РазделII. I. Общие основы педагогики
Модуль 0. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке
Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Цели изучения курса «Основы педагогики». Педагогическая компетентность студента как результат психолого-педагогической подготовки студентов в учреждении высшего образования, обеспечивающий сформированность социально-личностных компетенций выпускника. Значимость педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач.
История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики. Основные методологические принципы. Методы и виды педагогических исследований.
Модуль 1. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития
|
|
Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Образование как педагогический процесс. Компетентностный подход в образовании. Деятельностный тип содержания обучения как механизм эффективного развития личности.
Модуль 2. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития
Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Диалектика традиций и инноваций в образовании. Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь.
Раздел II.II. Развитие, воспитание и социализация личности
Модуль 3. Развитие и воспитание личности
Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы.
|
|
Общение как ведущий фактор развития личности. Функции, средства и виды общения. Основные характеристики эффективного общения. Техники продуктивного общения. Деструктивное общение личности. Факторы, дезорганизующие общение.
Игра как средство развития личности. Признаки игры, ее функции. Классификации игр. Условия их использования в семейной, образовательной и профессиональной сферах.
Модуль 4. Социализация личности. Семейное воспитание
Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Факторы социализации. Издержки социализации.
Группа в социальном пространстве. Условия создания благоприятной атмосферы в группе. Признаки и функции коллектива, методика его формирования.
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей. Педагогическая культура родителей. Модели семейных взаимоотношений. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье. Правовые основы семейного воспитания.
Раздел II.III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития
Модуль 5. Самосовершенствование личности
Акмеологические основы самосовершенствования личности. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности. Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности. Факторы и условия, влияющие на результативность самообразования. Карьера человека как условие и уровень его профессионального развития. Виды карьеры, ее основные этапы. Значение делового имиджа для эффективной карьеры.
Модуль 6. Личность и творчество
Творческий потенциал личности и необходимость его развития. Объективное и субъективное творчество личности. Мотивация творчества. Личностные качества творческой личности. Процессуальные характеристики творчества. Педагогическая поддержка проявлений индивидуальности и создание условий для творческого процесса мышления. Методы и приемы развития творческого потенциала личности (мозговая атака, деловые и ролевые игры, приемы инверсии, аналогии, эмпатии, фантазии и др.).
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики»
Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов разные уровни усвоения деятельности (узнавания; воспроизведения по памяти, понимания и применения знаний в знакомой ситуации; применения знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность); творческой деятельности).