Прогнозирование вероятности будущего банкротства является одной из главных задач внешнего финансового анализа. Особенно важной эта задача является для предприятий, находящихся в кризисной или предкризисной ситуации. Здесь необходимо решить вопрос: инвестировать развитие и выход предприятия на приемлемый уровень рентабельности и финансовой устойчивости или заняться продажей активов и ликвидацией компании.
Для оценки вероятности будущего банкротства предприятий применяются специальные модели, разработанные на основе анализа статистики промышленности и торговли по ранее обанкротившимся компаниям.
Первые исследования, направленные на разработку аналитических методов предсказания банкротства появились в конце 30-х годов ХХ века в Соединённых Штатах. В результате изысканий, продолжающихся до настоящего времени, в которых независимо друг от друга приняло участие множество консалтинговых фирм, был осознан тот факт, что основные финансовые коэффициенты внешнего анализа обанкротившихся предприятий (примерно за год до объявления несостоятельности) значительно отличаются от аналогичных характеристик стабильно и эффективно работающих компаний.
Применять анализ финансовых коэффициентов, как метод предсказания банкротства, впервые начал В. Х. Бивер (20). На основе исследования данных финансовой отчетности по 79 предприятиям, где по одному сравнивались показатели неплатежеспособных фирм с такими же коэффициентами нормально работающих фирм, он обнаружил, что ещё задолго до объявления банкротства между этими показателями появляется существенная разница.
После сравнительных методов Бивера появилось много способов решения проблемы, основанных на математическо-статистических методах с несколькими переменными. Наиболее популярным среди них является дискриминантный анализ. Начиная с середины 80-х годов, при разработке интегральных показателей вероятности банкротства начинает использоваться также метод логистической регрессии — Logit.
Из всех интегральных, комплексных показателей, предлагаемых за рубежом для оценки вероятности банкротства, наиболее популярным в России оказался показатель Эдварда Альтмана. Он рассчитывается по следующей, адаптированной к российской терминологии, формуле (13)
Это комплексный, интегральный коэффициент, включающий в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость: