Критерии истины
В философии, вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определенными знаниями и реальностью. То есть истиной является знание, которое адекватно (достоверно, правдиво) отражает действительность. Неверное, иллюзорное или ложное знание называют заблуждением.
В диалектико-материалистической философии истина рассматривается объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истина объективна потому, что знание отражает независимую от человека реальность, а субъективна в силу того, что знание является результатом активной познавательной деятельности человека.
Представители объективного идеализма абсолютизируют и даже обожествляют истину, вынося её в сверхъестественный (трансцендентный) мир.
Субъективные идеалисты, наоборот, отрицают объективную сторону истины, рассматривая её как внутреннее свойство субъекта.
Существует также понятие абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о реальности, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся также истины факта (вечные истины).
Относительная истина – это неполное, неточное знание. Каждая относительная истина содержат в себе долю абсолютной и представляет собой определенный этап в процессе приближения к абсолютной истине.
Критериями истины (истинности знаний) являются:
1. Чувственный критерий – наблюдаемость того, о чем утверждается в содержании знания.
2. Логический критерий – связан с требованием непротиворечивости содержания знаний.
3. Практика (понимаемая как преобразование реальности), которая позволяет достаточно глубоко подтвердить или опровергнуть степень истинности знаний.
Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:
· Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
· Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Стоит сказать, для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
· Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно к????ой критерием истины будет согласованность рассуждений с общей системой знаний. К примеру, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
· Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание —??? знание проверенное, к????ое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
· В марксизме критерием истины будет практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
· Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины будет всеобщее согласие по поводу утверждений. К примеру, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.
Нек????ые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, по???му говорят о неклассической (??????????енно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины..
Основные концепции истины
Концепция истины | Определение истины | Критерий истины | ||
Классическая | Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности | Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость | ||
Когерентная | Истина есть согласованность знаний | Согласованность с общей системой знаний | ||
Прагматическая | Истина есть практически полезное знание | Эффективность, практика | ||
Конвенциональная | Истина есть соглашение | Всеобщее согласие | ||
Познание и практика
Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание бывает:
– чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);
– логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения).
Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.
Важнейшие формы практики:
– материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);
– социальное действие (преобразование общественного бытия);
– научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).
Основные функции практики в процессе познания:
- практика – основа познания, его движущая сила;
- практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;
- практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;
- практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:
- указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;
- изменяет окружающие вещи;
- выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.
Понятие опыта имеет разное значение:
опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент;
опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.
Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.
Понятие познания и его цели
Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.
Субъектом познания может выступать как отдельный индивид, так и коллектив, класс, общество в целом.
Объектом знания может выступать вся объективная реальность, а предметом познания – только ее часть или область, непосредственно включенная в сам процесс познания.
ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ
– обнаружение необходимых, существенных, повторяющихся связей, с целью открытия законов и закономерностей природных и социальных процессов и формирования научных теорий. Различают две цели познания: непосредственная (прямая) и опосредованная (косвенная). Непосредственная цель познания – достижение истины, истинного знания об объекте (теоретическая цель). Опосредованная цель познания – применение полученного знания в практической деятельности
Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.
Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.
В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека.
1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление.
2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.
3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.