Развитие этнопсихологии и её влияние на психологические теории детства и культурной обусловленности психики человека

Этнопсихология – наука которая занимается изучением систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей Изучали и философы: Гиппократ - все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом. В новое время – франц просветители ввели понятие дух народа. Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания, привело в середине XIX в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Основателями новой дисциплины стали немецкие ученые М.Лацарус и X. Штейнталь Влияние этнопсихологии на псих теории детства: В XX в. этнопсихология получила значительное развитие в мировой науке.

В результате разобщенности исследователей даже возникли две этнопсихологии: этнологическая (больше антропология) и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросскультурная) психология Три подхода: - релятивизма, абсолютизма или универсализма. 1) Релятивизм заключается в подчеркивании различий между культурами. К данному подходу относится школа «культура и личность» - главное: как ребёнок входит в культуру. Представитель Рут Бенедикт концепция о фундаментально различающихся между собой конфигурациях культур, каждая из которых имеет свою культурную доминанту - установку. В каждой культуре есть определённая «Модальная Л» - она определяет темперамент, за счёт врождённых качеств и способов поведения. (н. – выражение эмоций в данном обществе), отступление от этой нормы может вести к отчуждению из общества. М. Мид – основная проблема изучения – социализация детей в разных культурах (традиционного общества). Проблемы: развитие пол идентичности, ДРО, структура национального характера, конфликт м-у поколениями. Ведущую роль по мнению М. Мид в псих развитии играют социокультурные факторы. Н. самооценка, половое созревание зависит от воспитания и стиля общения в семье. Значение: влияние на раз этнопсихологии, воз псих, псих разв и наглядно показала роль соц- го в разв Рб. 2) Абсолютизм максимизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними, если есть различия то оценка количественная – то есть культуры одинаковые, но не равные (применение тестов интеллекта В США для иммигрантов с востока - > те умственно отсталые) 3) универсализм - единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями, полагая, что базовые психологические процессы являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура. Представитель – Леви Стросс – создатель школы этнологического структурализма. У народов изучал общечеловеческие черты (внешние и внтуренние). Универсальная человеческая потребность – «жажда объективного познания», т.е стремился обнаружить общие универсальные операции ума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: