Использование инструментов коучинга при индивидуальном проектировании деятельности учащегося

Автор: Зарембо Наталья Ивановна, учитель- коуч, обладатель золотого сертификата Международного Эриксоновского Университета, классный руководитель 7-б класса МБОУ «Социально-экономический лицей № 21 имени Героя России С.В.Самойлова» г.Пскова

"Концентрируйтесь на том, чего вы хотите достичь, а не на своих страхах."

Энтони Роббинс

Одним из приоритетов развития воспитания, определённых в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является «расширение воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка с учётом его потребностей, интересов и способностей [3].

Такой подход к воспитанию наполняет воспитывающую деятельность педагога глубокими личностными смыслами. Целевую направленность педагогического сопровождения определяют задачи освоения обучающимися универсальных личностных действий самоопределения, смыслополагания и нравственно-этического оценивания. Поскольку на первое место выносится развитие субъектности как самостоятельного начала воспитуемых, то, соответственно, сопровождение и поддержка должны осуществляться недирективно, инициированием активности и самостоятельности воспитанников в целеполагании, ценностном осмыслении, планировании и организации во всех воспитательных делах и в собственном развитии, что полностью совпадает с базовыми ценностями и принципами коучинга, как одного из эффективных инновационных подходов личностно ориентированного обучения и как технологии педагогического сопровождения ребёнка в его индивидуально-личностном развитии.

Что же такое коучинг? Международная федерация коучинга (ICF) дала следующее определение коучинга: «Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала» [4].

На такой же процесс нацеливают школу и все новые государственные педагогические концепции образования, которые ориентируют современного учителя на переход от компетентностей ментора и организатора фронтальной, обезличенной деятельности учащихся к овладению компетентностями организатора отношений и персонифицированного взаимодействия с обучающимися в позиции наставника, советчика, партнера (тьютора), фасилитатора (коуча).

Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не даёт указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращённых к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии. Используя «сильные вопросы», учитель-коуч в совместной с ребёнком интенсивной работе подводит его к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.

Субъектность ребёнка в процессах саморазвития, индивидуальной и совместной деятельности при применении в процессе индивидуальных коуч-сессий специальных техник: «Открытые вопросы», «Колесо жизненного баланса», «Шкала удовлетворённости продвижением к цели от 1 до 10», «Линия времени», «Стол менторов(экспертов)» - обеспечивают визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворённости своим состоянием и достижениями.

При взаимодействии с ребёнком учитель-коуч использует 5 принципов Милтона Эриксона:

1.​ Со всеми учениками всё ОК.

2.​ Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор.

3.​ Изменения не только возможны, но и неизбежны.

4.​ У каждого ребёнка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого.

5.​ Любое намерение ребёнка основано на позитивном стремлении для себя.

Воспитатель помогает ребёнку осознать и сформулировать свои собственные цели в достижении результата в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определённые во времени).

Так, например, когда ученик ставит перед собой цель: спроектировать индивидуальную деятельность по достижению спортивных результатов, и когда она будет точно определена в деталях, тогда её можно обсуждать с помощью «сильных» вопросов, начав беседу с четырёх вопросов планирования:

Чего ты хочешь достичь при выполнении проекта?

-Как ты можешь достичь цели?

-В чём конкретно заключается твоя цель? Почему это важно?

-Как ты поймёшь, что достиг цели?

Затем можно задать следующие вопросы:

-Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

-Какие действия в соответствии с поставленными целями ты готов совершить сейчас? На этой неделе? и т.д.

- Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

-Какой будет следующий шаг? А дальше? А ещё?

-Какие самые важные вехи можешь отметить в процессе выполнения проекта?

-Чем полезен был проект для тебя лично?

При проектировании саморазвития ребёнка учитель-коуч использует технику «Шкала удовлетворённости продвижением к цели от 1 до 10» в желании прояснить, где ребёнок находится в настоящее время по отношению к своему запросу, а также, куда он хочет попасть в какой-то конкретный момент. Шкала позволяет ребёнку непрерывно измерять степень приближения к цели в процессе коучинговой сессии, например:

-На какой отметке от 1 до 10 ты сейчас находишься?

-Что ты можешь сделать сейчас, чтобы продвинуться ещё на одну цифру по Шкале?

-На какой отметке ты хочешь видеть уровень твоего удовлетворения от этого проекта через 1 месяц?

-Что именно ты будешь делать по-другому, когда будешь находиться в точке Х?

-Как ты поймёшь, что ты достиг цифры 10?

-Как окружающие тебя люди узнают, что ты достиг цифры 10?

Не менее интересна техника «Колесо жизненного баланса», помогающая ребёнку спроектировать свою деятельность в саморазвитии.

- Какие ключевые области твоих интересов можно включить в «Колесо жизненного баланса»?

-согласовать вопрос о выборе спортивной секции с родителями, определиться со спортивным клубом (с районом города), записаться в секцию по баскетболу, приобрести спортивную форму, составить режим дня в соответствии с графиком работы секции, взять справку у врача о состоянии здоровья, достижения спортивных результатов (сроки, уровень – школьный, городской, региональный…) и т.д.

После того, как «колесо» составлено, диалог ведется по вопросам:

-Как ты думаешь, с чего нужно начать? Какие факторы важно учитывать, чтобы определить последовательность действий?

Оценивается каждое предложение по технике «Шкала продвижения к цели от 1 до 10». Отбираем вначале предложения на 10: согласовать вопрос о выборе спортивной секции с родителями, определиться со спортивным клубом (районом города). Затем предложения на 9: взять справку у врача о состоянии здоровья, записаться в секцию баскетбола.

- Насколько достижимо для тебя каждое из предложений?

Так же оцениваем другие сектора по Шкале от 1 до 10. Затем отбираем те, что на 10 и 9: согласовать вопрос о выборе спортивной секции с родителями, определиться со спортивным клубом (районом города), взять справку у врача о состояния здоровья, записаться в секцию баскетбола и т.д.

Сроки устанавливаются на Линии времени (используем ещё одну технику «Линия времени»):

так ребёнок устанавливает даты по этапам проектирования своей деятельности:

1) разговор с родителями, определение с местом занятий;

2) посещение врача;

3) запись в секцию, встреча с тренером;

4) занятия в секции по баскетболу;

5) результаты занятий: школьные достижения, муниципальные и т.д.

Таким образом, в результате диалога c помощью инструментов коучинга ученик выстраивает план действий по достижению индивидуальных спортивных результатов.

Литература:

1.​ Аткинсон Мэрилин, Коучинг: новые возможности лидерства. Наука и искусство трансформационного коучинга. -М, 2010.

2.​ Гульчевская В.Г. Коучинг в воспитательной системе образовательного учреждения (из опыта работы школ и педагогов). – Ростов – на – Дону, 2015

3.​ Проект в редакции от 13 января 2015 года «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru.

4.​ Интернет – ресурсы: http://www.icfrussia.ru/icf/etika-i-regulirovanie.

Источник: Коучингвобразовании.рф

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: