(от греч. prakticos – деятельный, активный) – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных обьектов и являющаяся основой развития человеческого общества, критерием истины. П. оказывает непосредственное влияние на развитие психических функций людей.
Пралогическое мышление
этап развития мышления в филогенезе, предшествующий образованию четких, непротиворечивых речевых логических структур, функционированию мышления по формально-логическим законам: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их обьясняется в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку "причина – следствие" и тогда, когда они просто совпадают по времени. Понятие "п. м." введено Л.Леви-Брюлем.
Прегнантность
см.: гештальт.
Предмет исследования (в психологии)
область психических явлений и факторов, влияющих на них, на выявление закономерностей, тенденций развития и просто на изучение которых направлены усилия исследователя; наиболее существенные в данном исследовании психологические аспекты обьекта исследования.
Предмет психологии
закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.
Предметно-рефлексивные отношения
интериоризированная (см. интериоризация) система рефлексивных (см. рефлексия) связей субьекта с другими людьми, основывающаяся на способности мысленного отражения позиции другого человека, его субьективных переживаний.
Предметно-ценностное единство коллектива
характеристика совокупности ценностных ориентаций членов коллектива, принимащих цель совместной деятельности, близкую их ценностным ориентациям, установкам, и проявляющих на этой основе единство в практической деятельности по ее достижению (А.Петровский и др.).
Предрассудки
(букв. мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления) – выступающая в форме суеверия и предубеждения установка, препятствующая адекватному восприятию той или иной информации, действия, субьекта. Как правило п. имеют социально-экономические и психические корни. П. могут выступать как защитные механизмы личности, которая проецирует на "чужака" свои собственные неосознаваемые конфликты, отрицательные качества.