Конвенционализм

Конвенционализм допускает возможность построения любой системы классификации, которые объединяют факты в некоторое связное целое. Считается, что следует как можно дольше сохранять в неприкосновенности центр такой системы классификации: когда вторжение аномалий создает трудности, надо просто изменить или усложнить ее периферийные участки.

Подлинный прогресс науки является коммулятивным и осуществляется на прочном фундаменте доказанных фактов, изменения же на теоретическом уровне носят инструментальный характер. Теоретический прогресс состоит в достижении удобства (простоты), а не в росте истинного содержания.

Конвенционалисты столкнулись с проблемой сравнения конкурирующих ложных теорий. Они отождествили истину с ее признаками и примкнули к варианту прагматистской теории истины. Таким вариантом является теория истинного содержания (правдоподобности и подтверждения) К.Поппера.

Некоторым конвенционалистам не хватило логического образования для того, чтобы понять, что одни суждения могут быть истинными, не будучи доказанными, а другие – ложными, имея истинные следствия, и что существуют такие суждения, которые одновременно являются ложными и приблизительно истинными. Тогда и была выдвинута концепция инструментализма: теории не являются ни истинными, ни ложными, они – инструменты для предсказания.

В этом случае конвенционализм – философски оправданная позиция. А вот инструментализм – его вырожденный вариант, в основе которого лежит простая философская неряшливость, обусловленная отсутствием логической культуры.

Революционный конвенционализм зародился как философия науки А.Бергсона, девизом которой была свобода воли и творчества. Кодекс научной честности у них менее строг, он не налагает запрещения на недоказанные спекуляции и разрешает построение систем на основе любой фантастической идеи, не клеймит отброшенные системы как ненаучные.

Главными научными открытиями являются изобретения новых и более простых классифицирующих систем. Процесс их усложнения и их революционная замена более простыми системами – вот какова основа внутренней истории науки.

Пример научной революции – система мира Коперника, революции Лавуазье и Эйнштейна: все они стали заменой более громоздких теорий.

Согласно конвенционализму, великие ученые приходят к своим теориям во многом благодаря взлету своего воображения. При этом они утверждают, что вывели свои теории из фактов как это понять?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: