Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации. Таможенное право

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации. Таможенное право

Первоначальное знакомство с таможенными вопросами происходит, как правило, в случаях ввоза или вывоза товаров на территорию Российской Федерации либо за ее пределы.

У физических лиц данный интерес обусловлен выездом за рубеж на отдых, учебу, в командировку, на постоянное место жительства. Хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели) участвуют в международном товарообороте в торговых, производственных, посреднических и иных целях.

Официальные представительства иностранных государств в Российской Федерации (дипломатические представительства, консульские учреждения), равно как и представительства Российской Федерации за рубежом, включая членство в международных организациях, также обязаны соблюдать таможенные правила при ввозе/вывозе предметов, необходимых для обеспечения своей деятельности.

Как показала жизнь, с требованиями таможенного законодательства можно столкнуться и не участвуя в перевозке товаров через границу Российской Федерации. Например, лицо, приобретая на автомобильном рынке или в автосалоне транспортное средство иностранного производства, может и йе задумываться о законности его ввоза в страну. Но если окажется впоследствии, что такой автомобиль был ввезен без уплаты таможенных платежей, владельцу придется обратиться к таможенному законодательству, чтобы сохранить за собой право собственности на данную покупку.

Подобные проблемы возникают и в случае обнаружения таможенными органами фактов несоблюдения лицами запретов и ограничений в отношении товаров, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с предоставлением льгот по таможенным платежам. Например, при продаже без разрешения таможенного органа товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи или помещенных под таможенный режим временного ввоза.

Интерес к таможенной тематике может быть вызван и выбором будущей профессии служащего таможенных органов, специалиста по таможенному оформлению товаров, менеджера по внешнеэкономической деятельности.

Однако в любом случае для первоначальной ориентации во всем многообразии таможенных правил рекомендуется разобраться в основах таможенного регулирования, а также познакомиться с содержанием таможенного дела Российской Федерации. И лишь затем можно приступать к изучению таможенного права, которое призвано способствовать формированию системного комплекса знаний о правовом механизме прохождения таможенных процедур.

Термины "таможня" или "таможенный" произошли от слова "тамга". Данное слово уходит своими историческими корнями в родовое общество монголов, где тамгой обозначался знак собственности, проставляемый на предметах, принадлежащих определенному роду, племени.

В период XIII—XV вв. этот термин появляется на Руси, обретя значение пошлины — "тамги" (специальный денежный сбор), взимавшейся с товаров, завозимых из других государств и выставляемых для продажи или обмена на ярмарках. Каждый случай взимания такого сбора фиксировался либо проставлением на товаре специального клейма, либо соответствующей отметкой в документах на товары.

Процедура проверки товаров и взимания с них пошлины получила название — "тамжение", а уполномоченные на ее осуществления лица — "таможенники".

В настоящее время значение термина "таможенный" сохранило свой первоначальный смысл и, применительно к товарам, означает "подконтрольный" (подлежащий проверке) и "налогооблагаемый".

Весь комплекс мер, связанных с установлением порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, называется таможенным регулированием.

"Соблюдение данного порядка и правил (далее — таможенные правила) ввоза/вывоза товаров обеспечивает лицам возможность реализации своих прав на перемещение товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации.

Вместе с тем, таможенное регулирование — это не сами таможенные правила, а деятельность, связанная с их установлением, изменением, внесением необходимых дополнений либо отменой отдельных из них.

В соответствии пунктом "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации, а это означает, что соответствующей компетенцией в данной области наделены только федеральные органы государственной власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела)[1].

Как собственно таможенные правила, так и компетенция по их принятию и закреплению в конкретных документах, а также порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих непосредственный контроль за соблюдением таможенных правил, относятся к предмету регулирования таможенного законодательства.

В части установления запретов и ограничений на перемещение через границу отдельных товаров (лицензирование[2], квотирование[3]), применяется законодательство Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Вообще таможенное законодательство не ограждается от иных направлений российского законодательства четкими границами и тем более не пытается дублировать регулирование вопросов, связанных с отдельными аспектами ввоза и вывоза товаров. Напротив, находясь в тесной взаимосвязи, допускает отсылки к другим смежным отраслям. Например, в соответствии с абзацами 2, 3 пункта 1 статьи 3 ТК РФ порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, — таможенным законодательством Российской Федерации.

При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и Таможенным кодексом (абзац 2 пункта 2 ст. 12 ТК РФ).

Содержанием таможенного законодательства в узком смысле является совокупность федеральных законов, регулирующих отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Основным федеральным законом или конституирующей основой таможенного законодательства служит Таможенный кодекс Российской Федерации. Иные федеральные законы должны ориентироваться на ТК РФ и не вступать с ним в противоречия.

В широком смысле таможенное законодательство включает в себя и иные документы (помимо федеральных законов), предусматривая возможность регулирования отдельных вопросов перемещения товаров указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (пункт 3 ст. 3 ТК РФ), а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела[4] (пункт 1 ст. 5 ТК РФ).

В целях обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства, которые содержатся в таможенных правилах, таможенные органы осуществляют таможенный контроль.

В случае выявления в процессе такого контроля признаков таможенных правонарушений (таможенных преступлений или нарушений таможенных правил), таможенный орган возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении и принимает меры по привлечению виновных лиц к ответственности.

Вся совокупность методов и средств, с помощью которых таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенных правил, называется таможенным делом.

Таким образом, таможенное регулирование, как и таможенное дело, представляют собой деятельность. Таможенное регулированиеэто деятельность по установлению таможенных правил, а таможенное делоэто деятельность по обеспечению соблюдения данных правил.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Непосредственная реализация задач в области таможенного дела, а также обеспечение единообразного применения таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации возложены на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (пункт 3 ст. 1 ТК РФ).

Для удобства изучения, исследования и совершенствования таможенного законодательства и, прежде всего, комплекса правовых норм, регулирующих порядок и правила перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяется понятие таможенного права.

Таможенное право, будучи совокупностью юридических норм, объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров через таможенную границу.

Данные правила могут содержаться не только в ТК РФ, но и в иных федеральных законах, которые затрагивают лишь отдельные аспекты перемещения товаров через границу. Например, Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" закрепляет порядок перемещения через границу наличной иностранной валюты физическими лицами, Закон "О ввозе и вывозе культурных ценностей" регулирует вопросы перемещения через границу предметов старины, искусства и других товаров, относящихся к культурным ценностям.

Совокупность нормативных правовых актов, как федеральных законов, так и подзаконных документов, содержащих порядок и правила перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, называется источниками таможенного права.

Пределы таможенных правил охватывают не только вопросы ввоза и вывоза товаров, но и правовые основы деятельности в области таможенного дела (таможенные услуги), а также досудебный порядок разрешения конфликтных ситуаций, обусловленных осуществлением таможенными органами своих функций (кроме правоохранительной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: