Данные упражнения могут быть предложены студентам на разных этапах освоения материала в качестве дополнительных, по мере закрепления основного материала

1. Решите кроссворд:

По горизонтали:

4. Лингвистика, занимающаяся изучением распространения языковых явлений в пространстве, в межъязыковом и междиалектальном взаимодействии.

10. Одно из названий теории божественного происхождения языка.

13. Следы побеждённого языка в системе языка-победителя.

14. Член односоставного предложения в русском языке (ср. Ночь. Зима) согласно вербоцентрической концепции предложения.

16. Античная теория, согласно которой связь между словом и значением является условной.

По вертикали:

1. Тип подчинительной связи в словосочетании see her.

2. Языковая функция, обеспечивающая установление и поддержание контакта.

3. Слова, созданные по нетипичной словообразовательной модели, или слова, созданные по случаю и не фиксирующиеся словарями.

5. Процесс языкового развития, приводящий к взаимодействию, смешению или слиянию языков.

6. Группа, к которой относятся болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский языки.

7. Рассмотрение языковых процессов и явлений в исторической перспективе.

8. Эпонимическое название стиля в живописи, при котором вырисовывается только контур или профиль фигуры.

9. Разновидность метонимии, при которой ощущение от одного органа чувств вызывает ощущения в другом органе чувств.

11. Сфера-цель и сфера-?

12. Словообразовательная модель, напоминающая словосложение, но отличающаяся от нее соединением «осколочных» морфем.

15. Индогерманское слово, к которому восходит латинское название человека homō.

2. Продолжите пропорцию, определяя тип отношений между словами:

красивый/страшный:: любовь/_________

компьютер/мышь:: чайник/ ___________

атлас/древнегреческий герой:: кардиган/ _________

резкий/звук:: кричащий/____________

«червяк на камне»/крокодил:: «ножка птички (журавля)»/_________

фюсей / квакать:: тесей/____________

покупать/продавать:: ребенок_________

stare/glance:: махать/___________

to love/to adore:: surprised/___________

термин/гносеологическая:: молитва/___________

«душа» нематериальная субстанция:: «жизнь»/__________

3. Ниже приводятся некоторые отличительные признаки языка, диалекта и территориального варианта языка. Распределите предлагаемые языки по трем группам. Назовите критерий, которым вы руководствовались. Помните, что приводимые критерии представляют собой лишь тенденции, среди которых имеется немало исключений.

Языки Диалекты Варианты
Границы языка часто совпадают с геополитическими границами. Распространены на одном геополитическом пространстве. Границы варианта совпадают с геополитическими границами.
Далекое генетические родство с другими языками и, как следствие, неспособность носителей разных языков понимать друг друга. Очень близкое генетическое родство и, как следствие, способность носителей литературного языка и диалекта понимать друг друга. Очень близкое генетическое родство и, как следствие, способность носителей литературного язык и варианта понимать друг друга.
Полифункциональность – использования как в бытовом, так и в официальном общении. Язык средств массовой коммуникации. Функциональная ограниченность: использование в бытовом общении, отсутствие газет, теле- и радиовещания. Полифункциональность: использование как в бытовом, так и в официальном общении. Язык средств массовой информации.
Нередко отрицательное отношение к различным диалектам как искажающих литературную норму. «Незамечание» говорящими на диалекте, что их речь отличается от литературной нормы. Как правило (но необязательно), отсутствие отрицательного отношения к языку, вариантом котором он является.
Наличие произведений художественной литературы на литературном языке. Преимущественно фонетические и лексические расхождения с литературной нормой; незначительное количество грамматических расхождений. Фонетические, лексические и (редко) грамматические расхождения с языком-источником варианта, обусловленные преимущественно экстралингвистическими факторами, не препятствующие общению в целом, но иногда служащие источником смысловой амбивалентности.
Статус официального государственного языка. Отсутствие статуса официального государственного языка. Наличие произведений художественной литературы на литературном языке.
    Распространение в бывших или актуальных колониях.
    Отсутствие статуса официального государственного языка.
       

русский язык в Москве, в Рязани, в Вологде, на Украине, в бывших союзных республиках; английский язык в Австралии, в Индии, Сингапуре и в Америке; немецкий язык в Италии, Австрии, Гамбурге, Баварии, Люксембурге, Швейцарии; французский язык в Канаде, Африке, Швейцарии, Бельгии; португальский язык в Бразилии.

4. Задание «четвертый лишний»:

губ, луг, bad, столб

конечно, булочная, точно, прачечная

тембр, фонема, термин, адепт

ушко иголки, the eye of a needle, спинка стула, the face of a clock

резкий звук, острый вкус, черный список, кричащий цвет

кардиган, атлас, чайник, бойкот

порошок, ветер, pedigree, самовар

bra, disco, pro, maths

выя, глаза, ланиты, перст

Какое определение слова можно предложить школьникам старших классов в курсе русского языка или введения в языкознание? Каким образом можно изменить некоторые определения, делая их более пригодными для школьников?

1) Слово – это знак, который означает понятие, представление или какой-либо предмет. Объяснением значения слов занимается семантика; значения близких по смыслу слов (см. Синоним) синонимика, происхождения слов – этимология (от греч. etymon – корневое слово и logos – наука). Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные – предметам; имена прилагательные – конкретному бытию, качеству предметов; предлоги и союзы – связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы – процессам, происходящим между предметами (Философский энциклопедический словарь, 2010).

2) Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни (Толковый словарь В.И. Даля).

3) 1) а) Единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли. б) Название понятия в отличие от самого понятия. 2) перен. устар. Звучащий язык. 3) перен. устар. Умение говорить. 4) а) Разговор, речь, высказывание. б) перен. разг. Пустые разговоры вместо дела. 5) а) Публичное выступление. б) разг. Высказанное мнение, решение. в) разг. Приказ, повеление. 6) перен. Обязательство выполнить что-л.; обещание, уверение. 7) перен. Заклинание, обладающее - по суеверным представлениям - магической силой. 8) а) устар. Литературное произведение в форме проповеди, послания. б) Речь на религиозную тему; проповедь. 2. ср. Название буквы древней славянской или старой русской азбуки (Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный, 2000).

4) 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. Слово в слово. (о переводе, пересказе: буквально). Не нахожу слов или не хватает (нет) слов для чего-н. (не в состоянии выразить что-н. от волнения, возмущения). Слова зá слово. (о постепенном развитии разговора, спора; разг.). В одно слово (употр. в случаях, когда двое или многие сказали одновременно одно и то же; разг.). Слова не добиться от кого-н. (трудно вызвать на разговор). Словом не обмолвился кто-н. (не произнёс ни слова, промолчал; разг.). Двух слов связать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет понятно изложить свою мысль; разг. неодобр.).

2. ед. ч. Речь, способность говорить. Дар слова.

3. обычно мн. ч. Разговор, беседа, что-н. сказанное. Понять друг друга без слов. Рассказать в немногих словах. Спасибо на добром слове (за хорошие, добрые слова). Перейти от слов к делу. Передать что-н. на словах (устно). Взять свои слова обратно (отказаться от сказанного). Добр только на словах (на самом деле не добр). Со слов кого-н. (как сказал кто-н.). Рассказать своими словами (не буквально, передавая только содержание). По словам кого-н. (как говорит или как выражается кто-н.). Слово ранит, слово лечит (посл.).

4. ед. ч. Публичное выступление, речь. Вступительное слово. Заключительное слово докладчика. Последнее слово подсудимого. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Спрогнозируйте трудности освоения следующих терминов общего языкознания учениками средней школы. Подумайте, какими терминами можно их заменить. Какие термины не стоит вводить в средней и старшей школе?

фонема

тема и рема

агенс и пациент

метафтонимия

активная зона

внутренняя форма слова

фузия

элизия

эпитеза

конвергенция

языковой субстрат

языковой союз

эпидигматика

грамматическая категория

архифонема

нейтрализация

7. Важным понятием общего языкознания является понятие метаязыка. Метаязык – это естественный или искусственный язык, использующийся в качестве средства определения терминов и понятий. Выбор точного и наиболее подходящего метаязыка в практике школьного преподавания является одним из залогов успеха правильного и глубокого усвоения школьниками основных общеязыковых понятий, прежде всего, по предмету русского языка на различных этапах обучения. Ниже приводятся выдержки толкований некоторых понятий, с которыми знакомятся учащиеся пятых классов общеобразовательных школ. Оцените данные толкования с точки зрения используемого метаязыка, а также с точки зрения точности и адекватности толкования. Какое толкование представляется наиболее уместным, точным и доступным? Назовите критерии, которыми вы руководствовались при оценке соответствующего метаязыка [1] . Какое языковое явление используют авторы третьего и четвёртого толкования для объяснения теоретического материала?

1) «Нет на свете более удивительной вещи, чем слово. Оно может называть все, с чем мы встречаемся в жизни: любой предмет, любой признак, любое действие. Слова способны соединяться в предложения, а предложения могут выразить любое чувство, любую мысль, рассказать обо всем на свете…Словом мы именуем единицу языка, которая служит для называния какого-либо явления. О таком значении мы говорим на уроках русского языка, когда произносим, например: Слово дом – существительное …Словом мы называем и целое высказывание. Вы знаете пословицу: Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит: если что-то сказано, люди об этом знают, заставить их забыть о сказанном невозможно. Здесь речь идет не об одном слове, единице языка, а о высказывании, о словах, соединенных в предложение, выражающее мысль».

2) «Словосочетание – средство именования, которое представляет собой соединение двух или нескольких слов. Словосочетание позволяет назвать те предметы, явления и отношения, для которых нет однословных обозначений».

Что такое речь

«Вы, конечно, не раз слышали и сами произносили слова «русский язык», «русская речь», но, наверно, никогда не задумывались над тем, чем различаются понятия «язык» и «речь». Попробуем это выяснить. Представьте себе, что в памяти людей имеется огромная «кладовая». В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, когда говорят и пишут. Например, на одной полке по разным ячейкам разложены части слова: приставки, корни, суффиксы, окончания; на другой – готовые слова, отдельно имена существительные, отдельно имена прилагательные, глаголы, местоимения; на третьей – образцы (модели) предложений. Можно взять несколько слов и из них, выражая мысль, построить предложение. А потом одно из слов, показавшееся недостаточно точным, заменить другим, с той же полки…

Для устной речи в этой «кладовой» есть отделение для звуков, где, не смешиваясь друг с дургом, хранятся гласные и согласные. Беря нужные звуки и выстраивая их один за другим, мы получаем звучащее слово.

Эта огромная, сложно устроенная «кладовая» – наша память. В ней хранятся в образцовом порядке все средства языка – фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические. А что же такое речь? Речь – это использование людьми запасов «кладовой» во время общения друг с дургом, то есть речь – это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

На уроках русского языка мы будем, во-первых, знакомиться с «кладовой», ее запасами и устройством, то есть изучать язык, а во-вторых, учиться умело пользоваться запасами «кладовой» – языковыми средствами для общения с другими людьми, то есть развивать свою речь».

Язык и речь

«Наш язык можно сравнить с конструктором, который существует в двух формах: в виде отдельных деталей, лежащих в коробочке, и в виде уже собранной из этих деталей конструкции.

Чтобы «сконструировать» речь, понятную всем – вам, вашим родным и близким, друзьям, водителю автобуса, продавцу в магазине и всем-всем, кто говорит с вами и слушает вас, – тоже нужны определенные «детали» и правила их соединения. Такими деталями являются звуки речи, части слова (префиксы, корни, суффиксы, окончания).

Части складываются в слова – разные части речи, с помощью которых мы называем предметы, отмечаем их признаки, называем действия. Слова связываются в предложения, а предложения – в текст. И таким образом мы складываем отдельные детали в понятную всем речь. Поэтому надо уметь правильно пользоваться всеми «деталями» языка, чтобы они четко подходили друг к другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: