double arrow

Основные вопросы внутреннего финансового анализа


 

Внутренний финансовый анализ предприятия направлен на получение данных для планирования развития компании и составления бизнес-плана на три – четыре года. (см. схему на рис.4.1.)

Основные блоки исходной информации для внутреннего финансового анализа:

- данные по отгрузке, продажным ценам и рентабельности отдельных видов и типов продукции за последние 3 – 4 года,

- информация отделов сбыта, маркетинга и закупок по организации транспортных и складских работ, управлению персоналом и оплате труда, ведению учета и планирования продаж по районам и каналам сбыта,

- данные финансовой службы по денежным потокам предприятия в целом и его отдельных подразделений, с разбивкой поступлений и платежей по видам деятельности, регионам, дебиторам и кредиторам,

- детализированная по подразделениям и видам деятельности, типам продукции и услуг информация о постоянных и переменных затратах с разделением по затратам на энергоресурсы, оплату труда, содержание зданий и оборудования, закупки сырья и материалов, комплектующих изделий,

- детальная информация по технологическому оборудованию и его загрузке, транспортным средствам, численности обслуживающего персонала, его функциям, используемым площадям.




Эти блоки содержат тысячи технико-экономических и финансовых показателей, которые концентрируются в различных службах предприятия. Такая ситуация требует значительных затрат на подготовку и обработку информации еще до проведения анализа. Исходя из требования поддерживать при проведении финансового анализа на рациональном уровне соотношение «выгоды/затраты», возникает необходимость уточнения целей анализа в каждом конкретном случае (по каждому объекту внутреннего анализа). Это позволяет ограничить объем исходной информации и, соответственно, уменьшить трудоемкость работ по внутреннему финансовому анализу.

При больших объемах разнородной технико-экономической и финансовой информации весьма сложной является задача обеспечения ее сопоставимости за разные периоды времени, а также объективности и достоверности.

Таким образом, подготовка информации для финансового анализа является сложной и самостоятельной задачей, без решения которой, результаты расчета показателей и коэффициентов могут представить неверную картину финансового состояния компании.

На рис.4.7 представлены основные блоки внутреннего финансового анализа при антикризисном управлении. Главные задачи этого анализа:

- определение величины и целесообразности инвестирования развития компании и выхода из кризисной ситуации,

- определение цены продажи-покупки компании в целом или ее отдельных подразделений,



- определение договорных условий передачи предприятия в управление.

Для решения этих задач, кроме анализа данных управленческого и внутреннего бухгалтерского учета, необходимо разработать варианты стратегии и планов развития компании на долгосрочную и краткосрочную перспективу. Результаты анализа позволяют создать нормативную базу для такой работы.

 

             
             
      Внутренний финансовый    
      анализ компании    
   

 

 

 

     
  Анализ реализации    
Анализ работы

 

 
  и денежных потоков отдела продаж и закупок
             
  Анализ прибыли   Анализ работы  
  и рентабельности   складского хозяйства
             
             
  Анализ технологии   Анализ работы  
  и организации   транспортной службы  
  производства        
             
             
  Анализ системы        
  управления        
             
             

Рис.4.7 Основные блоки внутреннего финансового



анализа

 

 

При оценке целесообразности инвестирования развития предприятия и вывода его из кризисного состояния необходимо решить несколько вопросов, связанных с финансированием:

- можно ли и в каком размере использовать привлечение инвесторов и собственные средства компании,

- какие виды заемных средств и кредитования являются наиболее целесообразными для рассматриваемого предприятия,

- какая может быть использована максимальная процентная ставка по кредиту,

- каковы возможные сроки возврата заемных средств.

На все эти вопросы можно сформулировать ответы после проведения внутреннего финансового анализа компании и разработки бизнес-плана развития предприятия.

Рассмотрим содержание основных блоков внутреннего анализа, представленных на рис.4.7.

При анализе реализации продукции и денежных потоков по предприятию за период 2 – 4 года, главной целью является определение перспективных изделий и услуг, которые дают и будут давать большую долю выручки от продаж (более 50%). Здесь целесообразно использовать методику АВС и анализ инновационной деятельности компании.

Если продукция и услуги, реализуемые предприятием, мало конкурентоспособны, устарели и не пользуются спросом требуется перепрофилирование компании, нахождение для плана развития новых видов товаров или новых направлений деятельности.

При оценке продукции целесообразно разобраться в следующих вопросах:

· Какими основными характеристиками обладает продукция?

· Какие из этих характеристик способствуют наибольшему успеху реализации продукции на рынке?

· На какой стадии жизненного цикла находится данная продукция фирмы?

· Какова степень соотношения спроса и предложения?

· Каковы возможности удовлетворения спроса за счет местных ресурсов, поставок из других регионов и импорта?

· Какова динамика продаж товара в регионе?

· Каковы колебания средней продажной цены товара за последние 3 – 4 года?

Инновационная деятельность фирмы в условиях экспоненциального роста новых технологий, создания новых рынков и потребностей является актуальной для всех видов бизнеса. Очень часто инновации приводят к устойчивому конкурентному преимуществу, а в высокотехнологичных отраслях – активная инновационная деятельность - единственный путь выживания в конкурентной борьбе. В этом разделе целесообразно ответить на вопросы:

· Каково влияние достижений НТП на изменение качественных характеристик товара и технологии его производства?

· Когда целесообразно прекратить продажу определенных товаров и по каким причинам?

· Какими товарами и с какими свойствами их следует заменить?

Методологической основой разработки этого блока внутреннего анализа являются схемы маркетинговых исследований. Эта работа, позволяет подойти к разработке стратегии развития компании или вывода предприятия из кризисного состояния .

Анализ прибыли и рентабельности при внутреннем анализе также как и первый блок направлен на исследование номенклатуры продаваемой продукции и услуг, но уже не с точки зрения объемов продаж и денежных поступлений, а со стороны прибыльности каждого наименования товара. Значительные объемы реализации по отдельным видам продукции могут достигаться за счет низких продажных цен и высоких скидок для крупных покупателей. В этом случае продукция группы «А» (при анализе реализации) может оказаться убыточной. Убыточными могут оказаться и новые товары или виды деятельности из-за высоких затрат на освоение.

При такой ситуации в плане развития необходимо рассмотреть вопросы более эффективной организации продаж и снижения себестоимости. При реализации этого блока наиболее приемлемо использовать маржинальный анализ с расчетом коэффициентов покрытия по каждому наименованию продаваемых изделий.

Для решения вопросов снижения себестоимости, текущих затрат по производству и торговле предназначен следующий блок внутреннего анализа – анализ технологии и организации производства. Это самый большой и трудоемкий раздел внутреннего анализа. Сюда входит экономическая оценка технологии и применяемого на предприятии оборудования, площадей, использования персонала и производительности труда. Цели реализации этого блока:

– определить требующее замены оборудование, процессы и выявить инвестиционную привлекательность для рассматриваемого предприятия новых технологий,

– разработать план по экономии материальных, энергетических и трудовых ресурсов на основе использования новых технологий и оборудования,

– рассчитать уровень безубыточности производства.

При реализации этого блока анализа можно выделить отдельные части работы:

- исследование затрат и организации закупок (включая энергоресурсы) по типам сырья, материалов, товаров и т.д.,

- анализ работы персонала и производительности труда по группам, подразделениям,

- оценка деятельности по содержанию и ремонту различного оборудования, обновлению технологических процессов,

- анализ затрат по содержанию и использованию помещений, оценка фондоотдачи по их видам.

Анализ системы управлениявключает несколько вопросов, основными и наиболее трудоемкими из которых являются:

- исследование организационной структуры предприятия и уровня постоянных затрат компании,

- оценка организации бухгалтерского и управленческого учета, бюджетирования на предприятии.

В связи со значительной важностью для разработки плана развития предприятия вопросов организации продаж, складирования и транспортировки продукции во внутреннем анализе выделены специальные блоки для проработки этих проблем.

Анализ работы отдела продаж и закупокимеет целью подготовить информацию для разработки плана развития этого подразделения, ориентируясь на стратегию фирмы и прогнозирование рынков сбыта. Основные вопросы, подлежащие исследованию в этом блоке:

- организация оплаты труда и стимулирования персонала на увеличение объемов продаж и денежных поступлений с одной стороны, и на минимизацию закупочных цен с другой стороны,

- вопросы ценообразования на готовую продукцию и услуги, анализ системы скидок для различных клиентов,

- порядок установления и согласования отсрочки платежей как на продаваемую продукцию, так и на закупки, работа с дебиторской и кредиторской задолженностью,

- численность, занимаемые площади, оборудование, используемые в подразделении, общие ежемесячные затраты и производительность труда.

При анализе работы складского хозяйства компании главной проблемой является оценка оборачиваемости складских запасов по типам и видам товаров, сырья и материалов, выявление неликвидов и их реализация. Важными вопросами для исследования являются также организация складского учета, функции и производительность труда персонала складов предприятия.

Эффективная деятельность транспортной службы компании определяется такими характеристиками как средний ежедневный пробег автомобилей и затраты на единицу доставляемых грузов, время простоя автотранспорта в ремонте и другими специфическими показателями эффективности транспортных работ. Анализ работы транспортной службы и должен выявить возможности развития или сокращения этого направления работ на основе принципа экономии затрат.

В результате проведения внутреннего анализа в первую очередь должна быть сформулирована стратегия компании. На ее основе и расчете нормативного бюджета можно разработать бизнес-план вывода предприятия из кризисного состояния.

На базе заключения по внешнему финансовому анализу, выполнения некоторых фрагментов внутреннего анализа и оценки рыночной ситуации возможно перейти к разработке стратегии и плана развития компании на ближайшие 2 – 3 года.

 

 







Сейчас читают про: