Понятие и признаки судебной власти

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

И ликвидации последствий стихийных бедствий

__________________________________________________________

ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»

Кафедра права

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

капитан А.В. Бабаев

«___» 2011 г.

  Автор: доцент, кандидат юридических наук Ульянов А.Д.  
   

 

ДИСЦИПЛИНА: «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

ЛЕКЦИЯ

 

o ТЕМА 3: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Обсуждена

на заседании кафедры

«____»_______2011 г.

протокол №

 

 

Химки – 2011

 

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

-разъяснить обучаемым роль и значение деятельности правоохранительных органов;

 

1. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Выставка литературы

Наглядные пособия

Слайды

Время: 2 академических часа

 

3. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

 

Содержание занятия Время, мин
Вступительная часть 5мин.
Учебные вопросы: Введение 1. Понятие и признаки судебной власти 2. Судебная система 3. Система принципов правосудия Заключение   80мин. 5 мин. 30 мин. 20 мин. 30 мин. 5 мин

 

4.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМЫХ:

- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

- Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Сборник. М., 1989.

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г., 12 июля 2006 г., 29 ноября 2007 г., 28 апреля 2008 г., 7 мая, 9 ноября 2009 г., 29 марта, 30 апреля 2010 г.)

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"(с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.)

- Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 31 декабря 1994 г. №1-ФКЗ, в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2002 №1-ФКЗ, от 15.12.2001 №4 ФКЗ, от 07.06.2004 №3-ФКЗ, от 05.04.2005 №2-ФКЗ, от 05.02.2007 №2-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; №51. Ст. 4824; 2004. №24. Ст. 2324; 2005. №15. Ст. 1273; 2007. №7. Ст. 829.

- Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. — ст. 15 и 16 // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

- Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 2 марта, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 7 мая, 2, 28 июня, 17 июля, 27 сентября, 9, 28 ноября 2009 г., 29 марта, 1 июля 2010 г.)

- Федеральный Закон от 24 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г.).

- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г.)

- Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г., 22 июля 2008 г., 11 февраля 2010 г.)

- Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-1, (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) (ВВС, 1992, № 15, ст. 769; 1993, № 2, ст. 77; РГ, 1994, 14 и 19 января; СЗ РФ. 2002. №30.Ст.3033; 2005. №10.Ст.753; 2006. №31 (ч.1). Ст. 3427; 2007. №10.Ст.1151).

- Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями от 31 марта 2005 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г.)

- Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (с изменениями от 28 июня 2010 г.).

- Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".

- Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" (с изменениями от 10 апреля 2007 г., 14 февраля 2008 г., 17 марта 2009 г.)

- Правоохранительные органы: Учебник /Под ред. В.П. Божьева. – М., 2009.

- Правоохранительные органы: Учебник /Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. –М., 2009.

- Руденко Ю.И. К вопросу о теории правоохранительной деятельности // Российская юстиция, 2010, №7.

- Щукин. В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь, 2005, N 6.

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

- в связи с ограниченностью учебного времени проблемы законодательства рекомендуется рассматривать без выделения частных вопросов;

- в целях доведения большего объема учебного материала при изложении лекции необходимо использовать ТСО;

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия[1].

Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.

Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.

Здания судов не предполагают разделения на присутственные (залы судебных заседаний) и служебные зоны (кабинеты судей и работников аппарата), что не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к осуществлению правосудия, в случае открытия суда для свободного доступа. Многие здания судов не имеют приспособленных для судебных заседаний залов. Часть помещений в зданиях судов занимают подразделения Федеральной службы судебных приставов. Это существенно ограничивает доступность правосудия.

В соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе предоставление ему достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости судей. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52%. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Предусмотренная Программой система мер направлена на совершенствование системы исполнения судебных актов.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;

тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;

многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий[2].

Отсюда цель лекции – дать четкое представление о судебной системе, ее проблемах и путях их решений.

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается[3].

Правосудие - это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Специфическое положение суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Их основная цель - обеспечение обоснованного, законного и справедливого решения. В настоящее время сложилось несколько вариантов осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства. В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ к ним относятся: конституционное; гражданское, административное, уголовное судопроизводство.

Следует отметить, что указанные виды процедур (судопроизводства) применяются различными судами, действующими в единой судебной системе.

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве, – указывал он, – имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: