Вопросы к зачёту (с оценкой) по дисциплине «Коучинг в работе с детьми и молодёжью »

1. Понятие коучинга. История происхождения термина и вида деятельности.

2. Отличие коучинга от консультирования и психотерапии. Преимущества коучинга как вида психологической помощи.

3. Элементы коучинга: личность коуча, личность ведомого, организационно культурная среда, технология коучинга, соотношение между ними.

4. Принципы коучинга. Принципы позитивности, включенности, совместности успеха, активности и ответственности, творчества, осознания личных ресурсов, системности.

5. Основные задачи коучинга.

6. Этапы коучинга: различные модели

7. Технология проведения коучинга.

8. Основные техники и приёмы коучинга.

9. Формулировка целей коучинговой сессии.

10. Использование техник эмпатического и рефлексивного слушания на различных этапах коучинга.

11. Приемы операционализации, конфронтации, неотсроченной обратной связи.

12. Ориентация клиента на принятие ответственности.

13. Работа с сопротивлением в коучинге

14. Подведение итогов и оценка эффективности коучинга

15. Фаза подведения итогов коучинга с «трудным» клиентом.

16. Личность коуча: требования к личности коуча, личностные ограничения.

17. Типы клиентов в коучинге.

18. Основные направления работы коуча в образовательных организациях различного типа.

19. Специфика организации коучинговой работы с детьми.

20. Составление индивидуальных и групповых коуч-программ

21. Работа с одарёнными детьми и детьми «группы риска».

22. Анализ индивидуального прогресса ребёнка в результате проведения коучинговой работы. Показатели эффективности работы коуча.

23. Методы индивидуальных и групповых коуч-сессий с детьми.

24. Специфика работы коуча с детьми дошкольного возраста.

25. Основные проблемы младшего школьника, решаемые в ходе коуч-сопровождения.

26. Основные проблемы и техника коуч-сессий в работе с педагогами.

27. Коучинг в работе с сотрудниками образовательных организаций.

28. Межличностные конфликты в образовательной организации: источники, способы предупреждения и преодоления средствами коуч-технологий.

29. Работа коуча, направленная на помощь педагогу в нахождении оптимального индивидуального стиля.

30. Работа коуча, направленная на помощь педагогу в профилактике эмоционального выгорания.

31. Профессионально-педагогическое общение и педагогика сотрудничества как одно из направлений коуч-сессий в образовательной организации.

32. Применение коуч-технологий в работе с неполными семьями

33. Применение коуч-технологий в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.

34. Применение коуч-технологий в работе с семьёй одарённого ребёнка.

35. Различие методов работы с ребёнком и с родителями в работе коуча, правила и требования к проведению коуч-сессий.

36. Сущность, содержание и возможности оказания психолого-педагогической помощи в решении типичных и нетипичных проблем семейного воспитания,

37. Взаимодействие с семьей ребенка группы риска как базовое условие эффективности работы коуча.

38. Основные вопросы и особенности коуч-сопровождения семей детей и подростков группы риска.

39. Организация коуч-сопровождения детей и подростков для профилактики социальной дезадаптации.

40. Технологии коучинговой работы с подростком, имеющим эмоционально-волевые нарушения.

41. Объективные и субъективные критерии оценки результатов работы коуча по решению детско-родительских проблем.

42. Возможности коуч-технологий в решении личностных проблем молодёжи

43. Возможности коуч-технологий в решении задач личностного самоопределения молодёжи

44. Возможности коуч-технологий в решении задач личностного роста молодого человека.

45. Социально-психологические, эколого-генетические и социокультурные факторы социального здоровья молодежи. Возможности коуч-сопровождения.

 


Глоссарий

АДАПТИВНОСТ Ь- НЕАДАПТИВНОСТ Ь-ADAPTIVITY -UNADAPTIVITY -состояние активности; характеристика тенденции соответствия или несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности человека. Адаптивность выражается в согла­совании, а неадаптивность -в рассогласовании целей и результатов.

Различия в трактовке целевых ориентаций (целей в широком смысле) человека обусловливают разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический (адаптивный исход - наслаждение, избегание страданий), прагматический (практическая польза, успех) и т.п.

Специальный анализ показывает ограниченность представлений о человеке лишь как о АДАПТИРУЮЩЕМСЯ существе.

Актуально и продуктивно понимание УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕАДАПТИВНОСТИ человека, существование как негативных, так и позитивных форм неадаптивности. Неадаптивность указывает на противоречивые отношения между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами.

Это противоречие неизбежно и неустранимо («жить значит умирать», «познание есть продвижение к знанию о своем незнании», «мы несем ответственность за тех, кого приручили», «мысль изреченная есть ложь» и т.п.). Вследствие этого неизбежен и неустраним источник движения человеческой жизни, витальных отношений человека с миром предметной деятельности, общения, саморефлексии.

Теоретически могут быть выделены два случая несовпадения цепи и результата активности. В первом случае человек достигает меньшего, чем хотел (т.е. цель не достигнута), и тогда действие продолжается в заданном направлении. Во втором случае человек достигает большего, чем то, к чему стремился (результат превосходит цель), и тогда противоречие стимулирует активность, избыточную по отношению к задаче.

Действие распространяется на анализ проблемной ситуации в целом (возникает вопрос: «Что представляет собой этот класс за­дач?»), пробуждается саморефлексия («Что я могу?», «На что я способен?»), рождается стремление сделать найденное решение достоянием других людей («Смотрите! Вот что здесь есть!»).

НЕАДАПТИВНОСТЬ - яркая черта неэффективного ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Привычка видеть в воспитывающем взрослом (педагоге, родителе) субъект педагогического процесса, а в ребенке -объект. Последствия воздействия взрослого на ребенка всегда оказываются иными, чем «расчетные».

Особенно это характерно для образовательной парадигмы «Знания-Умения-Навыки», которая фактически порождает психопа­тию и невротизацию детей, формирование двойной морали («для себя» и «для тети»), избегание контактов с контролирующими взрослыми -таковы разрушительные и вместе с тем неизбежные следствия «учебно-дисциплинарного» подхода, исповедующего принцип ЗУН. Неадаптивные последствия неотделимы и от альтернативной, ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ модели образования. Однако здесь «неадаптивность» воздействий взрослого предполагается заранее: как возможность и приемлемость непредусмотренных проявлений СУБЪЕКТНОСТИ учащегося (здесь мы видим ЦЕННОСТЬ «ИНАКОВОСТИ» ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ).

Неадаптивность - не только неизбежная черта активности, но и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в НАДСИТУАТИВНОЙ активности -специфической привлекательности действий с непредрешенным исходом.

Предметом влечения становятся: граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к этой границе входит в состав сложных форм мотивации поведения: в сфере ПОЗНАНИЯ (здесь притягательна граница между известным и неизведанным), ТВОРЧЕСТВА (граница между возможным и невозможным), РИСКА (граница между благо­получием и угрозой существованию), ИГРЫ (граница между воображаемым и реальным), ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (граница между открытостью другим людям и защищенностью от них) и др.

Существованием неадаптивных мотивов объясняется «странность» некоторых действий людей, например, кажущиеся иррациональными поступки подростков, такие, как немотивированный риск, неоправданная враждебность подростков или постановка заведомо неразрешимых задач.

АЛГОРИТМ -предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.

АССОЦИАТИВНЫЙ -свойственный ассоциации, который отображает связь между преставлениями, мыслями, чувствами, результатом чего одни являются следствием других.

БИИИЗНЕС-КОУЧИНГ - проведение коучинга в компании для сотрудников разных уровней. Основная цель заключается в том, чтобы помогать развитию сотрудника как самостоятельной личности, а также как участнику группы/организации, для достижения высоких бизнес - результатов и увеличения личной эффективности.

БЫТЬ В ПОТОКЕ (dancing in the moment) — взаимодействие с клиентом на очень глубоком уровне, признание сценария развития его жизни, открытость для голоса интуиции и следование за клиентом. Находясь в потоке, коуч готов к любому шагу, который предпримет клиент, и способен следовать в указанном направлении.

БЫТЬ СОЮЗНИКОМ КЛИЕНТА (championing) — умение, полезное для коуча в случаях, когда клиент сомневается в своих способностях. Но коуч знает, на что в действительности способен его клиент. Коуч находится на шаг впереди, как бы призывая клиента со следующей вершины: «Давай! У тебя все получится!».

ВЕРБАЛИЗИРОВАТЬ - выражать свои мысли словами.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ -INTERACTION -согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

Один из психологических законов, описанных С.Л. Рубинштейном, подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей -предметно-практических и душевных.

Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка (подростка). Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирую­щееся на взаимопонимании, межличностном психическом отраже­нии, взаимном оценивании и самооценке.

В авторитарной парадигме взаимодействие трактовалось как педагогическое воздействие педагога на ученика, как обусловленность и порождение поведения ребенка активными действиями взрослого, а также как готовность принять воспитывающее воздействие взрослого (воспитуемость). Если прежняя педагогика была построена на принципе активного (чаще всего командного) и одностороннего воздействия, то современная педагогика строится на принципе СО­ВМЕСТНОЙ ценностной деятельности, что предполагает искусное создание более тонких педагогических ситуаций развития.

Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО (Intrusion/Taking charge) — вынужденное прерывание, или «пробуждение» клиента, который «разливается соловьем», применяемое коучем время от времени в ходе сессии. Иногда это бывает резкая, откровенная истина: «Вы обманываете себя». Иногда достаточно просто озвучить происходящее: «Вы избегаете темы». В американском обществе вмешательство считается грубым приемом. С точки зрения коучинга, это, прежде всего, — прямота по отношению к клиенту, позволяющая ему правдиво оценивать ситуацию и решать вопросы по мере возникновения.

ВЫБОР -моральное право и психологическая готовность осознанно проявить свободу воли в конкретных актах поведения и деятельности, в определении целей и средств их достижения, а также возможных путей решения проблем. Выбор, наряду с самоопределением, -один из основных принципов личностно-ориентированного образования. Он всецело ориентирован на внутренние резервы и душевный потенциал личности ребенка и подростка, которые в преодолении своих проблем ищут адекватные способы самореализации в социуме.

Человек, как действующий и творческий субъект, как самоопределяющийся и самореализующийся индивид, обладает полной свободой выбора, но, как член конкретного сообщества, включенного в социум, он ограничен в своем выборе потребностями и интересами других людей и сообществ.

Такова противоречивая сущность выбора, поэтому всегда процесс выбора включает множество условий и шагов по их выполнению: понимание свободы воли и действия как ответственности, определение границ альтернативности решений, понимание множественности подходов, видение вариативности методов деятель­ности, мотивирование ценностного основания выбора, знание ситуации выбора, прогнозирование результатов или последствий, готовность к самоконтролю и самоограничению. Многие конкретные педагогические ситуации решаются только в процессе самостоятельного выбора ребенка (или подростка). Образование в целом также возможно только в условиях реализации им своего выбора. Именно поэтому важнейшей педагогической задачей является создание условий для самостоятельного выбора, его стимулирование, формирование у школьников готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса. Происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными, только если школа сможет подготавливать к жизни инициативную личность, спо­собную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, азбука которого постигается в повседневном принятии решений в школе и в детских сообществах.

ВЫЗОВ (challenge) — действия, направленные на то, чтобы клиент вышел за рамки, которые сам себе поставил. Вызов часто побуждает клиента к встречным предложениям, которые всегда больше или смелее, чем его первоначальные намерения. Предположим, для развития бизнеса клиенту нужно делать в среднем десять звонков потенциальным покупателям в день, а он считает, что и одного звонка много. Коуч бросает ему вызов: «Сможешь делать десять звонков в день?». Клиент вносит встречное предложение: «Десять — нет, а вот семь...».

«ГРЕМЛИН» — термин, введенный Ричардом Карсоном, который определил его как комплекс мыслительных процессов и чувств, обеспечивающих положение человека в жизни. Хотя человеку часто кажется, что «гремлин» защищает его, на самом деле он мешает ему развиваться и не позволяет достичь в жизни желаемого. «Гремлин» неразрывно связан с человеком; он ни плох, ни хорош, он — «гремлин». «Гремлин» теряет над человеком власть, когда тот видит его истинную сущность, рассматривает все возможные варианты действий и сознательно выбирает тот из них, который больше всего ему подходит.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА – это система педагогических приемов, основанная на активном применении деятельностных методов обучения и воспитания всеми субъектами образования: родителями, обучающимися, учителями, управленческими педагогическими кадрами.

Базовая схема деятельностного образования: есть субъект со своими конкретными качествами – представлениями, опытом, субъективностью (мастерством, способностями). Субъект входит со своими качествами в конкретную ситуацию, которая, как правило, по своей сути событийная.

 

В этой ситуации субъект разворачивает деятельность, в которой проявляются, обнаруживаются его качества.

Например, даете задание ученику на уроке, затем спрашиваете и понимаете, что он освоил, а что нет.

Дальше субъект входит в рефлексивное отношение по поводу того, что он делал. В рефлексии он обсуждает, познает саму ситуацию и себя, понимает, что здесь происходит. В этом контексте мы можем назвать рефлексивное пространство пространством самопознания (рефлексивного самопознания).

Входя в это пространство, субъект охватывает всю целостность:

1. то, что здесь происходит;

2. то, какой он есть (знания, опыт, мастерство).

Всю свою деятельность – успехи, неуспехи – связывает, сопоставляет со своими актуальными качествами. Должна быть установлена связь между тем, что он собой представляет, и тем, что у него получается или не получается. Такая постановка вопроса, такое предназначение рефлексии позволяют оформить образовательные потребности.

Образовательные потребности обнаруживаются тогда, когда в рефлексии обусловленность успехов, достижений, затруднений субъекта связывается, сопоставляется с качествами субъекта.

Когда это делает сам субъект – это акт, момент самообразования, самоуправления, самоорганизации. Субъект сам себя познает, сам ставит образовательные задачи и сам думает, как их решить.

Рефлексия может быть специально организована, и тогда здесь появляется другой субъект, который искусственно воздействует на рефлексивный процесс, совместно с первым организует процесс рефлексивного выхода. Он занимает позицию организатора, управляет рефлексивным процессом, направленным на обнаружение образовательных потребностей, по­сле чего оформляются образовательные задачи, а далее – индиви­дуальная образовательная программа (ИОП).

ДИССОЦИИАТИВНЫЙ - разъединяющий, разобщающий, ведущий к отделению. Наблюдаемый со стороны; сторонне наблюдающий ≪картину на стене≫.

ИНДИВИДУАЛ Ь НЫЙ КОУЧИНГ коуч-обучение с отдельно взятым клиентом по специальным технологиям и методикам, помогающим добиться эффективности в работе. Индивидуальный коучинг -это работа с персональным тренером, но не в спорте, а в сфере личностных достижений в самом широком смысле этого слова -от достижений в профессии и карьере до достижения гармонии в отношениях с окружающими людьми и с самим собой.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ - целостный, единый; подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности.

КАРЬЕРОГРАММА КЛИЕНТА – структурированная система профессиональных шагов клиента, направленных на карьерный рост и успешность через сформированную потребность, мотив деятельности и четко сформулированную цель.

КЛИЕНТ – личность, нуждающаяся в наставничестве по ускоренной передаче социального и профессионального опыта; особенностей культуры производства непосредственно на рабочем месте с целью формирования необходимых компетентностей.

Клиент – человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких-либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - информированность, опытность, авторитетность в каком-то вопросе; обладание права на решение вопроса.

КОРПОРАТИВНЫЙ КОУЧИНГ работа с группой сотрудников, как в рамках конкретного ОУ, так и нескольких, объединенных в достижении конкретной цели посредством применения специфических технологий и методик под руководством одного коуча или группы. Перспективой реализации программы корпоративного коучинга является организация сетевого взаимодействия ОУ на городском / или региональном уровнях.

КОУЧ – это специалист, помогающий «клиенту» реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные, управленческие и профессиональные умения, осуществляющий профессиональную адаптацию «клиента» к корпоративной культуре учреждения, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению специалиста за данным производством.

Коуч — это человек, который использует коучинговые знания, умения и способности, не имея властных полномочий и ответственности за клиента коучинга, а клиент коучинга при этом коучу не подотчетен. Коуч преследует цель создания для клиента и совместно с клиентом благополучия реализации цели, осознанности результатов коучингового взаимодействия (о пределение из книги «Coach2 the bottom line», Mike Jay, Trafford Publishing, 1 999, перевод О. Самольянова).

Коуч - персональный тренер по успеху в бизнесе и личной жизни; такого человека еще называют тренером успеха, иногда - партнером в развитии, помогающим достигать больших целей.

КОУЧИНГ ((от английского to coach – тренировать, наставлять) – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей. Коучинг - технология работы с реальными задачами и основана на тезисе о том, чтобы клиент ставил самые дерзкие, но реальные цели.

Коучинг во многом похож на индивидуальные тренировки: вам помогают придать ВАШЕЙ жизни ту форму, которую ВЫ хотите, достичь тех целей, которых ВЫ хотите.

Коуч помогает быстрее найти ответы на важные для клиента вопросы и оптимальным образом воплотить их в жизни.

Коучинг – это один из методов активизации потенциала человека как в бизнес среде, так и в индивидуальной работе, который возник 20 лет назад. Коучинг разработан бизнес-консультантами Тимоти Голдви и Джоном Уитмором. Он вобрал в себя лучшие достижения своих методов предшественников – психологического консультирования, наставничества, тренингов и т.д.

Коучинг – партнерские взаимоотношения коуча и индивидуума и/или группы людей, которые приводят к достижению высоких целей и выдающихся результатов, к увеличению эффективности и личностному росту людей.

КОУЧИРОВАТЬ - заниматься коучингом, наставлять, тренировать на успех, развивать в беседах умение достигать цели.

КОУЧИНГ КАК СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА -раскрытие внутреннего потенциала сотрудника с целью корректировки результатов работы, развития и достижения успеха

КОУЧ-КОНСУЛ Ь ТИРОВАНИЕ – целенаправленные индивидуальные / или групповые тематические встречи по «проблемным» зонам в области педагогики, методики, диагностики, мониторингов и системы организации профессионального пространства специалистов с выходом на практику.

ЛАЙФ-КОУЧИНГ -процесс совместного с коучем решения значимых для клиента задач. Данное взаимодействие всегда ориентировано на конечный результат, определяющийся в самом начале работы. В лайф-коучинге клиент может решать множество задач таких, как повышение качества жизни, развитие в профессиональной деятельности, создание жизненного баланса.

ЛИМБИЧЕСКИЙ - отвечающий за чувства и эмоции. Лимбическая система человека связана с развитием коммуникации, основанной на осмысленных звуках, и создает воспоминания.

МОДЕЛЬ GROW - сессия по коучингу состоит из четырех этапов: 1) GOALS – постановка целей, которых необходимо достичь в ходе сессии, 2) REALITY – окружающая действительность, текущая ситуация, 3) OPPORTUNITIES – список возможностей, с помощью которых можно достичь цели, 4) WHAT’S NEXT – составление плана действий для достижению целей индивидуума.

ПАРТНЕРСТВО -PARTNERSHIP -от англ. слова «part» (часть единого целого) - понятие, обозначающее систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участни­ков образовательных процессов.

Содержание образования есть выстраивание отношений УЧАСТИЯ субъектов в проблемной деятельности в целях личностного развития. Их прошлый субъектный опыт может быть различным, ситуация же образования формально уравнивает его, поскольку ставит и взрослого, и ребенка в условия совместного поиска, свободного выбора возможного жизненного пути и принятия жизненно важных решений. Такой ситуации, ориентированной на перспективу личностного развития, лучше всего соответствуют отношения кооперации и взаимодействия. В этом состоит сущность принципа равенства в отношениях партнерства.

Другой важный принцип - добровольность -реализуется в приобретении личностных смыслов в деятельности и во взаимодействии (ориентированных на личностное развитие) и направленности личностного потенциала каждого партнера на реализацию совмест­но найденных смыслов. Добровольность означает здесь сознательный, максимально продуктивный и бескорыстный вклад партнера в общую деятельность.

Партнерство, таким образом, есть не формальное равенство прав и обязанностей ребенка и воспитывающего взрослого, а со­трудничество, конституирующее всю их совместную деятельность, общение и поведение, т.е. такое сотрудничество, которое самоорганизовано на основе добровольной ответственности и равенства в достижении общих целей и результатов деятельности.

ПАТТЕРН - набор типичных поведенческих реакций, то есть повторяющихся в своей последовательности действий.

ПОТЕНЦИАЛ - степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств и возможностей, необходимых для чего-нибудь.

ПРОАКТИВНАЯ ЛИЧНОСТ Ь – личность, способная нести ответственность за свою собственную жизнь через принятие собственных решений с учетом духовных ценностей личности и личностных инициатив.

ПРОАКТИВНОСТЬ — представление о природе психики человека, свойственное, в первую очередь, гуманистической психологии.

Согласно представлению о проактивности психики человека, между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на эти раздражители лежит свободная независимая воля. То есть, мы сами выбираем свою реакцию на те или иные воздействия. Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами, стимуляцией.

Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств.

Понятие проактивности используется многими психологами.

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» (написанной по материалам пребывания в нацистском концлагере) для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин для происходящих с ним событий и обстоятельств. Это слово в понимании Франкла близко к понятию интернальности. В этом смысле понятие проактивности широко используется в популярной литературе по менеджменту.

Одним из первых, кто поставил во главу угла личности её активность, дав этому в противовес «реактивности» бихевиористов, специальное название -проактивность, как он её называет в противовес постулату реактивности, на котором строится весь бихевиоризм, был Гордон Олпорт. Олпорт категорически не согласен с мнением большинства психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, редукции напряжения. Для него человек — существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения — признак нездоровья.

Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» указал проактивность одним из необходимых навыков успешного человека.

РЕТИКУЛЯРНЫЙ - отвечающий за выживание организма мозг рептилий; у человека это спинной мозг, нужен для мгновенных действий, реакций.

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ -способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем педагог взаимодействует в процессе педагогического общения.

РЕФРЕЙМИНГ — навык коуча, помогающий клиенту взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, подавая иным образом изначально заданную информацию.

Клиенту только что сообщили, что при отборе кандидатов на очень престижное место работы в высококонкурентной сфере он лишь немного уступил человеку, получившему желаемую должность. Клиент очень разочарован, у него появились сомнения в своей профессиональной компетентности. В этом случает рефрейминг поддержит клиента: второе место при столь серьезном конкурсе говорит о высоком уровне рабочих навыков клиента и ценности его профессионального опыта.

СЕССИЯ — особым образом структурированная беседа тренера с клиентом

СЛЕДОВАНИЕ СЦЕНАРИЮ КЛИЕНТА (holding the client's agenda) — одновременно и философская позиция, и навык, которым пользуется коуч. Когда коуч следует сценарию развития жизни клиента, он как будто становится невидимым, то есть отбрасывает свои суждения, мнения и ответы на вопросы клиента и сосредоточивает свое внимание на том, чтобы помочь клиенту в достижении внутреннего баланса и реализации его потенциала. Коуч следует за клиентом, не зная правильного ответа, не давая советов, не рассказывая ему, что надо делать. Здесь коучу нужно уделить максимум внимания клиенту и его запросам, а не тому, что он сам «прописал» для него.

СОВРЕМЕННЫЙ КОУЧИНГ – специфическое направление в консалтинге, которое активно используется в менеджменте: для развития лидерских качеств сотрудников, разрешения конфликтов, поддержания корпоративной культуры учреждения, повышения качества производственной деятельности и т.д.

СТРАТЕГИЯ - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период; способ достижения сложной цели.

ТРАНС - состояние отчуждения, потери самообладания, измененное состояние психики, при котором утрачивается контроль сознания над обработкой информации; транс сопровождается определенными изменениями мозговой активности. Человек может входить в транс также под воздействием усталости, информационной перегрузки и т. п.

ТРАНСФОРМАЦИЯ - превращение, преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо.

ФОРМАТ КОУЧИНГА – это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, атакже средство такого взаимодействия.


 

Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Аткинсон М. Пошаговая система: Наука и искусство коучинга / М. Аткинсон, Чойс Т. Рэй - Киев: Companion Group, 2010.-256 с.

2. Дауни, М. Эффективный коучинг: уроки тренера коучей. /пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Добрая книга, 2015 – 288 с.

3. Дейвис Д., Вильямс П. Лайф коучинг - новая профессия для психотерапевтов. Как перейти от психотерапии к коучингу. Издательство: Международная академия коучинга, 2007

4. Голви У. Тимоти Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / У.Тимоти Голви; Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 252 с.

5. Максимов, В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. - Спб: Речь, 2008 – 320 с.

6. Парслоу, Эрик. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. – Спб.: Питер, 2007. – 320с.

7. Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси // TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. — М.: Альпина Паблишерз, 2009. — 224 с.

8. Чапмэн М. Эмоциональный интеллект [Текст] / М. Чапмэн; пер. И. Ющенко. - М.: Гиппо, 2010. - 144 с.

9. Шекшня С. Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг / С. Шекшня. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 206 с.

Дополнительная литература

1. Авдеев, С. Коучинг. – М.: Александри Д-кКарьера, 2006 – 118с.

2. Авдеев, С. Коучинг//Управление персоналом – 2006. - №5- С. 36-40.

3. Антонова Н., Иванова Н. Консультирование и коучинг персонала в организации. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015.

4. Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. EMDR в коучинге: WingWave - как взмах крыла бабочки. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — 160 с.

5. Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — 160 с.

6. Вагин, И. Глушай А. Как стать первым. Практический коучинг по-русски. М., Астрел, 2008 – 285с.

7. Грин Дж., Грант Э.М., Коучинг принятия решений. - СПб.: Питер, 2005.

8. Довбня С., Кому нужен коучинг. - Топ-менеджер, 06/2003.

9. Зиммерль В., Зиммерль К. Коучинг: Вперёд, от ресурса к цели!. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — 144 с.

10. Золотарева, О. Коучинг и мнения компаний о его эффективности//Управление персоналом – 2010 - №18 – С. 42-44

11. Илиф-Вуд М. Как превратить сознательное в бессознательное в работе коуча. – М.: Претекст, 2015.

12. Картошова, А. Коучинг. – М., Психологический центр "На Волхонке", 2009 – 220с.

13. Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях "До востребования". — М.: «Дело и сервис», 2010. — 448 с.

14. Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сборник. - СПб.: Издательство "Речь", 2003.

15. Мелия М. Как усилить свою силу? Коучинг. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 − 298 с.

16. Огнев А.С., Организационное консультирование в стиле коучинг. - СПб.: Издательство "Речь", 2003.

17. О Нил М.Б. Коучинг руководителей: твердость и открытость: системный подход в привлечении руководителей к решению проблем. - М. МАК., 2005.

18. Парслоу Э., Рэй М., Коучинг в обучении: практические методы и техники. - СПб.: Питер, 2003.

19. Прайор Р., Лейблинг М., Коучинг – это просто (Coaching made easy., Mike Leibling & Robin Prior). – Спб.: Питер, 2008.

20. Рейнольдс М., Коучинг: Эмоциональная компетентность: Направьте свои эмоции (EQ) на успех в работе. - 2003.

21. Рыбкин И.В. Коучинг социального успеха. М., 2005.

22. Рыбкин И. Падар Э. Системно-игративный коучинг: концепты, технологии, программы. М., 2009.

23. Савкин А.Д., Данилова М.А., Коучинг по-русски: смелость желать. - СПб.:Издательство "Речь", 2003.

24. Самольянов О. Коучинг до самой сути. Что важно? - СПб., Речь.2008.

25. Самоукина Н., Туркулец Н., Коучинг - ваш проводник в мире бизнеса. - СПб.: Питер, 2004.

26. Самоукина Н., Туркулец Н. Коучинг - ваш проводник в мире бизнеса. – С-Пб.: Питер, 2004. - 192 с.

27. Смарт Дж. К., Коучинг (Real Coaching and Feedback. How to Help People Improve Their Performance). - СПб.: Издательский дом "Нева", 2004.

28. Стак Эдуард., Коучинг на предприятии. Станьте менеджером - тренером! – 2-е международное издание - М.: Институт консультирования и системных решений, 2006.

29. Старт Дис. Коучинг. – Спб.: Издательский дом "Нева", 2008 – 189с.

30. Торп С., Клиффорд Дж., Коучинг: руководство для тренера и менеджера. - СПб.:Питер, 2003.

31. Уитмор Дж., Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность = Coaching for Performance: GROWing People, Performance and Purpose. — М.: МАКУБ,2005. — 168 с.

32. Флеминг И., Тейлор А., "КОУЧИНГ Карманный справочник" - М.:HIPPO, 2004.

33. Фопель К., Уверенное управление. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие. - М.: Генезис, 2004.

34. Харгроув Р., Рено М., Ваш коуч: Помощь в решении самых запутанных проблем в управлении, бизнесе и карьере. - Сибирское университетское издательство, 2005.

35. Харрис Дж., Коучинг: личностный рост и успех. - СПб.: Издательство "Речь", 2003.

 

Электронные ресурсы

1. Портал Коучинг в образовании. Режим доступа: http://coachingineducation.ru

2. Электронный ресурс Академик. Словари и энциклопедии. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/104583

3. Дневник успеха: работа и карьера. Что такое коучинг и для чего он нужен. Режим доступа: http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/chto-takoe-kouching-i-dlja-chego-on-nuzhen.html

4. Бэкмология. Коучинг. Режим доступа: http://becmology.ru/blog/general/coaching01.htm

5. Психологос. Энциклопедия практической психологиии. Коучиинг. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/kouching

6. Международный институт коучинга родителей, детей и подростков. Режим доступа: http://coachforkids.ru

7. Международная академия трансформационного коучинга и лидерства. Статьи. Режим доступа: http://www.coachacademy.ru/resources/articles/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: