее плечо пластины и конец ее в заданном диапазоне температур будет делать больший ход и, следовательно, Рком будет изменяться на большую величину. Для уменьшения диапазона муфту перемещают вправо.
|
|
Таким образом можно сделать вывод, что величина командного давления зависит как от оборотов ротора турбокомпрессора, так и от температуры воздуха на входе в компрессор. Причем, рост оборотов приводит к росту Рком, а рост температуры — к снижению. Поэтому величина Рком определяется приведенными оборотами ротора турбокомпрессора: Рком = f (nтк.пр).
КЛАПАН СТРАВЛИВАНИЯ
Клапан 11 стравливания (см. рис. 8.6) предназначен для выпуска воздуха и паров топлива из
внутренних полостей агрегата при заполнении топливной системы двигателя топливом. Для открытия клапана применяют специальное приспособление, с помощью которого нажимают на шарик клапана.
Жиклер 14 — вентиляционный. При заполнении системы двигателя топливом воздух и пары из агрегата ПН-40Р через жиклер 14 вытесняются к клапану 11.
ГИДРОМЕХАНИЗМЫ
Для поворота лопаток входного направляющего аппарата и направляющих аппаратов первых трех ступеней компрессора по обеим сторонам корпуса компрессора установлено по одному гидромеханизму (рис. 8.7). Каждый гидромеханизм имеет один ведущий и три ведомых рычага, соединенных между собой тягами. Ведущий рычаг соединен с поршнем 6 (рис.8.8), управляемым сервозолотником 11.
Топливо с командным давлением, подаваемое агрегатом КА-40, подводится к штуцеру 14. Топливо с рабочим давлением подводится к штуцеру 13. Каналы 10 и 15 соединены со сливным каналом.
Рис. 8.7. Гидромеханизмы (внешний вид):
а — правый; б — левый
С увеличением командного давления сервозолотник 11 вместе с сервопоршнем 16, сжимая пружину 3, отходит влево, открывает вход топливу с рабочим давлением в правую полость поршня 6, а левую полость поршня соединяет со сливом. Поршень 6 начинает перемещаться влево, поворачивая против часовой стрелки ведущий рычаг 4 и сидящий с ним на одном валике профильный кулачок 9.
Профильный кулачок 9 смещает гильзу 12 обратной связи вслед за сервозолотником 11.
С уменьшением командного Давления сервозолотник 11 под действием пружины движется вправо и топливо с рабочим давлением подается в левую полость поршня, а правая полость соединяется со сливом. Гильза 12 обратной связи всегда прижата командным давлением к кулачку 9 и перемещается вслед за сервозолотником 11.
Для визуального контроля за углом поворота гидромеханизма имеется стрелка 8, укрепленная на оси рычага направляющего аппарата III ступени компрессора, и шкала 7, которые показывают положение лопаток направляющих аппаратов I и II ступеней. Углы поворота лопаток входного направляющего аппарата и лопаток направляющего аппарата III ступени зависят от замеренного угла также как, отношение длины плеч соответствующих ведущих рычагов к длине плеч ведущих рычагов направляющих аппаратов I и II ступеней.
Для регулирования уголов поворота лопаток направляющих аппаратов компрессора по
соответствующему командному давлению предусмотрен регулировочный винт 2 с контргайкой 1.
Рис. 8.8. Гидромеханизм (конструкция и конструктивная схема):
1 — контргайка; 2 — винт регулировочный; 3 — пружина; 4 — рычаг; 5 — ползун; 6 — поршень; 7 — шкала; 8 — стрелка; 9 — кулачок профильный; 10 и 15 — каналы слива; 11 — сервозолотник; 12 — гильза; 13 — штуцер подвода рабочего давления; 14 — штуцер подвода командного давления; 16 — сервопоршень