ФСИН РФ, ее территориальные органы и основные направления деятельности

Исполнение уголовных наказаний – это особый вид правоприменительной деятельности, которую осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы в целях:

1. обеспечения предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания;

2. предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами;

3. исправления осужденных;

4 охраны прав, свобод и законных интересов осужденных;

5. оказания осужденным помощи в социальной адаптации.

Эта деятельность осуществляется на основе следующих принципов [2]:

1. законности;

2. гуманизма;

3. демократизма;

4. равенства осужденных перед законом;

5. дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

6. рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

7. соединения наказания с исправительным воздействием.

Основным документом, регламентирующим указанную деятельность, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Основным органом исполнения уголовных наказаний являются органы уголовно-исполнительной системы (УИС). Указанные органы исполняют наказания, как связанные с лишением свободы, так и не предусматривающие его. Кроме того, исполнение некоторых видов наказаний, не связанных с лишением свободы, возложено на отдельные государственные органы.

К органам уголовно-исполнительной системы относятся[3]:

1. Центральный орган – Федеральная служба исполнения наказаний;

2. территориальные органы ФСИН (Главные управления и Управления)

3. органы, непосредственно исполняющие наказания.

Центральный орган службы – ФСИН РФ.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Организационно-правовой основой ее деятельности являются, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., Указ Президента РФ № 1314 от 13 октября 2004 г. (в ред. от 14.05.2010 г.) а также ряд ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты деятельности учреждений ФСИН.

К основным задачамФСИН относятся следующие:

1. организация исполнения уголовных наказаний;

2. обеспечение безопасности лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах, а также – работников ФСИН;

3. защита и обеспечение прав и охраняемых законом интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и содержащихся в следственных изоляторах;

4. участие в исполнении международно-правовых обязательств РФ;

5. организация материального и информационного обеспечения деятельности органов и учреждений ФСИН.

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Территориальные органы ФСИН, а именно – Главные управления (управления) Федеральной службы исполнения наказаний. Они создаются, как правило, в соответствии с федеративным устройством России, т. е. в каждом субъекте РФ имеется соответствующее управление (главное управление) исполнения наказаний (УИН, ГУИН). Территориальные органы УИС могут создаваться и без учета федеративного устройства. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области создано объединенное ГУИН; иногда такие «нетерриториальные» Управления ФСИН создаются для руководства учреждениями, участвующими в многоцелевом пользовании лесным фондом РФ. Территориальные органы ФСИН создаются по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, Правительством РФ, а территориальные органы для руководства учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности – по согласованию с органами государственной власти нескольких субъектов РФ, на территории которых расположены эти учреждения.

Непосредственно учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы. К ним относятся: исправительные колонии различных видов, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома и исправительные центры, а также СИЗО и подразделения охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. Воспитательные колонии предназначены для отбывания наказания несовершеннолетних, а также осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Подразделения охраны психиатрических стационаров созданы в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением»[4]. На них возложены обязанности:

1. по обеспечению охраны стационаров;

2. по обеспечению безопасности находящихся на его территории лиц;

3. по сопровождению и охране лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре.

Следственные изоляторы, выполняя задачи по исполнению меры пресечения в виде содержания под стражей, выступают в виде органа УИС в отношении лиц, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, и оставлены в СИЗО для осуществления хозяйственных работ.

Исправительные центры должны исполнять наказание в виде принудительных работ, а арестные дома – в виде ареста, но указанные учреждения до настоящего времени не созданы и, соответственно, такой вид наказания не исполняется.

Уголовно-исполнительные инспекции – это учреждения, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, осужденных к исполнению уголовного наказания без изоляции от общества [5] (исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью).

Органы и учреждения, не входящие в уголовно-исполнительную систему, исполняют уголовные наказания, не связанные с лишением свободы. К этим органам относятся:

1. судебные приставы-исполнители, которые исполняют наказание в виде штрафа[6];

2. суды, вынесшие приговор – если он касается исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (в качестве непосредственного исполнителя выступают соответствующие должностные лица).

Цели исполнения уголовного наказания были обозначены выше, но полномочия органов, обеспечивающих исполнение уголовного наказания, различны в зависимости от того, какой вид наказания исполняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: