В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора наблюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают компенсаторными возможностями.
Можно привести множество примеров,
- когда слепые становились прекрасными музыкантами,
- а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активной работе тактильных, обонятельных ощущений и т. д.
Нарушения ощущений.
Они весьма многообразны.
Нарушения ощущений могут возникать, при органическом или функциональном нарушении нервных проводников, в частности, сосудистой иннервации (иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы), снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).)
1. Сенестопатии - постоянные неопределенные неприятные ощущения «внутри тела» без точной локализации (чувство «шевеления, переваливания, перекатывания», «постоянные дребезжащие» боли и т.д.)..
К этой группе растройств можно отнести кожный зуд, часто сопровождающий эмоциональные напряжения, неврозы, заболевания почек и крови, заболевания обмена веществ, аллергические реакции, реакция на приём медикаментов, пищи.
Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляется раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость.
Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении.
2. Гиперестезия - повышенная чувствительность - часто наблюдается у астенизированных больных. Солнечный свет, обычные звуки, запахи, прикосновение одежды к телу кажутся невыносимыми.
3. Гипостезия - пониженная чувствительность - пациент почти не реагирует на инъекцию, но может получить ожог от горчичников или грелки.
4. Анестезия - отсутствие чувствительности.
Происходит при повреждении чувствительных нервов или мозга (спинного или головного), вследствии чего внешние раздражения не достигают центральной нервной системы.
Анестезия может поразить всё тело (общая) или какую-либо часть его (местная).
5. Парестезии ощущения жжения, покалывания, стягивания, ползания насекомых на коже или под кожей и т.д. Могут возникать при неврологических расстройствах.
Все эти ощущения неблагоприятно влияют на психику пациента:
- человек становится раздражительным,
- нетерпеливым, злобным.
Контакт с такими людьми требует большого терпения.
Боль
Медсестра в практической деятельности чаще всего сталкивается с болью.
Чтобы наилучшим образом помочь пациенту, испытываюшему боль, надо понимать ее специфические черты.
Наиболее употребительным является определение боли, данное Международной ассоциацией по изучению боли (МАИБ):
«Боль - это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей; либо состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению».
По этому определению, боль - нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным переживанием.
В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли.
Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим
- и физический,
- и эмоциональный компонент.
Это явление чисто субъективное.
Объективных методов измерения боли, испытываемой человеком, не существует.
ВОСПРИЯТИЕ БОЛИ
На восприятие боли влияют факторы:
- физические,
- психологические,
- социальные
- и духовные
1. К физическим факторам относятся
- симптомы болезни,
- побочные эффекты лечения.
2. К психологическим факторам–
- гнев, разочарование, отчаяние,
- чувство изоляции,
- ощущение беспомощности из-за отсутствия интереса у врачей,
- потеря доверия к врачу вследствие неадекватного лечения,
- тревожность как результат боязни испытывать боль,
- страх перед больницами вообще,
- чувство брошенности и ненужности.
3. Социальные факторы –
- заниженная самооценка в результате потери статуса,
- тревога о финансовых проблемах,
- хроническая усталость.
4. Духовные факторы –
- страх смерти и самого процесса умирания,
- духовные метания, чувство вины,
- потеря надежды и уверенности в будущем.
Лечение боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы.
Нелекарственные могут быть:
- физическими (грелки, чрескожная электростимуляция нервов)
- и психологическими (релаксация, когнитивная, поведенческая терапия).
Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли.
Наоборот, сопереживание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчество повышают устойчивость к восприятию боли.
Боль сильнее, если она занимает все внимание человека.
Боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности.
Ø При уходе за пациентами с болевым синдромом медсестра должна как можно быстрее реагировать на просьбы об обезболивании.
Ø Медсестра должна всегда проявлять сочувствие и желание помочь.
Встречаются люди с полной врожденной нечувствительностью к боли.
- Такие люди с первых лет жизни постоянно получают серьезные травмы или ранят сами себя.
- Некоторые из них преждевременно умирают, например, от заболеваний вроде аппендицита, так как не ощущают болевых симптомов и не обращаются за медицинской помощью.
Многие из нас испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль).
- Поразительное и типичное свойство такой боли в том, что функция «болящего» органа нисколько не нарушается, даже когда пациент сильно страдает.
В данном случае существует неосознаваемый психический конфликт.
Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли).
- Это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью.
Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым понятием.
Это особенно актуально для тех, кто затрудняется выразить свою боль словами:
- младенцы,
- пациентов в состоянии измененного сознания,
- пациентов, которым трудно говорить,
- пациентов иностранцев и т.д.
Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales):
- описательные (рис. 3.1),
- числовые (рис. 3.2),
- аналоговые, визуальные и т.д.
Нет Умеренная Очень
боли боль сильная боль
\ __________\____________\___________\___________\__________ \
Слабая Сильная Предельно
боль боль сильная боль
Рис. 3.1. Упрощенная описательная шкала боли.
Выберите число, которое наиболее соответствует уровню испытываемой вами боли
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Нет боли _______________________________Ужасная боль
Рис. 3.2. Десятибалльная шкала оценки боли.
Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли
(рис. 3.2) рекомендуется:
1. показать шкалу и объяснить, что ее используют для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения.
2. Медсестра будет регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен также сообщать о боли;
3. объяснить, что значат числа на шкале:
- 0 - означает отсутствие боли,
- 10 - самую сильную боль.
- Середина шкалы возле числа 5 означает умеренную боль.
- Боль, оцененная 2 или 3 баллами, будет слабой болью,
- 7 баллами и выше - сильной.
Существуют шкалы, с помощью которых можно измерить вызванный болью дистресс (рис. 3.3).
Ничего нет Неудобство Ужас
\_____________\_____________\_____________\___________\__________\
Досада, раздражение Страх опасение Мука
Рис. 3.3. Описательная шкала оценки вызванного болью дистресса.
Однако гораздо важнее облегчить состояние пациента.