РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС»
Факультет государственного и муниципального управления
кафедра ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Управление в социальной сфере»
на тему: «Основные проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования (на примере Новосибирской области)
Выполнила:
Студент группы 15392
Л.А. Рассказова
Проверила:
к.э.н., доцент
Н.Н.Скорых
Новосибирск 2017
Содержание
Введение. 3
1 Образование как отрасль социальной сферы.. 4
2 Проблемы и негативные факторы, влияющие на развитие высшего образования в Новосибирской области. 7
3 Перспективы развития высшего образования в Новосибирской области. 11
Заключение. 15
Список источников информации. 17
Введение
В последние годы в России большое внимание уделяется проблемам развития и совершенствования образования. Эти проблемы широко обсуждаются и на государственном уровне, и среди педагогов, и родителей, и учащихся. Обсуждение чаще всего сводится к трем основным проблемам: качество образования; доступность качественного образования; финансирование образования и эффективное использование ресурсов.
|
|
В две тысячи семнадцатом году Новосибирская область отмечает восьмидесятилетие с момента своего создания. Вызовы времени заставляют переосмысливать роль системы образования в процессах реиндустриализации Новосибирской области…От системы образования зависит качество жизни, уровень культуры и патриотизма, успешное развитие экономики и гражданского общества[1].
Цель данной работы – рассмотреть проблемы и перспективы высшего образования в Новосибирской области в рамках дисциплины Управления социальной сферой.
Согласно поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение социальной значимости образования;
- обозначение проблем развития высшего образования в социальной сфере на примере Новосибирской области;
- поиск перспектив развития высшего образования в Новосибирской области.
Объект исследования – состояние и развитие высшего образования в Новосибирской области.
Предмет исследования – проблемы и перспективы высшего образования Новосибирской области.
Методы исследования – анализ литературы и нормативно-правовых актов, сравнение и обобщение.
Образование как отрасль социальной сферы
Образование относится к отраслям социальной сферы, что подтверждают его характеризующие признаки[2]:
|
|
-предоставление блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;
- потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты, т. е. потребление услуг вызывает последствия не только для самого потребителя, но и для других людей, непосредственно этих услуг не потребляющих;
- образовательная деятельность является объектом систематического применения ценностных оценок, иными словами, оценивается в первую очередь с точки зрения пользы для всех людей, всего общества или существенной его части, при этом сама эта польза определяется в качественных терминах (например, рост образовательного уровня общества).
Образование, как отрасль социальной сферы, имеет своим непосредственным адресатом людей, обеспечивает освоение людьми знаний и умений, создает условия для их дальнейшего развития, формирует творческий потенциал общества.
Образование характеризуется наличием выраженных внешних эффектов. Так всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития экономики. Культурная деятельность способствует распространению и освоению людьми социальных ценностей, консолидирующих общество.
Образование постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Это особенно заметно при изучении программных документов, связанных с развитием образования.
Особое внимание уделяется постановке качественных целей развития: повышение качества, доступности, эффективности образования. Основной причиной применения к образованию качественных оценок является, как правило, отсутствие вещественной формы результата ее деятельности. Создание обособленной сферы образования является вполне обоснованной с точки зрения общества, прежде всего по тому, что всегда существовала общественная потребность в образованных людях, а также потребность личности в повышении своего уровня. Кроме того, развитие производства требует подготовки специалистов с высоким уровнем образования. А это, в свою очередь, ставит перед сферой образования задачу соответствия образования потребностям экономики.
Общественные потребности в образовании конкретизируются в выполнении образовательной сферой шести главных социальных функций: 1) передача культурных ценностей;
2) функция формирования человеческого потенциала нации;
3) социализирующая функция, включение человека в социум;
4) функция поддержания социальной стратификации и обеспечения социальной мобильности;
5) функция социального контроля и профилактики социального конфликта; 6) функция обеспечения профессиональной стратификации — специальная образовательная подготовка, отвечающая общественным потребностям в различных видах деятельности.
Полезный эффект от образовательной услуги имеется как для самого человека в виде возможного прироста дохода, так и для экономики в целом в виде возможного прироста прибыли, полученной от применения труда более высокого качества. Кроме того, повышение способностей человека ведет к повышению результативности расходов на образование.
Образовательная услуга является одновременно результатом производства и объектом потребления, а процесс ее перехода от производителя к потребителю происходит в форме товарообмена. Но в тоже время образовательная услуга является услугой социальной.
В качестве одной из характерных черт социального комплекса выделяется наличие ряда причин неэффективности, несостоятельности рыночного механизма, такие, как естественная монополия, внешние эффекты и общественное благо. Второй важной характеристикой социальной сферы, включая и сферу образования, является отнесение ее деятельности к производству общественных благ. Оценки ряда исследователей сводятся к тому, что в сфере образования производятся блага, имеющие двойственный характер.
|
|
Результатами образования пользуется не только общество, но и человек образование получивший. Следовательно, образование - это благо одновременно и общественное, и частное. Внешние эффекты - это последствия получения образования для общества и для других людей, не являющихся получателями именно этого образования. Потребление любого блага обладает внешними эффектами. Основная проблема состоит в том, могут ли эти эффекты быть определены в момент потребления блага и соответственно учтены в цене этого блага, а также в отсутствии количественных оценок внешних эффектов. Если образование - это общественное благо, то за него должно платить государство из своего бюджета. Если это частное благо, то платить должен тот, кто это образование получает. Однако образование - это смешенное благо (и общественное, и частное), и платить за него должны как общество, так и граждане в определенной пропорции. Пропорция определяется исходя из того, что к общественной части образовательного блага относят некий базовый уровень образования (государственный стандарт), который оплачивается государством.