Дифференциация как способ решения проблемы обучения и развития одарённых детей

Дифференциацию обучения можно считать одним из основных путей решения проблемы согласования системы обучения в школе с необходимостью преодолеть тенденцию к унификации личности, создавать особые условия для развития одарённых детей. В основе большинства видов дифференциации обучения лежат обычно наиболее типичные характеристики (особенности) одарённых детей. Так, например, известный специалист в области детской одарённости С. Кейплан отмечает, что специальные учебные программы для одарённых могут отражать те особенности, которые отличают их сверстников со средними способностями. Большая часть исследователей сходится на том, что дифференциация обучения должна строиться на основных характеристиках одарённого ребёнка: более высокий уровень развития продуктивного мышления, самостоятельность, независимость, склонность к лидерству и т.д.

Рассмотрим основные виды дифференциации обучения, используемые в решении проблемы обучения одарённых детей.

1. Дифференциация по уровню учебной успешности. Многие учителя до сих пор утверждают, несмотря на постоянные возражения педагогов и психологов, что одарённые дети - это дети успешные в учении (отличники). А раз так, возникает соблазн объединить тех, кто хорошо учится в один класс, средних – в другой, а отстающих в обучении - в третий. Эта точка зрения имеет своим основанием желание предложить каждой группе учащихся посильный для них объём и темп усвоения учебного материала.

Несмотря на относительную ясность критериев отбора при данном виде дифференциации, не обходится без серьёзных проблем. Так, учителя обычно опираются па понятие «обученность», в то время как психологи ориентированны на понятие «обучаемость». Но «обучаемость» - это характеристика, о которой легко говорить, но которую трудно диагностировать. Сама по себе успешность в обучении ещё не гарантия высоких умственных способностей.

Кроме того, как показал и отечественный, и зарубежный опыт, данное деление имеет больше минусов, чем плюсов, причём для всех трёх групп учащихся. Опасность состоит во влиянии информированности ребёнка о том, в какую группу для обучения он зачислен, на его самооценку и желание учиться. Группа слабых учащихся обижается на жизнь, на людей за то, что им так не повезло - они «слабаки», и все вокруг об этом знают. Вследствие данных переживаний дети становятся обиженно-агрессивными. Группа средних учащихся перестаёт мечтать, стремиться к чему-то – ведь о них уже известно, что они средние, никакие. Группа сильных учащихся начинает зазнаваться, у них возникает ощущение элитарности, избранности. Если что-то не получается, они считают, что это потому, что они просто не хотят этим заниматься, а не потому, что не могут. Им никому ничего не надо доказывать – они итак лучшие. Как следствие, начинает тормозиться волевое развитие.

2. Дифференциация по общим способностям.

Стратегия раздельного обучения предполагает создание для этой категории детей специальных школ. Это могут быть школы, построенные на разных подходах к проблеме дифференциации учебного процесса, например, специальные школы для детей, отобранных по уровню общей одарённости, специальные школы для талантливых детей (одарённых в определённой области). В современной отечественной образовательной системе школы для детей, отобранных по уровню общей одарённости, - большая редкость. Школ для талантливых детей значительно больше, хотя число их ниже реальных потребностей. Среди наиболее популярных можно назвать школы, работающие в течение нескольких десятилетий при ведущих российских университетах: физико-математические школы при Новосибирском, Московском, Петербургском и др. университетах; средние музыкальные школы при консерваториях Москвы, Новосибирска и др.; средние художественные школы при ВУЗах Москвы, Санкт-Петербурга. Красноярска. Современные гимназии, лицеи также стремятся стать образовательными учреждениями для способных учащихся.

В основе этого подхода к дифференциации лежит простая идея - качественные отличия одарённых детей от их нормальных сверстников так велики, как отличия между последними и умственно отсталыми, и поскольку существуют школы для умственно отсталых, должны существовать школы для одарённых.

Есть основные претензии к этому подходу. Они хорошо известны: неясность общей концепции одарённости, недостаточная надёжность методик идентификации, риск формирования завышенной самооценки и, пожалуй, самое важное - практически полное отсутствие каких-либо удовлетворительных методик прогнозирования развития.

Ориентируясь на уровень способностей, можно создавать классы для одарённых детей. При таком варианте легче исправить ошибки, допущенные на этапах диагностики и прогнозирования. Переход из одного класса в другой осуществить несложно.

Если целесообразность обучения детей с определенными видами одаренности (например, в области музыки или балета) в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Это связано с тем, что раздельное обучение детей с общей одаренностью имеет как очевидные преимущества, так и недостатки. Большим преимуществом однородных групп является возможность достижения наиболее адекватной скорости продвижения в обучении. В однородном классе могут быть созданы условия, наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в разнородном классе самые способные часто оказываются недогруженными. Во-вторых, в однородных классах, как правило, с одаренными детьми работают более опытные учителя. В разнородных классах, где среди 20—30 детей находятся лишь несколько особо способных учащихся, учителя не успевают накопить достаточного опыта работы с ними. В однородных классах, напротив, учителя имеют возможность стать специалистами по обучению одаренных.

В то же время объединение в однородные школы или классы имеет и недостатки, поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров, формирует у учащихся элитарное сознание. Своеобразной платой за это является комплекс социальных проблем, возникающих у одарённых детей. Исключение из естественного окружения, «вырывание» из круга нормальных сверстников - необходимое следствие поступления в специальную школу для одарённых. Это не может не нарушить естественных эмоциональных и социальных связей с окружающей ребёнка микросредой.

Следовательно, оптимизация образования для одаренных заключается в нахождении баланса между обучением в однородных и разнородных группах и индивидуальными занятиями. Необходимо подчеркнуть, что целесообразность любой формы дифференциации должна оцениваться с позиций пользы не только для группы одаренных, но и всех учеников.

3. Частичная дифференциация

Данная стратегия предполагает обучение одарённых детей совместно с нормальными сверстниками, не выделяя их в отдельный класс, не создавая специальных школ. Дифференциация осуществляется в дополнительных учебных и внешкольных мероприятиях. Так, в США одарённые дети из обычной школы один раз в неделю посещают специализированные школы для одарённых детей - этакие своеобразные учебно-производственные комбинаты, где с детьми занимаются специальные учителя по особым программам. Это делается для того, чтобы дети увидели себе равных, смогли проявить себя с другой стороны, чтобы их развитие корректировалось квалифицированными специалистами. Но здесь зачастую встречается непонимание между учителями обычных и специализированных школ.

4. Профильная дифференциация.

Идея профильного обучения давно популярна во всём мире. Это особое направление в педагогической теории и практике. Теоретической основой данного педагогического подхода стали теории, недооценивающие представление об одарённости как об интегративной личностной характеристике, отрицающие возможность количественного определения уровня одарённости и опирающиеся, прежде всего, на качественную её характеристику. В последнее время этот способ дифференциации получил своё дополнительное развитие через введение элективных курсов, предпрофильного и профильного обучения, как соответствующего особенностям и запросам учащихся, у каждого из которых в средней и старшей школе складываются свои интересы и предпочтения. На основе собственных предпочтений учащиеся выбирают предметы для обучения, направления для углублённого изучения.

При принятии решения о создании особых школ и классов следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей. Такой анализ позволяет считать целесообразным создание подобного рода школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью только в тех случаях, когда имеются:

1) научно обоснованная программа обучения одаренных детей и положительные результаты ее применения на практике;

2) соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения;

3) квалифицированные кадры педагогов и психологов, способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей;

4) система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отработанная система экспертизы работы подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.);

5) гарантии привлечения детей в школы и классы для одаренных на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода оттуда на любом возрастном этапе;

6) бесплатное обучение в школах и классах для одаренных.

Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся — в условиях специализированной школы и/или класса, а также массовой общеобразовательной школы, принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:
включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит:

- стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

- учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);

- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

- гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

- предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

- обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

- способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

- включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

2) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;

4) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.
Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы. Первая — дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой). Вторая — дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую — как «внутреннюю» (или элективную).

Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляют нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык «обреченности на успех». В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при отсутствии учета специфики этих детей они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», т.е. на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды и т.д. существующие на данный момент варианты «внешней дифференциации», возможно, окажутся сведенными к минимуму.

Одарённые дети


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: