Истина. Критерии истины

Сущностью процесса познания является получение объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Философские школы неоднозначно отвечали на вопрос, можно ли познать мир и получать истинные знания. Агностики отрицали возможность получения достоверных знаний, сциентисты занимали противоположную позицию, эмпирики полагали, что это возможно только при помощи ощущений, а рационалисты предлагали опираться исключительно на разум.

В философии распространено определение истины как соответствия мыслей человека окружающей действительности, соответствия полученных знаний содержанию объекта познания. Именно объективная истина обладает познавательной, гносеологической ценностью. Принято выделять объективную и субъективную стороны истины. Объективная сторона характеризует истину в той части, содержание которой от нас не зависит и существует в объективной реальности. Она предполагает ее конкретность, т.е. зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, условий, места и времени возникновения, существования и развития явлений действительности.

Субъективная сторона истины указывает на то, что объективный мир познается при участии сознания человека, преломляется через него. При этом имеют значение знания, личный опыт, интеллект познающего. С объективной и субъективной сторонами познания связаны различия в таких видах деятельности человека, как изобретение и открытие. Открытием называют выявление объективно существующих явлений, законов (открытие закона всемирного тяготения), изобретение – это создание человеком того, что до него объективно не существовало (изобретение ракетного двигателя).

Выделяют истину абсолютную и относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Но в реальности это практически недостижимо. Поэтому понятие «абсолютная» в известной степени условно. Под абсолютной истиной имеют в виду законы природы, аксиомы и пр. В большинстве случаев мы сталкиваемся с относительной истиной как неполным, ограниченным знанием.

Практически любая истина объективна по содержанию и относительна по форме. Относительная истина является верным, но неполным знанием, своего рода промежуточным этапом на пути к познанию истины абсолютной. Таковая природа относительной истины зачастую порождает домыслы, гипотезы, догадки, различные мнения, оценки, точки зрения. Со временем относительная истина может быть уточнена, дополнена или опровергнута. Именно относительные истины составляют большинство истинных знаний.

Философы выделяют несколько видов истины, соответствующие различным видам знания: обыденную (повседневную), научную, художественную и др. Одним из основных вопросов познания является вопрос о критерии истины. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация; мерило оценки чего-либо. В познавательной деятельности критерий – средство проверки истинности человеческих знаний. На вопрос о том, что следует считать критерием истины, мыслители отвечают по-разному. Эмпиризм считает критерием истины данные чувственного опыта; рационализм – очевидность, достигаемую путём интеллектуальной интуиции или логическую непротиворечивость теории; конвенционализм – удобство и простоту теории; прагматизм – полезность или работоспособность идеи.

Важнейшим критерием истины и движителем познания является практика. Она представляет собой активное взаимодействие человека с окружающим его материальным миром и характеризуется следующими чертами: целенаправленностью; предметно-чувственным характером; преобразованием действительности. Целенаправленность проявляется в создании человеком идеальных моделей, которые он стремятся воплотить в реальность. Предметно-чувственный характер означает, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира. Преобразующий характер означает изменение этих предметов.

Основными видами практики являются:

1) общественно-производственная;

2) социально-политическая;

3) научно-экспериментальная;

4) повседневно-хозяйственная и т. д.

По полученным результатам различают практику созидательную (конструктивную) и разрушительную (деструктивную). По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной (стереотипной) и поисковой. При этом любая практика имеет социальный характер. В процессе практики изменяется как преобразуемая человеком действительность, так и сам человек.

На основе практики может формироваться не только истина, но и заблуждение, т.е. знание, ошибочно принимаемое за истину. С одной стороны заблуждение мешает познанию, но с другой – способствует созданию проблемных ситуаций, служащих толчком к познавательной деятельности. От заблуждения отличается ложь – сознательное искажение истины, характеризующееся своей преднамеренностью.

Практика служит основным критерием истины. Но существуют и другие критерии: формально-логический анализ, теория, логическая непротиворечивость и пр. Такие показатели, как отношение к истине общества или отдельных людей, оценки, интерпретации, нормы морали субъективны и критериями истины являться не могут. Истина не постоянна, ее выявление можно скорее охарактеризовать как непрерывный процесс. Существует идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, включающая материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняемые логической согласованностью и практической полезностью тех или иных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: