Характеристика правоохранительных органов как части правоохранительной системы

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

И ликвидации последствий стихийных бедствий

__________________________________________________________

ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»

Кафедра права

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

капитан А.В.Бабаев

«___» _____________2011 г.

  Автор: доцент, кандидат юридических наук Ульянов А.Д.  
   

 

ДИСЦИПЛИНА: «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

ЛЕКЦИЯ

 

ТЕМА 2: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК

СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Обсуждена

на заседании кафедры

«____»_______2011 г.

протокол №

 

Химки – 2011

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

-разъяснить обучаемым роль и значение деятельности правоохранительных органов;

 

1. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Выставка литературы

Наглядные пособия

Слайды

Время: 2 академических часа

 

3. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

 

Содержание занятия Время, мин
Вступительная часть 5мин.
Учебные вопросы: Введение 1. Характеристика правоохранительных органов как части правоохранительной системы. 2. Понятие и особенности правоохранительной деятельности 3. Классификация правоохранительных органов. 4. Задачи правоохранительных органов 5. Нормативные акты, регулирующие правоохранительную деятельность. Заключение   80мин. 5 мин.   30 мин.   10 мин. 10 мин. 10 мин.   10 мин. 5 мин

 

4.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЕМЫХ:

- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

- Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Сборник. М., 1989.

- Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. — ст. 1—6,17, 26—29 и 36 // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

- Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. №2446-1.

- Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. №3132-1,

- Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ,

- Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 31 декабря 1994 г. №1-ФКЗ,

- Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999г. №1-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 04.12.2006 №5-ФКЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170; РГ. 2006. 8 дек.

- Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. №30-ФЗ,

- Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. №45-ФЗ.

- Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. №27 –ФЗ,

- Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г.

- Положение о Федеральной миграционной службе. Утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. №928 // СЗ РФ. 2004. №30. Ст. 3150.

- Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г.

- Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. №960,

- Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. — ст. 13—15 // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594; 1997. № 29. Ст. 3502; 2000. № 46. Ст. 4537.

- Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. — ст. 6 // СЗ РФ.1996. № 3. Ст. 143; 2000. № 46. Ст. 4537.

- Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г.

- Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г №1313

- Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г.

- Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998г.

- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

- Положение о Федеральной службе судебных приставов. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1316 в ред. Указа Президента РФ от 24.01.2006 №42 //СЗ РФ. 2004. №42. Ст.4111; 2006. №5. Ст.527.

- Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314 в ред. Указа Президента РФ от 02.12.2005 №1396 //СЗ РФ. 2004. №42. Ст.4109; 2005. №49. Ст.5204.

- Положение о Федеральной регистрационной службе. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1315 в ред. Указов Президента РФ от 23.12.2005 №1521, от 02.05.2006 №450 //СЗ РФ. 2004. №42. Ст.4110; 2005. №52. Ст.5689; 2006. №19. Ст.2069.

- Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. №976 // СЗ РФ. 2004. №31. Ст.3234.

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537

- Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

- Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Утв. 1 марта 1995 г. и дополненный 3 июля 1997 г.

- Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии: Сборник нормативных актов /Отв. ред. М.А. Митюков. - М.: Зерцало, 1998. § 47—59.

- Божьев В.П. Конституционные основы уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел: Лекция. – М.: Академия МВД России, 1995.

- Колесников И.И., Одинцов В.Н. Организация дознания в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебно-справочное пособие. - М., 2007.

- Законодательство об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (методические материалы). - М.: Академия МВД России. 1996.

- Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М., 2009.

- Правоохранительные органы: Учебник / Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. – М., 2009.

- Руденко Ю.И. К вопросу о теории правоохранительной деятельности // Российская юстиция, 2010, №7.

- Щукин. В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь, 2005, N 6.

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

- в связи с ограниченностью учебного времени проблемы законодательства рекомендуется рассматривать без выделения частных вопросов;

- в целях доведения большего объема учебного материала при изложении лекции необходимо использовать ТСО;

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 71 (п. "г") Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данный предмет ведения получил официальное толкование в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П, в котором понятие "система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти" сформулировано как единство взаимосвязанных федеральных органов, принадлежащих к различным ветвям государственной власти*(1). Посредством такого единства обеспечивается баланс этих властей, их взаимное ограничение и уравновешивание. Конституция непосредственно предусматривает те федеральные органы, которые входят в эту единую систему и осуществляют государственную власть: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской Федерации - Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный. В ней устанавливаются также статус и основы компетенции каждого из этих органов, определяются их взаимоотношения друг с другом, взаимодействие в системе разделения властей, виды издаваемых ими актов, порядок их избрания, назначения и т.п., а также наиболее значимые процедуры их деятельности (гл. 4-7 Конституции РФ). Изменение системы предусмотренных Конституцией федеральных органов возможно только путем изменения самой Конституции.

Охрана прав и свобод граждан, интересов государства не может быть достигнута сама по себе. Она должна быть обеспечена государством, рациональным и гуманным использованием тех правовых и организационных средств и методов, которыми оно располагает. Для этого существует механизм государства, представляющий собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Органы государства, именуемые правоохранительными, осуществляют специализированную правоохранительную деятельность, которая обеспечивает защиту прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов. Правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями, компетенцией и обладают организационной самостоятельностью, а их деятельность направлена на профилактику, предотвращение, пресечение и раскрытие правонарушений, установление обстоятельств его совершения, применение санкций тогда, когда нарушаются нормы права. При рассмотрении этой темы делается акцент на то, что все правоохранительные органы РФ образуют систему, которая является частью правоохранительной системы РФ.

Правоохранительная деятельность характеризует правовую систему с точки зрения ее динамики, функционирования ее в определенном направлении[1]. Правоохранительная система – это система определенных юридических норм, в которых доминирует правоохранительная функция. Эти нормы являются основой возникновения и осуществления правоохранительной деятельности. Поэтому при рассмотрении данной темы анализируются отличительные признаки правоохранительной деятельности, обращается внимание на то, что эта деятельность протекает в строго определенных правовых процедурах с использованием регламентированных законом юридических мер.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК ЧАСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Функционирование правоохранительной системы и правоохранительных органов можно рассмотреть через призму общих правоотношений. Правоотношения охватывают собой все виды правового регулирования и нормативного воздействия государства и права на общественные отношения, том числе и отношения граждан с государством. Не правоотношения, а право воздействует на поведение людей в политико-идеологическом, моральном, превентивном плане. Во всех остальных случаях - через общие правоотношения, которые выполняют при этом и мотивационно - воспитательную функцию. Если конкретные правоотношения возникают в результате применения норм права к отдельным случаям фактам, деликтам, то общие правоотношения есть следствие действий таких норм, которые направлены на регулирование постоянно существующих и всеобъемлющих отношений, охватывающих наиболее важные сферы общественной жизни.

В юридической науке принято считать, что любая норма права по своей сути в той или иной мере является регулятивной. Как нет и не может быть ничего не регулирующих правовых норм, так и не существует и юридических прав свобод, обязанностей, не порождающих никаких правовых связей и отношений. Вопрос заключается в том, насколько общие правоотношения функционируют в системе защиты основных прав и свобод личности, основ государственного и экономического строя и т.д. В этой связи интересным является высказывание И. Сабо о том, что «правовые нормы не всегда реализуются в конкретных правоотношениях. Например, когда граждане соблюдают запретительные нормы, то они делают это в рамках некоторых общих отношений, которые связывают их с обществом и государством».[2] Таким образом, одна из основных в правоохранительной системе форма реализации права - соблюдение осуществляется в рамках общих правоотношений. В рамках таких правоотношений у государства имеется право требовать неукоснительного соблюдения предписаний закона (запретов), а на граждан ложится обязанность не совершать подобных действий. Этот вывод получил обоснование в трудах таких ученых как С.С. Алексеев, В.М. Горшенев, Н.В. Витрук, Т.Н. Радько, Н.С. Малеин, В.А. Тархов, P.O. Халфина, А.И. Экимов и другие.

В современной юридической науке отмечается, что законные интересы граждан порождают правоотношения общего типа, в которых они существуют и реализуются. В рамках этих правоотношений на основе нормативно-правовых актов, носители законных интересов могут предъявлять определенные притязания и требовать их удовлетворения от компетентных органов государства и должностных лиц. В том случае, когда законные интересы защищаются в суде, возникают конкретные процессуальные отношения отраслевого характера. [3]

Буганова М.А. в своем диссертационном исследовании выделила следующие специфические черты обще регулятивных правоотношений как одного из базовых элементов правоохранительной системы:

1) возникают главным образом на основе норм Конституции и других правовых актов конституционного значения;

2) носят общерегулятивный, а не строго индивидуализированный характер;

3) являются постоянными, длящимися; их длительность равна длительности самого закона, регулирующего соответствующие отношения;

4) опосредствуют наиболее важные, относительно стабильные отношения, складывающиеся во всяком государственно-организованном обществе;

5) выражают общее правовое положение субъектов, их взаимные обязанности и ответственность друг перед другом и перед государством;

6) возникают непосредственно из закона и тех обстоятельств, которые привели к его изданию, момент их возникновения совпадает с моментом принятия соответствующего акта, вместе с тем они сами играют роль своеобразных юридических актов;

7) будучи исходными, служат основой для возникновения и функционирования разнообразных конкретных, частноотраслевых правоотношений.[4]

В случае совершения правонарушения возникают конкретные правоотношения, участниками которого выступают с одной стороны правоохранительный орган, с другой - правонарушитель. С этого момент у правоохранительного органа появляется обязанность установить все обстоятельства совершенного правонарушения и привлечь к ответственности виновных лиц. И именно в рамках конкретных правоотношений правоохранительные органы реализуют большую часть своих полномочий, которые направлены на защиты и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов. С учетом функций правоохранительной деятельности выделяют конкретные правоохранительные органы. Правоохранительные органы - это обособленные по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных органов, имеющих свои четкие задачи, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод путем осуществления конституционного контроля, правосудия и организационного обеспечения судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи. [5]

Именно через систему правоохранительных органов возможно обеспечить многообразное правовое воздействие на общественные отношения. Только весь комплекс правоохранительных органов способен обеспечить правопорядок во всех сферах жизнедеятельности общества. Интеграционным элементом правоохранительной системы, который формирует системный комплекс правоохранительных органов, являются нормативно-правовые акты. Так, УПК РФ содержит в себе правовые нормы, которые адресуются как органам дознания, дознавателям, следователя, прокурорам, так и адвокатам, суду, судьям. Т.е. уголовно-процессуальное законодательство обеспечивает функционирование ряда должностных лиц различных правоохранительных органов, которые, решая свои специфические задачи обеспечивают в конечном итоге реализацию задач уголовного процесса.

Таким образом, Правоохранительные органы- это обособленные по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных органов, имеющих свои четкие задачи, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод путем осуществления конституционного контроля, правосудия и организационного обеспечения судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.[6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: