Содержание учебного материала курса

ИМ «Философия»

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»

Р а з д е л I

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Модуль 1. Философия как социокультурный феномен

Возникновение и предмет философии. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Структура философского знания. Социальные функции философии. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.

Модуль 2. Исторические типы классической философии

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и рационалистический метод Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв.

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.

Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Фрейдизм и неофрейдизм.

Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси

Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К. Лыщинский). Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.

Р а з д е л II

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Модуль 5. Философия бытия

Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Пространственно-временная организация бытия. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества.

Модуль 6. Философская антропология

Основные этапы осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке. Проблема антропосоциогенеза. Происхождение и сущность человека. Сознание, его происхождение и структура. Сознание и язык. Сознание и мозг. Индивидуальное и общественное сознание. Деятельность как сущностная характеристика человека. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человека.

Модуль 7. Теория познания и философия науки

Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность.

Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Научные революции и смена типов рациональности. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

Модуль 8. Социальная философия

Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Общество как развивающееся система. Характер и направленность общественного развития. Эволюция и революция. Роль народных масс и личности в истории. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.

Модуль 9. Модуль-резюме

Философия и диалог культур в современном мире. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Социальное прогнозирование. Виды и методы социальных прогнозов. Оптимистические и пессимистические модели развития мировой цивилизации. Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия».

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: