Верховный Суд Российской Федерации

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ, а также ч. 1, 2 и 5 ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Верховного Суда РФ (в том числе - Председатель и его заместители) назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 13 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Структуру Верховный Суд РФ составляет Пленум Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ, Апелляционная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по административным делам, Военная коллегия, Арбитражная коллегия и Дисциплинарная коллегия.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи Конституционного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и другие лица. Пленум Верховного суда не является судебным органом и решает наиболее важные и общие вопросы, касающиеся организации деятельности Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда. РФ. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители (по должности) и наиболее квалифицированные и опытные судьи. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Президиум:

1. в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3. рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.

Как уже отмечалось, в структуре Верховного Суда Российской Федерации имеются пять коллегий: Апелляционная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по административным делам и Военная коллегия.

Апелляционная коллегия рассматривает в апелляционной инстанциигражданские и административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, и Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ. Также указанная коллегия рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.Состав Апелляционной коллегии утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Состав остальных коллегий Верховного Суда РФ утверждается Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ. Эти коллегии, в соответствии со ст. 20 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»:

1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;

2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4. обобщают судебную практику;

5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

При Верховном суде образуются:

1. Научно-консультативный совет, в задачи которого сходит обсуждение проектов постановлений Пленума и дача рекомендаций по разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих в судебной практике.

В настоящее время система арбитражных судов также образует одну из подсистем, относящихся к ведению Верховного суда РФ.

В соответствии с ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ, которая, в свою очередь, определяется соответствующим ФКЗ «О судебной системе РФ». Отсюда вытекает, что на арбитражные суды распространяются все общие положения Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», применяемые ко всем остальным федеральным судам. Это относится и к требованиям, предъявляемым к судьям, к принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, принципу гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон.

На судей арбитражных судов распространяются все положения главы 2 ФКЗ «О судебной системе РФ» - «Основы статуса судей». Об этом прямо говорит ст. 12 упомянутого закона: «Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией…».

В ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» указаны две задачи арбитражных судов при осуществлении ими правосудия. К ним относятся:

1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Более подробно задачи и организация процессуальной деятельности арбитражных судов раскрываются в арбитражном процессуальном кодексе РФ. Так, задачи арбитражных судов в АПК сформулированы следующим образом:

1. защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также зашита прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, органов государственной власти и т.п. в указанных сферах;

2. обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5. формирование уважительного отношения к закону и суду;

6. содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Перечень этих дел представлен в главе 4 АПК РФ – «Компетенция арбитражных судов».

Перечень дел по экономическим спорам, включает споры:

1. о разногласиях по договору;

2. об изменении условий или о расторжении договоров;

3. о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

4. о признании права собственности и другие.

К делам, вытекающим из административных правоотношений, относятся дела:

1. об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности и т.д.[7];

2. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

4. об административных правонарушениях, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

5. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

6. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

К другим делам, рассматриваемым арбитражными судами, относятся, например:

1. дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2. дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан;

3. дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

4. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5. об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6. о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

Однако многие подобные споры и дела рассматривают также и суды общей юрисдикции. Отличие в подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции состоит в том, между какими лицами возникают данные споры или какие лица являются сторонами иного дела, рассматриваемого арбитражными судами. Участниками арбитражного процесса являются юридические лица либо граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя. Таким образом, экономические споры и дела, возникающие между гражданами, не являющимися предпринимателями, либо между юридическими лицами и гражданами, не являющимися предпринимателями, рассматриваются не арбитражными судами, а судами общей юрисдикции.

Еще одно отличие между арбитражными судами и судами общей юрисдикции состоит в том, что они никогда не осуществляют правосудие посредством уголовного судопроизводства.

Систему арбитражных судов образуют:

1. Федеральные арбитражные суды округов (ФАСО) являются судами по проверке в кассационной инстанции законности и обоснованности вступивших в силу решений арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов федерации, принятых ими в апелляционной и, соответственно, первой инстанциях. Также ФАСО рассматривает в первой инстанции жалобы на необоснованное затягивание судебного разбирательства.

В РФ действуют 10 Федеральных арбитражных судов округов.

2. Арбитражные апелляционные суды РФ (ФААС РФ) являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Всего в соответствии с ФКЗ «Об арбитражных судах» образовано 20 арбитражных апелляционных судов.

3. Арбитражные суды субъектов РФ действуют на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На территориях нескольких субъектов федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, а также на территории одного субъекта федерации могут действовать несколько арбитражных судов.

Также в системе арбитражных судов действуют Суды по интеллектуальным правам, которые являются специализированными арбитражными судами, рассматривающими в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

3. Судебный департамент при Верховном Суде РФ [8]

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Несмотря на то, что Судебный департамент состоит при Верховном Суде РФ, он организационно обеспечивает деятельность всех судов общей юрисдикции, включая мировых судей.

Судебный департамент:

1. организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2. управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3. разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4. разрабатывает и представляет предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

5. изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6. вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов;

7. определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8. разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

9. ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

а также осуществляет иные полномочия.


[1] Основания для выдачи судебного приказа перечислены в ст. 122 ГПК РФ.

[2] Данный закон предусматривает право любого лица обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если данное действие (решение) нарушает права и свободы заявителя.

[3] К таким действиям относится: выемка почтово-телеграфной корреспонденции; обыск; прослушивание телефонных переговоров и т.д.

[4] Ст. 33 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР».

[5] Ст. 1 указанного ФКЗ.

[6] Под другими войсками подразумеваются: внутренние войска МВД России, войска федеральной пограничной службы и некоторые другие. Федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются органы федеральной службы безопасности, службы внешней разведки и некоторые другие.

[7] См. п.1 ч 1 ст. 29 АПК РФ

[8] См.: ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 января 1998 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: