Становление и развитие земельного налога в РФ, современное состояние

В результате революции 1917 года в России произошла смена социально-экономической формации, что повлекло за собой изменение всех законодательных актов. Была проведена аграрная реформа 1917г, которая полностью изменила систему и структуру земельных отношений, а также налогообложение земли. Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет “О социализации земли” 1918 года, причем им была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей. Основными субъектами зем.отношений становятся крестьянские хозяйства и гос.земельные органы. Законодательно закрепляется купля-продажа и аренда земли. Зем.налог сохранялся в форме местного налога, поступающего в доходы местных бюджетов. Местные власти самостоятельно устанавливали порядок исчисления и взимания, а также сроки уплаты налога. Т.о. величина ставок и условия налогообложения сильно варьировались в зависимости от района. Налогообложение земли нуждалось в упорядочении, что и было сделано в апреле 1942. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о местных налогах и сборах. На основании этого Указа на территории страны предусматривалось действие следующих основных местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента (сбор за пользование участками земли), сбор с владельцев скота и разовый сбор на колхозных рынках. Все они взимались с граждан. Земельная рента была установлена за каждый кв.метр зем.участка по классам поселений за год.

На основании Закона СССР о с\х налоге, принятого в августе 1953г., было упорядочено н\о земель и пооизведен переход к обложению по твердым ставкам с 0,01га земли, находящейся в личном пользовании колхозников. Предусматривались льготы по уплате налога (от уплаты полностью освобождались земли военнослужащих, инвалиды ВОВ, труда, семьи партизан, погибших во время ВОВ).

Начиная с 1955 года был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодиям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году, Совет Министров СССР утвердил положение “О государственном контроле за использованием земель», возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР. Советское земельное право было основано на теории, которая не признавала частную собственность на землю и ее потенциал в рыночной экономике. Земля считалась общественным ресурсом, единственной признававшейся эк.ценностью было ее почвенное плодородие. Это привело к созданию самого точного и полного почвенного кадастра.

Начало земельным преобразованиям в РФ положило принятие в ноябре 1990г. законов РСФСР «о крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «о земельной реформе». 25 апреля 1991г. Верховным Советом РСФСР был принят Земельный Кодекс РСФСР. Нормы Зем.кодекса РСФСР и Закона РСФСР «о зем.реформе», касающиеся собственности на землю, не соответствовали принципам земельных преобразований в стране.

Определяющее значение для развития земельной реформы имело принятие Конституции РФ в 1993г., утвердила частную собственность на землю, уже имеется множество реальных, явных формальных и скрытых частных земельных собственников, лишь отсутствие необходимых законодательных документов сдерживает активность земельного рынка, фактически уже существующего.

11 окт.1991г. был принят Закон РФ №1738-1 «о плате за землю», который позволял реализовать принцип платности землепользования, а также первичное вовлечение земельных участков в гражданский оборот. Платность использования земли в дальнейшем подтвердил Земельный кодекс РФ от 25окт.2001г. Важнейшим шагом на пути реформирования системы земельного законодательства стало принятие в окт.2001г. Земельного кодекса РФ, ФЗ «о разграничении гос.собственности на землю», «о приватизации гос.и муниц.имущ-ва», «об обороте земель с\х назначения», «о гос.зем.кадастре» идр.нормативно-правовых актов.

Вступление в силу с 1.01.2005г. главы 31 «земельный налог» Налог.кодекса РФ стало следующим этапом проводимой реформы земельных отношений.

Основным отличием вводимого зем.налога от ранее действовавшего явл.введение в оборот стоимостной характеристики земли. В соответствии с указанной главой зем.налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и будет вводится в действие в соответствии с НК РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санк-Петербурга. При установлении зем.налога указанные органы в принимаемых нормативно-правовых актах самостоятельно будут определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, и налог.льготы. налог на землю предполагается исчислять ежегодно для каждого объекта налогообложения в зависимости от его кадастровой оценки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: