Развитие интеллектуальных функций в период зрелости

Динамика интеллектуальных функций.

Внимание. Наиболее высокий уровень свойств внимания и их интеграции отмечается на период средней взрослости (27 – 33 года). Низкий уровень свойств внимания: периоды с 18 до 26 (особенно до 21 года) и от 34 до 40 лет. Показатели устойчивости и концентрации внимания остаются стабильными на протяжении периода от 53 до 60 лет. Определяющими факторами развития внимания являются учебная и профессиональная деятельность, а также уровень образования.

Память. Возрастная динамика памяти в период от 18 до 45 лет отличается чрезвычайной лабильностью и противоречивостью. С 18 до 35 лет наибольшие колебания испытывает кратковременная вербальная память. Общий уровень развития функции памяти в целом с 18 до 35 лет показывает наличие трех пиков: 19 лет, 24 года и 30 лет. На протяжении периода взрослости идет изменение интеркорреляционной структуры памяти: повышается роль кратковременной памяти. Все эти данные говорят о том, что развитие памяти продолжается после биологического созревания, которые обычно относится к 18 – 24 годам. Факторы влияющие на память: образование, учебная деятельность, практическая деятельность.

Мышление. Отмечается неравномерность развития мыслительных функций: практических (наглядно-действенных), образных и логических. По обобщенным данным моменты стабилизации приходятся на периоды 18 – 19 лет, 34 – 35 лет. По данным Канатова в 41 – 45 лет отмечается значимое снижение уровней оценки мышления по сравнению с 36 – 40 годами. У взрослого человека наблюдаются гибкие переходы от одного вида мышления к другому. Роль образного мышления велика в период с 18 до 35 лет. Затем растет роль вербальных функций. Выявлена зависимость мышления от уровня образования и практического опыта.

Общие моменты развития. 18 – 25 лет – высокий уровень развития памяти и мышления, низкий – внимания. 26 – 29 лет – низкий уровень развития памяти и мышления, высокий – внимания. 30 – 33 года – высокий уровень развития всех функций. 34 – 35 лет – спад уровня развития всех функций.

Динамика общего интеллекта. В развитии общего интеллекта от 18 до 35 лет можно выделить два макропериода: 18 – 25 лет и 26 – 35 лет. Молодым свойственен более быстрый темп возрастных изменений интеллекта. Уровень интеллекта повышается с возрастом. При этом если невербальные функции начинают снижаться приблизительно к 40 годам, то вербальные функции интенсивно прогрессируют, достигая самого высокого уровня после 40 45 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: