Раздел I. Основы психологии

Раздел 1.I. Психология личности

Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии»

Психология как наука. Место психологии в системе наук и ее структура. Житейские и научные психологические знания. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Сознание, предсознательное и бессознательное психическое. Психика и деятельность. Психологическая наука и психологическая практика.

Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности

Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции. Структура приема и обработки информации. Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Адаптация. Общая характеристика восприятия. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий.

Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти.

Сущность и определение мышления. Основные стадии и формы мышления. Мыслительные операции. Типы и виды мышления. Важнейшие качества мышления.

Понятие о представлении. Функции представления и их сущность. Виды представлений и их основные особенности. Понятие о воображении и его виды. Формы проявления воображения. Воображение и мышление. Воображение и творчество.

Понятие о речи и языке. Речь как средство общения. Речь как средство мышления. Основные функции и качества речи. Развитие речи. Виды речи и их основные характеристики. Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи.

Модуль 2. Социальная подструктура личности

Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Просоциальное и асоциальное поведение.

Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности.

Модуль 3. Направленность личности

Понятие потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей.

Мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание. Мотивационный процесс. Полимотивированность. Механизмы формирования мотивации. Мотивация и эффективность деятельности.

Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Психологические защиты

Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности

Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования. Понятие о психических состояниях. Фрустрация. Депривация. Агрессия. Стресс. Утомление. Переутомление. Монотония. Психическое пресыщение. Сон. Регуляция и саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка

Модуль 5. Свойства личности

Темперамент. Происхождение понятия «темперамент». Темперамент и свойства нервной системы. Свойства и типы темперамента. Типология темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.

Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Строение тела и характер. Акцентуации характера. Типы акцентуаций.

Способности. Понятие способности. Происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.

Раздел II. I. Социальное поведение личности

Модуль 6. Межличностные отношения людей в малых группах.Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Специфика коммуникации в человеческом общении. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение.

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация и причины возникновения конфликтов. Конфликтное взаимодействие. Управление конфликтами.

Понятие малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.

Модуль 7. Личность и группа как субъект и объект управления

Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.

Модуль 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления

Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений. Управленческое общение.

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии»

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по дисциплине и проводится в виде контрольной работы или тестирования с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов уровни усвоения деятельности (уровень узнавания; воспроизведения, или алгоритмический уровень; эвристический уровень; исследовательский уровень).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: