Управленческий процесс и функции управления

Управление — это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач предприятия. Эти действия получили название управленческих функций или функций менеджмента (от латинского — выполнение, деятельность, обязанность).

Функции управления — это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления.

Функции менеджмента определяют сущность и со­держание организационно-управленческой деятельности на всех уров­нях управления. Выделение в управлении отдельных функций — объективный про­цесс, вызванный сложностью производства и управления им. Это ре­зультат разделения и специализации труда в сфере управления.

В своей последовательности функции менеджмента представляют собой технологию управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления. Сущность управления всегда остается постоянной, а содержание меняется и зависит от специфики объекта управления. Экономические преобразования в республике вносят свои коррек­тивы в развитие функций менеджмента. Идет не только дифференциация целена­правленных воздействий, но и интеграция, а также и новая специали­зация труда в сфере управления.

Все функции управления разделяют на общие (основные) и конкретные (специальные). Основные функции менеджмента являются общими для процесса управления любым предприятием. Специальные функции менеджмента определяются спецификой и особенностями производства.

Функции управления определяют:

- целенаправленность воздействия;

- сущность и содержание управления;

- стратегию и тактику управления;

- методы и процессы управления;

- структуру кадров управления;

- потоки и объемы информации;

- возможность механизации и автоматизации управления;

- содержание управленческих решений;

- сложность и трудоемкость управленческой деятельности.

Функции управления учитываются:

- при разработке положений, уставов организационных формирова­ний всех форм собственности;

- при разработке должностных инструкций;

- при оценке, подборе, расстановке кадров управления;

- при формировании рациональных структур аппарата управления;

- при определении структуры рабочего времени руководителей и специалистов.

Обычно выделяют пять общих функций управления:

- планирование (прогнозирование);

- организация;

- координация (регулирование);

- стимулирование (активизация, мотивация);

- контроль (анализ, учет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: