Компенсаторные возможности

В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора на­блюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают ком­пенсаторными возможностями.

Можно привести множество примеров,

- когда слепые станови­лись прекрасными музыкантами,

- а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активной работе тактильных, обо­нятельных ощущений и т. д.

Нарушения ощущений.

Они весьма многообразны.

Нарушения ощущений могут возникать, при органическом или функциональном нарушении нервных проводников, в частности, сосудистой иннервации (иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы), снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).)

1. Сенестопатии - постоянные неопределенные непри­ятные ощущения «внутри тела» без точной локализации (чувство «шевеления, переваливания, перекатывания», «постоянные дребез­жащие» боли и т.д.)..

К этой группе растройств можно отнести кожный зуд, часто сопровождающий эмоциональные напряжения, неврозы, заболевания почек и крови, заболевания обмена веществ, аллергические реакции, реакция на приём медикаментов, пищи.

Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляется раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость.

Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении.

2. Гиперестезия - повы­шенная чувствительность - часто наблюдается у ас­тенизированных больных. Солнечный свет, обычные звуки, запа­хи, прикосновение одежды к телу кажутся невыносимыми.

3. Гипостезия - пониженная чувствительность - пациент почти не реагирует на инъекцию, но может получить ожог от горчичников или грелки.

4. Анестезия - отсутствие чувствитель­ности.

Происходит при повреждении чувствительных нервов или мозга (спинного или головного), вследствии чего внешние раздражения не достигают центральной нервной системы.

Анестезия может поразить всё тело (общая) или какую-либо часть его (местная).

5. Парестезии ­ощущения жжения, покалывания, стягивания, ползания насекомых на коже или под кожей и т.д. Могут возникать при неврологических расстройствах.

Все эти ощущения неблагоприятно влияют на психику пациента:

- человек становится раздражительным,

- нетерпеливым, злобным.

Контакт с такими людьми требует большого терпения.

Боль

Медсестра в практической деятельности чаще всего сталки­вается с болью.

Чтобы наилучшим образом помочь пациенту, испыты­ваюшему боль, надо понимать ее специфические черты.

Наиболее употребительным является определение боли, данное Международ­ной ассоциацией по изучению боли (МАИБ):

«Боль - это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фак­тическим или возможным повреждением тканей; либо состояние, сло­весное описание которого соответствует подобному повреждению».

По этому определению, боль - нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным пере­живанием.

В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли.

Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим

- и физический,

- и эмоциональный компонент.

Это явление чисто субъективное.

Объективных методов измерения боли, испытываемой человеком, не существует.

ВОСПРИЯТИЕ БОЛИ

На восприятие боли влияют факторы:

- физические,

- психологические,

- социальные

- и духовные

1. К физическим факторам относятся

- симптомы болезни,

- побочные эф­фекты лечения.

2. К психологическим факторам–

- гнев, разочаро­вание, отчаяние,

- чувство изоляции,

- ощущение беспомощности из-за от­сутствия интереса у врачей,

- потеря доверия к врачу вследствие неадекватного лечения,

- тревожность как результат боязни испытывать боль,

- страх перед больницами вообще,

- чувство брошенности и ненуж­ности.

3. Социальные факторы

- заниженная самооценка в результате по­тери статуса,

- тревога о финансовых проблемах,

- хроническая усталость.

4. Духовные факторы

- страх смерти и самого процесса умирания,

- духов­ные метания, чувство вины,

- потеря надежды и уверенности в будущем.

Лечение боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы.

Нелекарственные могут быть:

- физическими (грелки, чрескожная элект­ростимуляция нервов)

- и психологическими (релаксация, когнитивная, поведенческая терапия).

Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли.

Наоборот, сопере­живание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчество по­вышают устойчивость к восприятию боли.

Боль сильнее, если она занимает все внимание человека.

Боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности.

Ø При уходе за пациентами с болевым синдромом медсестра должна как можно быстрее реагировать на просьбы об обезболивании.

Ø Медсестра должна всегда про­являть сочувствие и желание помочь.

Встречаются люди с полной врожденной нечувствительностью к боли.

- Такие люди с первых лет жизни постоянно получают серьез­ные травмы или ранят сами себя.

- Некоторые из них преждевремен­но умирают, например, от заболеваний вроде аппендицита, так как не ощущают болевых симптомов и не обращаются за медицинской помощью.

Многие из нас испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль).

- Поразительное и типичное свойство такой боли в том, что функция «болящего» органа нисколько не наруша­ется, даже когда пациент сильно страдает.

В данном случае суще­ствует неосознаваемый психический конфликт.

Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли).

- Это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью.

Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым поня­тием.

Это особенно актуально для тех, кто затрудняется выразить свою боль словами:

- младенцы,

- пациентов в состоянии изменен­ного сознания,

- пациентов, которым трудно говорить,

- пациентов­ иностранцев и т.д.

Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales):

- описательные (рис. 3.1),

- числовые (рис. 3.2),

- аналоговые, визуальные и т.д.

Нет Умеренная Очень

боли боль сильная боль

\ __________\____________\___________\___________\__________ \

Слабая Сильная Предельно

боль боль сильная боль

Рис. 3.1. Упрощенная описательная шкала боли.

Выберите число, которое наиболее соответствует уровню испытыва­емой вами боли

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нет боли _______________________________Ужасная боль

Рис. 3.2. Десятибалльная шкала оценки боли.

Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли

(рис. 3.2) рекомендуется:

1. показать шкалу и объяснить, что ее используют для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения.

2. Медсестра будет регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен также сообщать о боли;

3. объяснить, что значат числа на шкале:

- 0 - означает отсутствие боли,

- 10 - самую сильную боль.

- Середина шкалы возле числа 5 озна­чает умеренную боль.

- Боль, оцененная 2 или 3 баллами, будет слабой болью,

- 7 баллами и выше - сильной.

Существуют шкалы, с помощью которых можно измерить вызванный болью дистресс (рис. 3.3).

Ничего нет Неудобство Ужас

\_____________\_____________\_____________\___________\__________\

Досада, раздражение Страх опасение Мука

Рис. 3.3. Описательная шкала оценки вызванного болью дистресса.

Однако гораздо важнее облегчить состояние пациента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: