ФССП РФ, ее территориальные органы и основные направления деятельности

Судебные приставы – явление относительно новое для Российской Федерации. Судебные приставы были созданы в ходе судебной реформы для решения двух групп задач:

во-первых, они заняли место практически разрушенной к середине 90-х годов прошлого века системы судебных исполнителей, то есть взяли на себя задачу по исполнению судебных решений, связанных с принудительным взысканием задолженностей;

во-вторых, на судебных приставов была возложена задача по обеспечению общественного порядка во время судебного заседания.

Таким образом, органы службы судебных приставов можно определить, как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Основными нормативными правовыми актами, образующими правовую основу организации и деятельности ФССП, являются:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 11.07.2011 г.);

2. Положение о ФССП от 13 октября 2004 г. (в ред. от 23.09.2011 г.);

3. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 21.10.2011 г.).

Федеральная служба судебных приставов образуется Минюстом РФ и возглавляетсязаместителем министра юстиции РФ – Главным судебным приставом РФ.

Служба судебных приставов, являясь составной частью системы Минюста РФ, имеет собственную систему, которую образуют:

1. Федеральная служба судебных приставов Минюста РФ.

2. территориальные органы ФССП, Положение о которых утверждено приказом Минюста РФ от 3 декабря 2004 г. № 187 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (в ред. от 30.12.2008 г.). Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является главное управление (управление, отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации. Возглавляет территориальный орган ФССП главный судебный пристав субъекта РФ;

3. районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие, в свою очередь, из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

Обособленно существует служба судебных приставов Управления военных судов, поскольку, согласно ФКЗ «О военных судах РФ» это управление было передано из ведения Минюста в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В настоящее время в состав Судебного департамента входит Главное управление по обеспечению деятельности военных судов и рассматривается вопрос о необходимости передать всю службу судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ведение Судебного департамента.

Как можно понять из целей и задач Службы, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Они осуществляют различные виды деятельности, которые можно определить как:

1. обеспечение установленного порядка деятельности судов – для приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

2. осуществление исполнительного производства – для приставов-исполнителей;

3. расследование в форме дознания некоторых преступлений против семьи и несовершеннолетних, в сфере экономической деятельности, а также - против правосудия – для обеих категорий судебных приставов.

Требования к кандидатам на должность судебного пристава едины для обеих категорий. Требования эти следующие:

1. достижение 20-летнего возраста;

2. наличие среднего или среднего профессионального образования, а для старшего и главного судебного пристава – высшего юридического образования;

3. способность по своим деловым и личностным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;

4. отсутствие судимости.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых устанавливаются министром юстиции. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – и воинские звания. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ.

Что касается полномочий – то есть прав и обязанностей судебных приставов – то они различны и напрямую зависят от осуществляемой приставами деятельности.

Так, обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов ориентированы, с одной стороны, на обеспечение безопасности всех участников судебного процесса. С другой – предполагают исполнение законных распоряжений судьи (председательствующего), связанных с обеспечением судопроизводства (см. ст. 11 ФЗ «О судебных приставах»). Например, в обязанности данной категории судебных приставов входит:

1. обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

2. проверка подготовки судебных помещений к заседанию;

3. обеспечение доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;

4. исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и иным гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения (например, взятие под стражу подсудимого при избрании судом соответствующей меры пресечения, предусмотренной ст. 98 УПК РФ, удаление граждан из зала суда в порядке ст. 264 УПК РФ);

5. поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

Права и обязанности судебных приставов-исполнителей кардинально отличаются от вышеназванных, поскольку приставы-исполнители решают совершенно иные задачи. Их деятельность заключается в осуществлении исполнительного производства.

Исполнительное производство представляет собой принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий[7].

Исполнительное производство осуществляется на основании следующих принципов:

1. законности;

2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3. уважения чести и достоинства гражданина;

4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Порядок исполнительного производства определен ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г.

Для инициирования исполнительного производства в службу судебных приставов представляется заявление взыскателя и исполнительный документ. В качестве исполнительного документа могут выступать:

1. судебные решения (исполнительные листы, судебные приказы, судебные акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов);

2. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

3. удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

4. акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств (пенсионный фондов, фондов обязательного медицинского страхования и т.д.);

5. акты уполномоченных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

6. постановления судебного пристава-исполнителя;

7. акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Необходимо отметить, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, могут подразделяться:

1. на требующие немедленного исполнения и не требующие немедленного исполнения;

2. на требования имущественного характера и требования неимущественного характера.

От того, какие именно требования содержатся в исполнительном документе, зависят особенности их исполнения.

После поступления заявления и исполнительного документа судебному приставу-исполнителю он должен принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении. Такое решение должно быть принято в течение 3-х дней со дня поступления исполнительного документа, если он не требует немедленного исполнения. В противном случае решение должно быть принято в течение суток.

После возбуждения исполнительного производства пристав-исполнитель ставит об этом в известность должника.

Следующий этап исполнительного производства имеет место в случаях, когда документ не требует немедленного исполнения и впервые поступил в службу судебных приставов. Этот этап можно определить как предоставление срока для добровольного погашения задолженности (исполнения обязательств). Срок добровольного исполнения устанавливается судебным приставом и не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства[8].

Если в установленный срок должник добровольно погасит задолженность или совершит действия, предусмотренные в исполнительном документе, то исполнительное производство прекращается. В противном случае пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Дальнейший порядок исполнительного производства зависит от того, какие требования – имущественные или неимущественные – содержатся в исполнительном документе. Если в документе содержаться имущественные требования, то пристав-исполнитель обращает взыскание на имущество должника в порядке, предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для исполнения документов, содержащих неимущественные требования, судебный пристав-исполнитель устанавливает новый срок исполнения. Начиная с этого момента неисполнение должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, влечет наложение штрафа (отдельно за каждый пропущенный срок).

Для реализации исполнительного производства пристав-исполнитель наделяется соответствующими полномочиями. Так, он обязан:

1. принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

2. предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

3. рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

4. брать самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Права пристава-исполнителя обозначены в ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве». В частности, он имеет право:

1. вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

2. запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;

3. проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4. входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

5. с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

6. в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

7. в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

8. привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

9. производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

10. запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

11. рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

12. взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

13. обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

14. устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

15. проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16. совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.


[1] Федеральная регистрационная служба выведена из состава органов юстиции Указом президента РФ от 17 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

[2] Ст. 8 УИК РФ.

[3] Ст. 16 УИК РФ.

[4] Федеральный закон от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» // СЗ РФ. 2009. № 19. Ст. 2282.

[5] Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях» (в ред. от 28.03.2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2947.

[6] Глава 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г.

[7] Ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве».

[8] В ряде случаев срок для добровольного исполнения не представляется. Например, если в документе содержится требование о восстановлении на работе либо об административном прекращении деятельности; о конфискации имущества и в иных предусмотренных законом случаях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: