Категории и понятия менеджмента.
Менеджмент, как и любая отрасль знаний, имеет свою систему категорий и понятий.
Предмет менеджмента — это законы, принципы и методы построения и функционирования организации; законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией; отношения, которые складываются между людьми в процессе управления.
Объект управления — это отдельные лица и коллективы работников.
В силу специфики предмета и объекта изучения менеджмент находится на стыке общественных наук и прикладных областей знания. При этом имеет место связь менеджмента с другими науками: экономика, философия, логика, психология, математика.
Под методом исследования понимается система используемых способов и приемов получения знаний. Перечислим некоторые специальные исследовательские методы менеджмента:
- системный
- комплексный
- структурный
- ситуационный
- интеграционный
- математические и экономико-математические
- социологические
- моделирование
- наблюдение
- эксперимент
Законы менеджмента отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений.
Законы менеджмента:
- сочетание централизации и децентрализации управления
- соответствие управляющей подсистемы управляемой
- постоянное совершенствование структуры управления
- развитие инициативы и предприимчивости
- единство методов и технологии управления
Под принципами менеджмента понимаются основные законы, руководящие правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности в силу сложившихся в обществе социально-экономических условий.
Основные принципы менеджмента: научность, соблюдение законности, ответственность, моральное и материальное стимулирование, подбор и расстановка управленческого персонала, преемственность.
Сущность и отличительные черты менеджмента.
Сегодня менеджментом у нас интересуются все: хозяйственные руководители, предприниматели, научные работники, общественные деятели, сотрудники органов управления всех уровней, все, кто считает себя или надеется стать менеджером, и просто любознательные. Нам действительно не хватает менеджмента, причем со всех сторон, на всех уровнях, везде и во всем. И сейчас трудно представить себе что-либо более полезное в сфере образования и распространения знаний, чем постижение науки и практики менеджмента.
Менеджмент — это важная составная часть культуры современного человека и в качестве таковой имеет историю, традиции, теорию и практику. Менеджмент — это управление совместной человеческой деятельностью, а не работой машин или механизмов, не индивидуальным трудом как таковым, взятым изолированно от его социально-экономического окружения.
Одно из главных, если не центральное отличие менеджмента от других способов организации коллективных действий в том, что менеджмент в принципе не дает идеальных, единственно правильных, «самых лучших» рецептов, пригодных на все случаи жизни. Организация и методы управления выбираются в соответствии с целями, стратегиями и задачами предприятия. Не давая готовых рецептов, менеджмент учит задавать верные вопросы, правильно ставить задачи. Кроме того, он дает руководителям простые правила, которые, хотя и не универсальны, но дают большой эффект, если применимы к конкретной ситуации.
С информационной точки зрения менеджмент — это систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и заимствованы достижения других наук.
Следует отметить, что пришедший из английского языка термин «менеджмент» и слово «управление» являются синонимами, если говорят об управлении предприятием (организацией). В литературе можно встретить различные определения менеджмента.
В узком смысле управление - это процесс информационного воздействия субъекта управления на объект управления, побуждающее объект совершать некоторые действия, направленные на достижение целей субъекта.
Под управлением в широком смысле понимается это не только само воздействие, но также и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления, анализ полученных результатов.
Менеджмент — это самостоятельный вид управленческой деятельности по руководству коллективами людей для достижения поставленных целей.
Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми и область знания, помогающая осуществлять руководство.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь поставленных целей.
Менеджмент означает также и функцию, и группу людей, которые ее осуществляют. Менеджмент, как группа менеджеров предприятия, есть орган, обеспечивающий лидерство, дающий направление, вырабатывающий и принимающий решения. При выполнении этих функций менеджмент повсюду сталкивается с одними и теми же проблемами. Он несет ответственность за влияние предприятия на социальную и природную среду, но прежде всего — за производство результатов, ради которых предприятие и существует.