Классификация мотивов

Родительское собрание «Повышение мотивации к обучению»

Цель: познакомить родителей учащихся младших классов с результатами диагностики мотивационной сферы детей, теорией мотивации; создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.

Задачи:

  • Познакомить родителей с теорией мотивации;
  • Показать значение мотивации для успешности обучения;
  • Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;
  • Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
  • Объединить усилия педагогов и родителей;
  • Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.
Источник Задача
obrazowan.com Статьи по образованию/ Мотивация в обучении Способы мотивации учащихся
1 september.ru Статьи по образованию /Почему ребенок не хочет учиться. Способы мотивации учащихся
Психологический центр Адалин / Отсутствие познавательных интересов Способы мотивации учащихся
Psychologies.ru Марина Аромштам “Он не хочет самостоятельно делать уроки” Советы родителям
Издательский дом “Первое сентября”. Зайцева М. В. Статья в разделе: Преподавание иностранных языков. Мотивация учения и пути ее повышения (на уроках иностранного языка) Пути повышения мотивации
Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение, 1990. Теория мотивации. Пути формирования мотивации
Издательский дом “Первое сентября”. Беляева И. В. Каримова З. А. Статья в разделе: Работа с родителями. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы в рамках проекта “Скоро в школу” (из опыта работы МДОУ № 48). Советы родителям: воспитание положительного отношения к школе
АНО “Центр медиации и права” Шамликашвили Ц. А., Семенова О. А. Нейропсихологический подход к обучению (Журнал “Справочник классного руководителя” № 9, сентябрь 2009). Что приводит к снижению мотивации, как преодолеть проблемы.

Форма: родительское собрание в форме диалога.

Участники мероприятия: родители учащихся начальной школы, классные руководители младших классов, директор образовательного учреждения.

План мероприятия.

Позади первый год обучения. Ваши (теперь уже наши общие дети) ученики второго класса. Наверное, вы почувствовали разницу нынешнего года обучения и предыдущего, у детей появились сложные домашние задания, первые оценки. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку при обучении в школе.

С какой целью вы отдали ребенка в школу? Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.

Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких? Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.

Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять? Как раз это желание и называется мотивом. Краткая лекция с использованием презентации.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)

Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности. (Л. И. Божович)

Структура мотивации по Додонову Б. И.

  • Удовольствие от самой деятельности
  • Значимость для личности непосредственного ее результата
  • Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
  • Мотивирующая сила принуждающего давления на личность.

Классификация мотивов

  • По характеру участия в деятельности (понимаемые, знаемые, реально действующие) – по А. Н. Леонтьеву
  • Время (далекая и короткая мотивация) – по Б. Ф. Ломову
  • Социальная значимость (социальные, узколичные) – по П. М. Якобсону
  • По виду деятельности (игровые, учебные, трудовые) – по И. А. Зимняя
  • По характеру общения (деловое, эмоциональное) – по П. М. Якобсону.

Учебная мотивация

Частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.

Факторы:

  • Образовательная система
  • Образовательное учреждение
  • Организация образовательного процесса
  • Субъективные особенности обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимосвязь с другими учениками)
  • Субъективные особенности педагога и прежде всего система его отношений к ученику, к делу.
  • Специфика учебного предмета

Характеризуется:

  • Направленностью
  • Устойчивостью
  • Динамичностью

По Божович Л. И. мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы, успешность, ориентация, притязания).

4. В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка. Как могут родители повысить у ребенка желание учиться? Родители делятся своими способами. Эти способы обсуждаются. Те способы, которые названы хорошими, выносятся на доску в 3 столбик.

Затем психолог предлагает выслушать пути формирования учебной мотивации предложенные в специальной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: