Правовое регулирование деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи

 

Безусловно, рассматривая особенности правового регулирования деятельности Высшей экзаменационной комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи, следует отметить, что основным источником данного регулирования является Конституция РФ, которая содержит общие нормы регулирующие судебную власть в государстве.

Центральным правовым актом, регулирующим деятельность Высшей экзаменационной комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи является Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», который определяет общее положение комиссии, особенности формирования и деятельности комиссии, особенности взаимодействия комиссии с иными органами судейского сообщества и иные общие особенности комиссии как органа судейского сообщества.

Отдельные нормы, регулирующие особенности приема квалификационного экзамена на должность судьи содержатся в законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В частности в данном законе устанавливается, что квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

Отдельные нормы, регламентирующие право на оспаривание решения Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи содержатся в Федеральном конституционном законе от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»[8] (регламентируется особенности рассмотрения споров Верховном судом РФ в качестве первой инстанции по административному делу, относительно решения комиссии) и Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ[9] (регламентирующего порядок оспаривания решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи).

Особенности прекращения полномочий члена Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи и особенности избрания новых членов регулируются Регламентом Совета судей Российской Федерации, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012г.[10]

Наиболее детально отрегулирована деятельность Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи, Регламентом высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденного Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи 29.03.2012г.[11]

В частности, в данном регламенте подробно расписаны особенности деятельности комиссии по следующим направлениям: задачи, организация работы, порядок проведения квалификационного экзамена, особенности делопроизводства, особенности общего обеспечения деятельности, а также формы необходимых документов.

Общее документарное и административное обеспечение деятельности Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи обеспечивает в соответствии с Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 08.07.2013 № 135 «Об утверждении Положения об Управлении обеспечения деятельности органов судейского сообщества Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации»[12], судебный департамент при Верховном суде РФ.

Также продолжает действовать приказ Минюста РСФСР от 13.11.1992 № 309/16-3-2 «Об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи»[13], в частности данным приказом утверждены рекомендации по организации процесса приема квалификационного экзамена на должность судьи. Однако данный правовой акт существенно устарел, а также регулирует деятельность, которая уже урегулированы более современными нормативными правовыми актами (и большей юридической силы), в виду этого, на наш взгляд, имеется необходимость в отмене данного акта.

Проанализировав данные нормативные правовые акты, необходимо отметить, что деятельность Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи урегулирована нормативными актами различной природы и юридической силы. В целом уровень правового регулирования деятельности Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи выглядит удовлетворительным, однако на наш взгляд, учитывая важность работы комиссии и особенности ее положения в системе органов судейского сообщества, необходимо принять Федеральный закон, конкретно регламентирующий особенности деятельности Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи, потому что Регламент по своей правовой природе не является достаточным источником правового регулирования органа судейского сообщества данного уровня.

Таким образом, в заключении можно отметить, что деятельность Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи имеет строго урегулированный характер. Это обусловлено тем, что данная деятельность является важным составным элементом реализации ст. 119 Конституции РФ, в которой установлены общие требования к гражданам, желающим занять должность судьи.

 

 


[1] Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ: принят Гос.Думой 15 февраля 2002г., одобрен Советом Федерации 27 февраля 2002г. (ред. от 05.10.2015г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 11. – Ст. 1022; Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 41. – Ст. 5638.

[2] О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ: 23 октября 1996г., одобрен Сов.Федерации 26 декабря 1996г. (ред. от 05.02.2014г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 1. – Ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 6. – Ст. 551.

[3] Сыщикова Т.Н. О правовой природе органов судейского сообщества // Судебная власть и уголовный процесс. -2012. - № 1. - С. 251.

[4] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФЗ) // Российская газета. -1993. - № 237; Собрание законодательства РФ. -2014. -№ 31. -Ст. 4398.

[5] Ершов В.В. О работе Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи // Российское правосудие. -2013. - № 2. - С. 29.

[6] Коробкин С.Н. Особенности деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи // Государство и право. – 2014. - № 5. – С. 26.

[7] Клеандров М.И. Правовая сущность судейского сообщества в Российской Федерации // Государство и право. -2013. - № 3. - С. 20.

[8] О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ: принят Гос.Думой 24 января 2014г., одобрен Советом Федерации 29 января 2014г. (ред. от 04.11.2014г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 6. – Ст. 550; Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 45. - Ст. 6130.

[9] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ: принят Гос.Думой 20 февраля 2015г., одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015г. (ред. от 29.06.2015г.) // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 10. – Ст. 1391; Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 27. – Ст. 3981.

[10] Регламент Совета судей Российской Федерации": утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012г. // Бюллетень актов по судебной системе. – 2013. - № 2.

[11] Регламент высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи: утв. Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи 29.03.2012г. // Бюллетень актов по судебной системе. – 2015. - № 4

[12] Об утверждении Положения об Управлении обеспечения деятельности органов судейского сообщества Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 08.07.2013 № 135 (ред. от 04.06.2014г.) // Бюллетень актов по судебной системе. – 2013. - № 2.; Бюллетень актов по судебной системе. – 2014. - № 8.

[13] Об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи: Приказ Минюста РСФСР от 13.11.1992 N 309/16-3-2 [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справочные и правовые системы. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 28.11.2015г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: