Проблемы и негативные факторы, влияющие на развитие высшего образования в Новосибирской области

Человеческая деятельность настолько сложна, что для осуществления любого ее вида, будь то производство, армия или торговля, необходимо соответствующее предварительное обучение. Социальный институт образования охватывает все возрастные группы. Современное образовательное пространство включает следующие сосуществующие уровни: дошкольное образование; школьное образование (начальное, основное общее, среднее полное общее); начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование (подготовка кадров высшей квалификации); дополнительное профессиональное образование (система повышения квалификации); непрофессиональное образование и самообразование. Все уровни и подгруппы образовательной системы взаимосвязаны и реализуют различные общественные задачи.

В данной контрольной работе будем рассматривать высшее образование.

На территории Новосибирской области расположено 30 вузов и филиалов, 110,602 тыс. студентов, более 20 тыс. сотрудников, опирается на мощный научный потенциал, дает возможность региону обеспечить кадрами все отрасли диверсифицированной экономики (подготовка в вузах ведется по 553 направлениям и специальностям), а также готовит кадры для регионов Сибирского федерального округа и Дальнего Востока. Вузы выполняют важную роль в привлечении талантливой молодежи на территорию Новосибирской области. В настоящее время в вузах, расположенных на территории Новосибирской области более 50% студентов, обучающихся по очной форме, имеют постоянное место жительства за пределами Новосибирской области, из них свыше 4 тыс. иностранных студентов. [3]

Но, не смотря на конкурентные преимущества региона в сфере образования, в Новосибирской области существует ряд проблем и негативных факторов, влияющих на эффективность высшего образования, а также на уровень качества образовательной инновационной деятельности:

1) ФЗ "Об образовании" в ст. 69 устанавливает цель высшего образования - обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Однако рейтинг систем высшего национального образования показывает Россию заняла 33 место из 50 возможных, ухудшив свои позиции на один пункт по сравнению с 2015 годом. Что означает снижение показателей по четырем группам:

Ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов);

Результаты (научные исследования, научные публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников учебных заведений);

Связи (уровень международного сотрудничества, который демонстрирует степень открытости или замкнутости систем высшего образования);

Среда (государственная политика и регулирование, возможности получения образования).

В Новосибирской области существует достаточно существенный разрыв между количественными показателями и качественными в системе высшего образования, то есть увеличение студентов в вузах повлекло за собой снижение уровня подготовки абитуриентов, а, как следствие, низкий уровень знаний и умений выпускников вузов Новосибирской области;

2) Важным фактором для повышения качества высшего образования являются мероприятия по развитию взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда.

В Новосибирской области наблюдается несоответствие образовательных программ в вузах и потребностям экономической, социальной, управленческих сфер, то есть у большинства выпускников учебных заведений отсутствуют практические навыки и необходимые компетенции для регионального рынка труда. Поэтому студенты сегодня ориентируются скорее на получение социального статуса, а не конкретных знаний и умений их применять. Об этом говорит тот факт, что большинство выпускников вузов идут работать не по полученной специальности и, как правило, устраиваются на рабочие места, где предусматривается существенно более низкая квалификация и не требуется высшего образования.

3)Качество образования и кадровый потенциал находятся в прямой зависимости. Поэтому важно, чтобы педагогический состав в высшем образовании использовал новые методики и современные технологии для обучения студентов. На данный момент в России обновление педагогического состава происходит медленно. В Новосибирской области существует слабая связь между научными исследованиями, знаниями и умениями в педагогических коллективах и реальными потребностями региона, что подтверждает несоответствие компетенций педагогов и целей высшего образования, в первую очередь, речь идет о модернизации и введение инновационной образовательной деятельности. Сегодня мы не можем утверждать, что по целому ряду дисциплин вузы готовят специалистов на современном уровне или ориентируясь на высшие достижения.

В сфере профессионального образования в последние годы происходит увеличение численности преподавателей в возрасте до 30 лет и снижение данного показателя для возрастных категорий 40-49 и 50-59 лет. Вместе с тем возрастная структура в профессиональном образовании по-прежнему остается далекой от оптимальной. В системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров.

4) В России лишь небольшая группа университетов имеет современные кампусы, что снижает эффективность образовательного процесса в целом и привлекательность университетов для зарубежных студентов. Мобильность студентов не поддерживается достаточным числом и качеством общежитий. Совместными усилиями государства и университетов удалось существенно модернизировать информационно-технологическую инфраструктуру высшего образования. Но тем не менее в Новосибирской области вузы отстают в развитии материально-технической, учебно-лабораторной и научно-исследовательской базы, что свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности высшего образования.

5) В Новосибирской области вузы не полностью реализуют принцип непрерывного образования, то есть учебные заведения приоритетным направлением считают подготовку специалистов с высшим образованием, а не реализацию программ дополнительного образования, что влияет на финансовую устойчивость вузов.

4) Вузы Новосибирской области недостаточно принимают участие в решениях важнейших проблем социально-экономического развития региона и не используют свой потенциал для модернизации, что уменьшает темпы инновационного развития экономики области.

Таким образом, у вузов Новосибирской области наблюдается отставание в важных направлениях, что не дает им быть конкурентоспособными в сфере высшего образования России - показывает их неэффективность. Вузам региона необходимо больше быть вовлеченными в решении актуальных вопросов региона. Важно, чтобы высшая школа научилась использовать преимущества региона для повышения качества результатов своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: