Понятие и особенности правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - это государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными на то органами с целью охраны права или его восстановления в случае нарушения путем применения соответствующих юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного законом порядка.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Правоохранительная деятельностьосуществляется только с помощью применения юридических мер воздействия, к которым относятся регламентируемые законом меры государственного принуждения и взыскания, меры профилактики и предупреждения, пресечения противоправных действий, исполнения наказаний

2. Строгое соответствие применяемых в ходе правоохранительной деятельности юридических мер воздействия предписания закона, только на основании закона и применение только таких мер, которые предусмотрены законом

3. Правоохранительная деятельность осуществляется в строго установленном законом порядке

4. Реализация правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы (для этого издается специальный закон, например, закон «О прокуратуре РФ» где и предусмотрены полномочия правоохранительного органа), которые комплектуются соответствующими специалистами (как правило имеющими специальную подготовку)

5. В процессе осуществления правоохранительной деятельности (чаще всего только в рамках этой деятельности) могут применяться меры государственного принуждения

Функции (направления) правоохранительной деятельности:

1.Конституционный контроль;

2. Правосудие;

3. Организационное обеспечение деятельности судов (в том числе исполнение судебных решений);

4. Прокурорский надзор;

5. Выявление и расследование преступлений (оперативно-розыскная деятельность и расследование преступлений)

6. Административная деятельность

7.Оказание юридической помощи

Особенности правоохранительной деятельности и ее правового регулирования:

1. В ее осуществлении одновременно принимают участие ряд правоохранительных органов.

2. Правоохранительная деятельность регламентируется одновременно множеством нормативно-правовых актов.

3. Правоохранительная деятельность заканчивается по конкретному делу о правонарушении принятием итогового решения и исполнением этого решения.

4. Окончательное (итоговое) решение про делам о правонарушениях чаще всего принимает суд и /или его можно обжаловать в суд.

5. К ее осуществлению привлекаются граждане и организации.

6. Граждане и организации вовлеченные в правоохранительную деятельность приобретают определенный правовой статус (потерпевшего, обвиняемого, истца, ответчика, третьего лица и т.д.).

7. В нормах права, на основе которых осуществляется правоохранительная деятельность, дается особо точная определенность прав и обязанностей сторон.

8. За правоохранительной деятельностью установлен государственный и общественный контроль для внесения в нее элементов устойчивости; стабильности, определенности, доказуемости.

9. В правоохранительной деятельности точно определен момент возникновения правоотношений, его содержания и субъекты;

10. В процессе правоохранительной деятельности принятию решения (вывода имеющего юридическое значение) предшествует строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения.

11. В правоохранительной деятельности определены процессуальные формы рассмотрения и решения соответствующих дел.

12. Правоохранительную деятельность осуществляют квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права.

13. В правоохранительной деятельности обеспечивается возможность проверки правильности принятых решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих (когда прокурор проверяет дела он одновременно проверяет квалификацию сотрудников).

Рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О полиции», «О Прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Организационное построение правоохранительных органов и их деятельность осуществляется на основе целой системы нормативно-правовых актов, которые обеспечивают возможность реализации правоохранительной деятельность и ее законность.

При этом в своей деятельности сотрудники правоохранительных органов руководствуются, как правило, ни одним нормативно- правовым актом, а несколькими.

С точки зрения функционирования правоохранительной системы нормы права создают основу для правового регулирования и правового воздействия правоохранительной системы, и правоохранительные органы осуществляют правоохранительную деятельность. Функционирование конкретного закона, регулирующего правоохранительную деятельность можно только оценить только исследуя и рассматривая все компоненты правоохранительной системы. Любой правоохранительный орган является составной частью правоохранительной системы, и если мы говорим о более высоких результатах деятельности правоохранительных органов, то в этой ситуации правильней ставит вопрос о результативности всей правоохранительной системы.

В правовом государстве обособляются ряд отраслей права, которые имеют ярко выраженную охранительную направленность (например уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное право и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: