Боуэрс и Соур (1962), изучавшие влияние личностных качеств учителя на характер взаимодействия в классе, отмечали, что «хорошими», по общей оценке, считаются учителя, обладающие эмоциональной стабильностью, личностной зрелостью, социальной ответственностью, способностью проявлять заинтересованность в общении, адекватность восприятия. Исследования, проведённые Хартом (1934). Босфилдом (1940). Уитти (1947), показывают, что отношение к учителю, как к личности в значительной степени обусловлено его стилем общения. Самые низкие оценки получили равнодушные, властные и не умеющие общаться учителя.
Как показал Райес (1961), в начальной школе продуктивное поведение учащихся теснейшим образом связано с пониманием, эмпатией, теплом и дружелюбием учителя.
Многие позитивные характеристики учителей, выявленные многочисленными исследователями, ассоциируются с предложенным А.Маслоу (1954) пониманием самоактуализирующейся личности. Это подтверждено данными, по крайней мере, двух исследователей (Дандес, 1966; Маррей, 1972), где прямо сказано, что учителя с тенденцией к самоактуализации являются наиболее эффективными преподавателями.
Также очевидна связь эффективного обучения и Я-концепции. Роль учителя предполагает углубленное изучение знаний о себе и о других, ибо обучение - это процесс передачи другим частички себя. В настоящее время при конкурсном отборе учителей для работы с одарёнными детьми реализуется «пятилепестковый» индикатор профессиональных умений, который включает:
1. Умение работать по экспериментальному плану.
2. Умение стимулировать способности учащихся.
3. Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики ребёнка.
4. Умение модифицировать программы.
5. Умение консультировать родителей.
По мнению самих учителей, с одарёнными детьми должны работать учителя - фасилитаторы (умеющие профессионально стимулировать, активизировать процессы осмысленного учения), не каждый учитель способен работать с одарёнными детьми. Все концептуальные модели, использующиеся в практической деятельности, учителю целесообразно не только знать, но и выбирать и применять те модели, которые близки его педагогическим принципам.
• Совершенствования методов обучения способных и одарённых учащихся обеспечивается:
широким использованием коллективных форм деятельности:
a) различными видами проблемного обучения (исследовательские, поисковые и т.д.);
б) реализацией индивидуализированного обучения с учётом когнитивного стиля ребёнка;
в) выработкой у преподавателя профессиональных навыков управления учебно-познавательной деятельностью;
г) учётом и регулированием уровня продвижения обучаемых в соответствии с исходным уровнем знаний и способностей;
д) использованием новейших научных данных в области психолого-педагогического формирования личности;
и) учётом законов творчества в педагогической практике.