Перспективы развития высшего образования в Новосибирской области

Перспективы развития высшего образования в Новосибирской области определим из нормативных источников. Такими источниками выступают:

1) Государственная программа Новосибирской области "Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы". Цель Программы - обеспечение соответствия высокого качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам социально-экономического развития Новосибирской области. В части высшего образования в программе заявлено о «Повышении конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, и существенное увеличение их вклада в социально-экономическое развитие Новосибирской области».

В рамках Подпрограммы с 2015 по 2020 годы будут реализованы, и часть уже реализуется, следующие мероприятия:

1. Организация взаимодействия вузов с органами власти, академическими институтами, производственными предприятиями, образовательными организациями.

2. Создание на базе вузов современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров.

3. Создание на базе вузов научной и инновационной инфраструктуры предполагает в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 192-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий на государственную поддержку образовательных учреждений по подготовке специалистов в сфере инновационной деятельности».

Ожидаемые и конечные результаты реализации Подпрограммы:

1. Обеспечивается эффективная включенность вузов в решение задач социально-экономического развития Новосибирской области, высокий уровень конкурентоспособности вузов на российском и международном уровнях.

2. Обеспечивается потребность экономики и социальной сферы Новосибирской области в кадрах высокой квалификации, в том числе по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития, за срок реализации государственной программы подготовлено более 100000 специалистов с высшим образованием, в том числе по заказам организаций более 3000 специалистов.

3. Вузы, расположенные на территории Новосибирской области, имеют диверсифицированную доходную часть бюджета, за счет увеличения доли хоздоговорных работ, научной деятельности и оказания платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования. Рост доходов вузов к 2020 году составит более 22%.

2) План мероприятий («дорожная карта») «Изменений в системе образования Новосибирской области, направленных на повышение эффективности и качества», утвержденного распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 № 192-рп. В 2014-2018 годах в системе образования Новосибирской области будут проводиться институциональные изменения, предполагающие реорганизацию образовательных организаций и совершенствование образовательных программ с целью приведения в соответствие сети образовательных организаций потребностям населения.

В Плане освещены изменения, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, единственной областной государственной образовательной организации высшего образования - Новосибирский государственный театральный институт, находящийся в ведении министерства культуры Новосибирской области.

Основные направления обозначенные в Плане:

Повышение результативности деятельности образовательной организации высшего образования с учетом ее специализации включает в себя: повышение качества и расширение спектра государственных услуг; обеспечение доступности к культурному продукту путем информатизации деятельности НГТИ.

Инструменты оценки качества в сфере высшего образования включают в себя: создание системы оценки качества подготовки выпускников; переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств областного бюджета.

Развитие кадрового потенциала высшего образования включает в себя: разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательной организации высшего образования; разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителем образовательной организации высшего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы высшего образования; проведение аттестации научно-педагогических работников НГТИ с последующим переводом их на эффективный контракт (начиная с IV квартала 2014 года); информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

Ожидаемые результаты:

Повышение престижности и привлекательности театральных профессий в сфере культуры Новосибирской области; обеспечение доступа граждан к участию в культурной жизни Новосибирской области; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Новосибирской области.

Повысится уровень мотивации научных и научно-педагогических кадров в рамках перехода к эффективному контракту. Будут реализованы новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества высшего образования.

Конкретные предложения прозвучали от Президента в послании Федеральному Собранию еще в 2014 году: «Хочу подчеркнуть, нам необходимо глубоко проработать все аспекты сбалансированного пространственного развития страны, включая и сферу образования. Было бы правильно, чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся.

Именно в таких вузах нужно открывать больше дополнительных бюджетных мест, государство должно оказать поддержку программам развития таких вузов. При этом принципиально важно, чтобы в управлении такими университетами, в их финансировании принимал участие и бизнес. Все это, помимо прочего, прекратит практику, когда немалые ресурсы тратятся на подготовку в Москве и Петербурге студентов, которые даже не собираются устраиваться работать по приобретаемой специальности».

Таким образом, Президент обращает внимание на развитие интеграции вузов региона с предприятиями, бизнесом и научной сферой. Такие вузы являются приоритетными и имеют влияние на развитии как региона, так и России. Каждый регион проводит свою образовательную политику и создает систему высшего образования, необходимую для решения конкретных социальных и экономических задач.

Таким образом, реализация многих мер уже имеют влияние на развитие вузов Новосибирской области. Интеграция методов решения проблем повысят уровень конкурентоспособности вузов, а также высшая школа будет частью социально-экономического развития Новосибирской области.

Заключение

Основной целью управления в сфере высшего образования является повышение уровня образованности и развитости страны, и отдельных регионов, создание качественно новой модели подготовки специалистов к жизни и деятельности в современном, информационном обществе, а также формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств.

Анализируя государственную политику в сфере высшего образования в целом и в Новосибирской области, можно сделать некоторые выводы:

• В Российской Федерации сегодня создана прочная, актуальная нормативно-правовая база для осуществления политики в области образования основой, для которой является закрепленные ФЗ «Об образование»;

• Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

• Особое место в государственной политике по развитию высшего инновационного образования уделяется вопросам поддержке государством вузов, играющих важную роль в социально-экономическом развитии регионов;

• В ходе анализа государственной политики высшего образования в Новосибирской области было выявлено ряд проблем, которые требуют незамедлительно решения. Высшее образование, в первую очередь, должно быть направлено на подготовку высококвалифицированного специалиста, то есть выпускнику вуза необходимо обладать набором профессиональных компетенций, практическими навыками и умениями. Это зависит от взаимосвязи образовательных программ вузов и потребностей регионального рынка труда. Для решение данной, одной из главных, проблем вузам Новосибирской области необходимо интегрироваться с предприятиями, сферой бизнеса и науки, а также взаимодействовать с органами власти;

• Актуальным направлением в сложившейся ситуации становится развитие новых методов достижения конкурентоспособности научного комплекса в мировом масштабе, повышение качества кадрового потенциала, развитие конкурентоспособных университетов, развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, повышение восприимчивости населения к инновациям – инновационным продуктам и технологиям, пропаганда научно-технической деятельности;

Таким образом, российское высшее образование необходимо продолжать модернизировать. Современное образование должно соответствовать потребностям инновационной экономики, это одно из главных условий качественных образовательных услуг. Совершенно очевидно, что без целенаправленных, осмысленных и последовательных усилий государства, система образования не перейдет на более высокий эффективный уровень. В настоящее время реализуется целевая программа в сфере высшего образования, возможно именно она позволит улучшать наше образование.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: