Типы смысловой коммуникации и их взаимосвязь

Слово «смысл» согласно Большому энциклопедическому словарю, имеет следующие значения: идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого либо высказывания. Каково же соотношение понятий «коммуникация» (имеется ввиду социальная К.) и «смысл»?

Ранее мы уже выяснили, что коммуникацияК. – это не просто общение, передача информации от человека к человеку. Дело в том, что хотя всякая социальная К. включает в себя движение (передачу, обмен) информации, но не всякое такое движение является коммуникацией. Полученная, но непонятая информация не есть К., это псевдокоммуникация. К. - это процесс передачи и обретения некоего эмо­ционального и интеллектуального содержания, смысла, заключенного в передаваемой информации; это движение смыслов между коммуникантами (коммуникантом и реципиентом, т.е. источником, или отправителем и получателем).

Другими словами, коммуникация - это целенаправленное информационно-смысловое взаимодействие двух и более субъектов, которое осуществляется посредством общей системы знаков. Именно в этих особенностях и аспектах (смысловом, идеально-содержательном и знаковом) кроется сущность и специфика человеческой К. и ее принципиально отличие от К. в животном мире и технических системах.

С точки зрения известного специалиста в данной области А.В. Соколова, кроме социальной К. существуют два типа смысловой коммуникации – генетическая и психическая. Эти три типа К. имеют место в трех соответствующих системах пространственно-временных координат (хронотопах):

1) в генетическом хронотопе происходит движение биологических образов и генетических программ в био­логическом времени и пространстве (ареале обитания дан­ной популяции);

2) в психическом (личностном) хронотопе бытуют смыслы, освоенные данной личностью; это область духов­ной жизни, формируемая в процессе жизнедеятельности человека;

3) в социальном хронотопе происходит движение смыслов в социальном времени[3] и социальном пространстве[4], т. е. в оп­ределенном человеческом обществе.

Данные три типа К. в отличие от материальной, транспортной, энергетической и др. являются, согласно А. Соколову, смысловыми, т. е. в ка­честве передаваемого сообщения выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозритель­но постигаемый смысл. При этом, считает указанный исследователь, соблюдается следующий закон коммуникации: сообщения смысловых коммуника­ций всегда имеют идеальное (духовное) содержание и, как правило, но не всегда — материальную, чувственно вос­принимаемую форму. Так, подражание или телепатия — это социально-коммуникационные акты, не имеющие ма­териальной формы.

Благодаря генетической коммуникации мы получаем свойственные человеку нейрофизиологические и анатомические предпосылки мыслительной и речевой деятельности (асимметричный мозг, «речевые зоны» в левом полушарии, артикуляционный аппарат для произнесения членораздель­ных звуков), без которых была бы невозможна ни внутриличностная, ни социальная коммуни­кация. Можно сказать, что наследственность «вооружает» человека для социальной коммуникации.

Внутриличностная коммуникация или автокоммуни­кация формируется в ходе интеллектуального становле­ния человека в социальной среде посредством усвоения внешней социальной коммуни­кации, т.е. в процессе интериоризации. Благодаря этому человек научается облекать свои мысли, чувства, желания в ком­муникабельную форму и становится коммуникантом и ре­ципиентом осмысленных внешних сообщений. При этом внутренняя речь выполняет две функции: во-первых, функ­цию «полуфабриката» внешних высказываний; во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к «самости» личности, ее «внутрен­нему голосу». Именно этот скрытый диалог с самим со­бой активизируется при восприятии произведений искус­ства, которые нужно не просто осмыслить как сообщение о чем-то, а пережить как личный опыт.

Таким образом, социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми комму­никациями, которые служат ее необходимыми предпосыл­ками, и вместе с тем она определяющим образом воздей­ствует на становление и формирование последних. Дей­ствительно, генетически наследуемые органы мышления и речи никогда бы не возникли, если бы их не востребова­ла социально-коммуникационная практика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow