Билет № 51 Личностные особенности в период юности

Эмоционально-личностное развитие. Период повышенной эмоциональности: легкая возбудимость, страстность, частая смена настроений, высокая эмоциональная лабильность. По данным Меграбяна, после 13 – 14 лет резко возрастает число личностных расстройств. По мнению Личко, возраст от 14 до 18 лет – критический период для психопатий. В этом возрасте выражены акцентуации характера, что повышает возможность психических травм и отклоняющегося поведения.Одновременно с этим возрастают возможности психологической защиты. Растет избирательность реакций. Повышается саморегуляция эмоциональных состояний. В настоящее время юность не рассматривается как «невротический» период развития. Симптомы и тревоги, проявляющиеся в юности – часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм. Ведение дневника – типичная форма конструктивного преодоления трудностей.

Коммуникативная сфера. Общение со взрослыми. Идет смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Продолжается эмансипация от родителей. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, велика: самостоятельное распределение своего времени, выбор друзей, проведение досуга. «Конфликт отцов и детей». При всем стремлении к самостоятельности, имеется острая потребность в жизненном опыте и помощи старших.

Общение со сверстниками – это важный специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, эмоционального контакта.

Психология общения строится на основе двух противоречивых потребностей: обособления (приватизации) и принадлежности (аффилиации).

Развитие самосознания. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Идет активное развитие Я-концепции, особенно когнитивного компонента. Самооценка становится адекватнее, приобретает автономию от внешних оценок. Уровень притязаний стабилизируется. Отмечается рост самоуважения (после 15 лет).

Идет расширение временной перспективы. Близкая перспектива становится менее значимой, по сравнению с подростковым возрастом. Эриксон Э. говорил о чувстве «остановке времени» в юношеском возрасте. Идея необратимости времени наталкивает на тему смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: