Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общему естественнонаучному циклу.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности.
-использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса.
-описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов.
-проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции.
-использовать лабораторную посуду и оборудование.
-выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру.
-проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
-выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений.
-соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные понятия и законы химии.
-теоретические основы органической, физической, коллоидной химии.
-понятие химической кинетики и катализа.
-классификацию химических реакций и закономерности их протекания.
-обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов.
-окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена.
-гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах.
-тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения.
-характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции.
-свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений.
-дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов.
-роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах.
-основы аналитической химии.
-основные методы классического количественного и физико-химического анализа.
-назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры.
-методы и технику выполнения химических анализов.
-приемы безопасной работы в химической лаборатории.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
OK 1. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
OK 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных Ьлюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов. ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов. ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
Перечень тем для самостоятельной работы:
1. Основные понятия и законы химии.
2. Классификация химических реакций.
3. Основные классы неорганических соединений.
4. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома. Металлы, неметаллы.
5. Теория электролитической диссоциации.
6. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
7. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Углеводороды.
8. Кислородосодержащие органические соединения.
9. Карбоновые кислоты.
10. Жиры.
11. Углеводы.
12. Азотосодержащие органические соединения.
13. Роль воды в организме. Водный обмен.
14. Витамины. ^
15. Гормоны и ферменты.
16. Обмен веществ в организме человека.
17. Обмен белков, жиров, углеводов.
18. Качественный анализ.
19. Методы количественного анализа.
20. Титриметрический метод анализа. Физико-химические методы анализ.
21. Вступление. Основные понятия и законы термодинамики. Термодинамика.
22. Агрегатные состояния веществ.
23. Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие.
24. Свойства растворов.
25. Поверхностные явления. Адсорбция.
26. Коллоидные растворы.
27. Грубодисперсные системы.
РАЗДЕЛ 1. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии.
Химические элементы, простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения. Моль, КМоль. Закон постоянства состава веществ. Закон Аво- гадро. Число Авогадро.
•
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении данной темы следует обратить внимание на разницу между химическим элементом и простым веществом, усвоить основные понятия и законы химии. Обратить внимание на единицы измерения количества вещества.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Определения простого и сложного вещества, химического элемента, относительной и молекулярной массы. Формулировку законов постоянства состава вещества и закона Авогадро.
- Уметь различать понятия что такое «простое вещество» и «химический
элемент». *
- Уметь производить расчеты на основании изученных законов.
- Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химического элемента.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Что такое химический элемент?
2. В чем сущность закона постоянства состава вещества?
3. Дайте формулировку закона Авогадро.
4. Решить задачу: Вычислите массовые доли элементов в сульфате магния (MgS04).
Тема 1.2. Классификация химических реакций.
Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава: по числу и характеру реагирующих веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении материала темы необходимо четко понять, по каким признакам классифицируются химические реакции и в чем сущность каждой из них.
После изучения темы обучающийся должен знать и уметь:
- Понятие о химической реакции.
- Определения реакций разложения, соединения, замещения.
- Уметь определять тип реакции по данному химическому уравнению.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Укажите, по каким признакам классифицируются химические реакции.
2. Приведите примеры реакций разложения, замещения, обмена.
Тема 1.3. Основные классы неорганических соединений, их состав, строение, свойства.
Основные классы неорганических соединений, их состав, строение, свойства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении данной темы необходимо ознакомится с основными классами неорганических соединений. Изучить состав, строение, свойства оксидов, кислот, оснований.
ч
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Состав, строение, свойства оксидов, кислот, солей, оснований и технику безопасности при работе с кислотами, основаниями.
- Составлять формулы оксидов, кислот, солей, оснований.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Перечислите классы неорганических соединений.
2. Что такое оксиды и какими они бывают?
3. Какой состав имеют основания и как они разделяются по растворимости в воде?
4. Написать уравнения следующих превращений:
Са -> СаО -> Са(ОН)2 СаС12
Тема 1.4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Металлы. Неметаллы.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Характеристика химических эле-
ментов по периодической системе и строение атомов. Металлы. Неметаллы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы следует уяснить зависимость свойств атомов химических элементов и их соединений от строения атомов, характеризовать химический элемент по его положению в периодической таблице. Объяснить физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы в периодической таблице.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Формулировку периодического закона. Строение периодической системы Д.И. Менделеева.
- Определения периода, группы, подгруппы, тенденции изменения свойств простых веществ и соединений химических элементов в периодах и группах периодической системы.
- Строение атома, состав атомного ядра.
- Уметь характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице.
- Уметь объяснять периодическое изменение свойств химических элементов в свете теории строения атомов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. На основании положения о периодической системе опишите все, что вы
сможете об элементе № 14 (Кремний). Затем найдите этот элемент в учебной литературе и проверьте свои предположения. 4
2. Проделайте то же самое для элементов Fe, Сг, Мп. Это заданиесложнее, но значительно интереснее.
Тема 1.5. Теория электролитической диссоциации.
Понятие о сильных электролитах. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Диссоциация воды, водородный показатель. Среда водных растворов электролитов, диссоциация кислот, солей, оснований.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении материала обратите внимание на сущность основных положений теории электролитической диссоциации, степень диссоциации и факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Определение электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты.
- Основные положения электролитической диссоциации. Степень диссоциации и константу диссоциации. Водородный показатель. Диссоциацию кислот, солей, оснований.
- Уметь определять степень диссоциации и константу диссоциации.
- Записывать процесс диссоциации кислот, солей, оснований.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Что такое кислоты, соли, основания с точки зрения теории электролитической диссоциации?
2. В уравнениях электролитической диссоциации вместо знака равенства указывают две противоположно направленных стрелки. Почему?
3. От каких факторов зависит величина степени диссоциации электролитов?
4. В растворе электролита имеются ионы Ag+ и NO3'. К какому классу соединений относится электролит? Приведите примеры такого же типа.
Тема 1.6. Реакции ионного обмена.
Реакции ионного обмена, идущие с образованием осадка, слабого электролита и с выделением газа. Окислительно-восстановительные реакции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы обратить внимание на то, при каких условиях протекают реакции ионного обмена, какие процессы протекают в окислительно-восстановительных реакциях.
После изучения темы обучающийся должен знать и уметь:
- Реакции ионного обмена, идущие с образованием осадка, слабого электролита и с выделением газа.
- Окислительно-восстановительные реакции и процессы, которые в этих реакциях протекают.
- Уметь составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнения реакций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Используя данные таблицы растворимости химических соединений в воде, напишите ионные уравнения реакций между такими веществами:
а. Хлорид цинка и серная кислота;
б. Хлорид железа и гидроксид натрия;
в. Сульфат натрия и хлорид бария.
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Углеводороды.
Предмет «Органическая химия», ее содержание и задачи. Состав органических веществ, особенности их свойств. Теория химического строения органических соединений. Основные положения и значения теории А.М. Бутлерова. Изомерия. Классификация углеводородов. Предельные углеводороды; гомологический ряд предельных углеводородов (алканы), их электронные и пространственные строения (sp3 - гибридизация). Метан. Изомерия. Номенклатура изомеров. Общая характеристика физических свойств на примере метана: горения, хлорирования! термического разложения. Предельные углеводороды в природе, применение. Этиленовые углеводороды (алкены) sp2 - гибридизация, 5- и л-связи. Гомоло- гический ряд. Номенклатура. Изомерия. Общая характеристика химических свойств на примере этилена: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, окисления, полимеризации. Получение и применение. Ацетиленовые углеводороды (алкины). Особенности строения sp- гибридизации, тройная связь. Гомологический ряд, номенклатура. Изомерия. Химические свойства на примере ацетилена: горение, присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, реакции окисления, реакции замещения водорода. Получение ацетилена карбидным методом из метана. Применение. 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель изучения темы — понять закономерности, связывающие строение органических соединений с их свойствами и реакционной способностью. Современная органическая химия базируется на работах классиков науки, и, прежде всего, на трудах А. М. Бутлерова. Поэтому сначала надо повторить основные положения теории строения органических веществ А. М. Бутлерова, а потом дополнить эту теорию современным учением о природе химической связи, об электронном и пространственном строении молекул, о взаимном влиянии атомов в молекуле.
Все это в дальнейшем будет способствовать более осознанному изучению свойств жиров, углеводов, азотистых соединений. Позволит понять суть химических процессов происходящих в зерне, молоке, жирах, мясе при их хранении и переработке.
Эти реакции важно знать, чтобы понять, как получают синтетические смолы для пластмасс, химических волокон, лаков, каучуков и т.п.
Углеводороды - простейшие по составу органические вещества, но их изучение представляет ряд трудностей ввиду обилия незнакомых формул, названий, понятий. Постарайтесь сразу запомнить названия хотя бы первых шести предельных углеводородов (алканов) и их общую формулу СпН2п+2- Исходя из них, легко запоминаются формулы и названия непредельных углеводородов алкенов, алки- нов и алкадиенов.
Например:
Чтобы научится составлять структурные формулы углеводородов, надо сначала запомнить особенности строения их углеродных скелетов. Запомните:
|
1. В углеродном скелете алканов (т. е. предельных углеводородов) между атомами углерода только простая (двухэлектронная) связь, или 5- связь.
2. В углеродном скелете всех алкенов, или этиленовых углеводородов между двумя атомами углерода есть одна двойная связь С = О (одна 5- и одна я- связи), а остальные связи простые (С - С).
В углеродном скелете всех алкинов или ацетиленовых углеводородов, между двумя атомами углерода есть одна связь тройная С = С (одна 8- и две я-связи), а остальные связи простые (8-связи).
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Состав и электронное строение органических веществ.
- Теорию строения органических веществ.
- Состав органических веществ, особенности их свойств.
- Теорию химического строения органических соединений. ^
- Основные положения и значение теории А. М. Бутлерова.
- Изомерию.
- Классификацию, электронное строение, гомологический ряд, свойства, получение и применение углеводородов.
- Составлять структурные формулы углеводородов и их изомеров.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Перепишите формулы: СН4, С2Н4, С3Н8, С2Н2, С7Н16, C6Hi2, C2oTLt2. Предельные углеводороды подчеркните одной чертой, непредельные - двумя.
2. Напишите структурные формулы всех изомеров, имеющих состав С4Н8и дайте им название.
3. Для вещества, формула которого СН2 = СН - СН3, приведите структурную формулу одного изомера и одного гомолога.
4. Напишите структурные формулы этана, этилена, ацетилена, бензола и укажите характер связей в их углеродных скелетах.
5. Составьте уравнения реакций взаимодействия с бромом этана, этилена, ацетилена и бензола.
6. Вычислите, какое соединение богаче углеродом: метан или ацетилен.
7. Сколько кг воды может присоединиться к 56 кг этилена?
8. Какой объем ацетилена, измеренного при нормальных условиях, потребуется для синтеза 7,8 кг бензола?
Спирты, их строение, классификация. Предельные одноатомные спирты, гомологический ряд, общая формула, строение. Изомерия, номенклатура. Водородная связь и её влияние на физические свойства спиртов: горение, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, дегидратация, окисление отдельных представителей. Метанол, этанол, их получение и применение. Спирты сивушных масел. Понятие о многоатомных спиртах. Глицерин, строение, физические свойства.
Альдегиды. Строение, функциональная группа, особенности двойной связи в карбонильной группе. Номенклатура. Физические свойства. Общие химические свойства альдегидов: реакции окисления и восстановления. Реакции полимеризации и поликонденсации на «примере формальдегида. Общие способы получения отдельных представителей. Муравьиный и уксусный альдегид. Их получение и применение. Непредельный альдегид акролеин, его строение, получение, свойства. Роль акролеина в технологических процессах. Ароматические альдегиды: бен- зальдегид и коричный альдегид. Их строение, нахождение в природе, характеристика и применение. Понятие о ванилине.
Кетоны. Понятие о классе. Функциональные группы, строение, общая формула, номенклатура. Общие химические свойства, отдельные представители. Ацетон, его получение, свойства, применение. Понятие о диацетиле.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Спирты - производные углеводородов. Запомните, что особенностью их строения является наличие в молекулах одной или нескольких функциональных гидроксильных групп -ОН, соединенных с углеводородным радикалом.
Пример: этиловый спирт С2Н5 - ОН, глицерин
СН2 — ОН
СН — ОН
сн2 — он
Имейте в виду, что углеродный атом в молекулах спирта способен прочно удерживать лишь один гидроксил и только один гидроксил может находится при кратной связи С = С.
Все спирты, одноатомные и многоатомные, предельные и непредельные, проявляют сходство в химических свойствах благодаря Функциональной гидроксильной группе -ОН.
По радикалу все спирты в химических свойствах проявляют сходство с соответствующими углеводородами.
Синтетические способы производства этилового спирта позволяют экономить пищевое сырье. Так, например, способом брожения, на получение тонны этилового спирта расходуется 14 т сахарной свеклы, или Ют картофеля, или 4 т
зерна.
Синтетический этиловый спирт в 3-4 раза дешевле спирта, получаемого брожением. Если на производство 1 т этилового спирта брожением затрачивается 1300 человеко-часов, с учетом затрат на выращивание зерна, картофеля, то на производство такого же количества синтетического спирта лишь 80 человекочасов.
Изучая свойства первичных и вторичных спиртов, вы убедились в том, что альдегиды и кетоны являются продуктами их окисления. Отметьте особенность строения альдегидов и кетонов - наличие в молекуле функциональной карбонильной группы О
II
— С —
В молекулах альдегидов карбонильная группа всегда связана с водородом, образуя группу
О *
II
— С — н
называемую альдегидной. У кетонов карбонильная группа С = О связана с двумя углеводородными радикалами и носит название кетоногруппы. Общие формулы этого типа соединений можно представить так:
О °
II II
R — с — Н альдегид R — С — Ri кетон
Обратите внимание на то, что карбонильная группа С = О имеет двойную связь.
Эта связь сильно поляризована, поскольку кислород значительно бол^е электроотрицателен по сравнению с углеродом. Полярность связей в карбонильной группе делает её очень реакционноспособной. Отметьте, что для неё характерны различные типы реакций, важнейшие из которых:
а) присоединение, б) окисление, в) конденсация.
По-разному относятся альдегиды и кетоны к реакции полимеризации: альдегиды полимеризуются за счет разрыва двойной связи карбонила, для кетонов такие реакции не характерны. При полимеризации альдегидов могут образоваться как линейные полимеры, так и соединения с циклическим строением.
При изучении свойств важнейших представителей альдегидов обучающимся надо обратить внимание на ароматические альдегиды: коричный и бензойный и отметить использование этих альдегидов и их производных (например, ванилина) в качестве душистых веществ в производстве пищевых продуктов.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Состав, строение, свойства и применение спиртов.
- Состав, строение, номенклатуру, гомологический ряд, физические и химические свойства альдегидов, реакции окисления и восстановления.
- Реакции полимеризации и поликонденсации на примере формальдегида.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Напишите рациональные формулы следующих спиртов: метилового, этило-
вого, аллилового, глицерина. Подчеркните функциональные группы одной чертой, а углеводородный радикал - двумя.
2. Составьте структурные формулы изомеров бутилового спирта и назовите их по международной номенклатуре.
3. Составьте уравнения окисления первичного и вторичного пропилового спирта. Укажите названия полученных веществ.
4. Напишите уравнения реакций взаимодействия этилового спирта с натрием и его превращения в простой эфир.
5. Составьте уравнения реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II). Возможна ли такая же реакция и для этилового спирта?
6. Сколько этилового спирта можно получить из 5 т сжиженного этилена?
7. Метиловый спирт получают синтезом из окиси углерода и водорода. Сколько кг метилового спирта можно получить Из 28 кг окиси углерода?
Тема 2.3. Карбоновые кислоты.
Функциональная группа. Классификация кислот (по числу гидроксильных групп и по радикалу). Особенности химического строения. Одноосновные предельные кислоты. Строение. Гомологический ряд и общая формула. Изомерия. Номенклатура. Общие способы получения кислот. Физические и химические свойства: диссоциация и действие на индикаторы, образование солей, ангидридов, сложных эфиров, галогенопроизводных. Взаимное влияние атомов в молекуле кислоты, его объяснение на основе электронных представителей.
Отдельные представители одноосновных кислот. Муравьиная кислота: особенности строения и свойства, применение. Уксусная кислота: получение, и применение. Высокомолекулярные кислоты (пальмитиновая, стеариновая). Бензойная кислота: строение, применение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Карбоновые кислоты отличаются от других классов органических соединений наличием в молекуле функциональной карбоксильной группы О
II
— С — ОН
или сокращенно - СООН. Поскольку карбоновые кислоты и их производные чрезвычайно широко распространены в составе пищевых продуктов и играют очень важную роль в производстве товаров широкого потребления, изучение их следует начать с классификации.
Помните, что наиболее важными признаками классификации являются:
а) число функциональных групп;
б) строение углеродного радикала.
Общие химические свойства кислот обусловлены строением карбоксильной группы = С - ОН.
При изучении высокомолекулярных кислот обратите внимание на то, что натриевые и калиевые соли этих кислот являются мылами. Запомните, что ис-
пользование высокомолекулярных кислот, получаемых окислением парафинов нефти для получения мыла, позволяет экономить большое количество твердого жира - ценного пищевого продукта. Обратите внимание на то, что у мыла есть ряд недостатков, которые ограничивают возможности его использования, поэтому в быту, и в промышленности пользуются для стирки синтетическими моющими средствами.
Ароматические кислоты сочетают свойства функциональных групп (карбоксильной, фенольной) со специфическими свойствами бензольного кольца.
При изучении их свойств нужно обратить внимание на способность большинства из них оказывать губительное действие на микроорганизмы, что позволяет использовать их в качестве консервирующих веществ в производстве пищевых продуктов. Нужно отметить, что консервирующим действием обладают многие кислоты. В промышленности для этих целей используют бензойную, и уксусную кислоты.
•
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Состав, строение, изомерию, номенклатуру, гомологический ряд, свойства получения и применения карбоновых кислот.
- Экспериментально получить и изучить свойства карбоновых кислот.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Среди предложенных ниже формул органических соединений выпишите столбиком формулы кислот, дайте им названия, подчеркните функциональные группы:
о О о
II II II 4
СН2 - СН — СН2 — ОН н — С —ОН СНз — С — Н СНз — с — он
о |
о |
о |
о |
4
СН2 = СН — С — ОН н — С — Н С17Н35 — с — ОН СНз — с — он
о |
СНз |
о |
о |
о |
С17Нзз — с — ОН СНз — с —с2н5 но — сн2 — с — он 2. Составьте уравнения реакций следующих превращений: а) |
о II с —он |
о |
о |
С2Н5ОН с17н35соон с3н7— с — он но — с — с — он
С2Нб -> С2Н5С1—»С2Н5ОН-*СН3— с — Н — СНз — с —он
б)
о о
II II
сн2 = СН— сн2 — он -> сн2 = СН — с — н -> сн2 = СН — с — он
в)
II II
о |
о |
f 1 -СНз-Q-СН2С1 ->Q — СН2 — ОН —> " - С - Н - С - ОН
Под формулами веществ напишите их названия.
3. Для муравьиной кислоты составьте уравнения реакций взаимодействия:
а) с цинком;
б) гидроксидом натрия;
в) карбонатом кальция;
г) с этиловым спиртом.
Назовите продукты реакций.
Тема 2.4. Жиры.
Жиры. Строение и типы глицеридов, входящих в состав, пищевых жиров. Классификация жиров. Физические свойства жиров. Химические свойства: гидролиз, гидронезация, окисление. Влияние температуры на гидролиз жира. Изменение жиров при тепловой обработке. Причины и химизм порчи жиров.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Приступая к изучению этой темы, повторите темы «Спирты» и «Карбоновые кислоты», поскольку сложные эфиры являются производными и спиртов и кислот одновременно. Об этом их общая формула О
II ч
R — С — ° — Ri, где R - радикал килоты, R\ - радикал спирта.
Необходимо понять, что сложные эфиры могут быть образованы различными спиртами (одноатомными, многоатомными, непредельными) и различными кислотами (предельными, непредельными, многоосновными), поэтому состав сложных эфиров отличается большим разнообразием, и их свойства тоже будут различны.
В основу практического использования сложных эфиров низкомолекулярных кислот и спиртов положены их физические свойства: приятный цветочный или фруктовый запах, способность растворять жиры, лаки, смолы и т. п. Обратите внимание на то, что сложные эфиры непредельных кислот (метилметакрилат) и непредельных спиртов (винилацетат) можно подвергнуть полимеризации для получения синтетических смол.
Е[адо знать, что особую группу сложных эфиров составляют глицериды. Это эфиры трехатомного спирта глицерина и различных кислот. Глицериды могут быть полными и неполными, однокислотными и разнокислотными.
Запомните, что полные разнокислотные глицериды составляют основу природных жиров.
Обратите внимание на особенность состава природных жиров - все они яв- % ляются смесью полных, в основном, разнокислотных, глицеридов. Образующие их кислоты имеют ряд особенностей:
а) у них всегда прямая цепочка углеродных атомов;
б) число углеродных атомов, в большинстве случаев, четное;
в) кислоты, главным образом, высокомолекулярные, как предельные и также непредельные.
Нужно запомнить важнейшие из предельных и непредельных кислот, участвующих в образовании природных жиров.
Особенности строения кислотных остатков определяют пространственную конфигурацию молекул глицеридов и оказывают существенное влияние на физические и химические свойства жиров, определяют области их практического использования.
При рассмотрении физических свойств обратите внимание на отношение жиров к органическим растворителям. Это важно при получении растительных масел экстракционным способом. Отметьте способность жиров эмульгироваться. Это свойство используется в производстве майонеза, маргарина, мороженого, при изготовлении косметических кремов на жировой основе.
При изучении химических свойств жиров обратите внимание на процессы гидролиза, щелочного омыления, а также на способность жидких жиров к реакциям присоединения, окисления, полимеризации.
При рассмотрении процесса гидролиза отметьте его большое биологическое значение. Запомните ферменты, катализирующие гидролиз. Уясните роль ферментов в процессах происходящих при хранении жиров. Особенно внимательно изучите химическую сущность прокисания, прогоркания и осаливания жиров. Это главные причины порчи жиров при хранении.
Нужно знать, что прогоркание жира - это окислительный процесс носящий характер цепной реакции. Промежуточные продукты реакции - перекиси, оксиды, образующиеся при окислении непредельных кислот, усиливают, катализируют дальнейший процесс окисления. *
Реакция щелочного омыления лежит в основе производства мыла из жиров. Обратите внимание на условия этой реакции. Отметьте, что подобный способ производства мыла нерационален, так как требует расходования для технических целей пищевого сырья.
Замена пищевых жиров синтетическими веществами при производстве мыла - одна из важнейших задач, стоящих перед химической промышленностью. Это дает возможность высвободить для нужд потребления значительные ресурсы сельскохозяйственных продуктов.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Состав, строение, свойства жиров.
- Практическое значение и биологическую ценность жиров.
- Изменения жиров при тепловой обработке.
- Составлять формулы глицерина, решать задачи с участием глицеридов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Напишите структурные формулы важнейших кислот (по 3 примера), образующие глицериды:
а) твердых жиров;
б) жидких жиров.
2. Составьте уравнение реакции получения какого-либо твердого жира из гли-
церина и жирных кислот.
3. Сколько граммов глицерина образуется при гидролизе 2 молей жидкого жира?
4. Сколько кг твердого мыла можно получить из 89 кг жира, состоящего из тристеарина? Каким количеством синтетической стеариновой кислоты можно заменить жир в производстве такого же количества мыла?
5. Сколько литров водорода, измеренного при нормальных условиях, потребуется для полной гидрогенизации 3 молей жира, состоящего из триглицеридов линолевой кислоты?
Тема 2.5. Углеводы.
Понятие об углеводах. Классификация углеводов. Моносахариды: глюкоза, строение. Открытие и цикличные формы. Распространение в природе, получение. Физические и химические свойства (окисление и восстановление, образование сахаратов и сложных эфиров). Брожение моносахаридов.
Полисахариды сахароподобные. Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза, трегалоза. Состав, строение, распространение в природе. Физические свойства. Инверсия сахара и использование инвертного сахара. Караме- лизация сахарозы. Образование меланоидинов в продуктах растительного и животного происхождения при нагревании (образование желтовато- коричневой корочки на поверхности продуктов при их обжарке, запекании, топлении молока, переваривании варения и фруктово-ягодных Кюре, окраска бульонов).
Несахароподобные полисахариды. Крахмал: состав, строение, содержание в продуктах питания. Амилаза и амилопектин. Ферментативный (выпечка хлеба, варка картофеля) и кислотный (варка киселей из кислых фруктов, запекание яблок, приготовление соусов с добавлением томата) гидролиз крахмала. Практическое использование продуктов гидролиза. Декстринизация крахмала при пассировании муки, при жарке, выпечке и запекании, образование корочки на поверхности кулинарных изделий. Клейстеризация крахмала под действием воды и температуры, её практическое значение.
Первая стадия клейстеризации: переход суспензии крахмала в золь;
Вторая стадия клейстеризации: резкое увеличение вязкости клейстера за счет увеличения степени набухания;
Третья сталия клейстеризации: резкое падение вязкости вследствие разрушения крахмалоподобных пузырьков. Крахмальные золи: основа киселей (полужидких и средней густоты), супов-пюре, соусов с мукой. Крахмальные гели - основа густых киселей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучение углеводов следует начать с выяснения их огромного биологическо-
го, пищевого и технического значения. Обратите внимание на образование углеводов в процессе фотосинтеза и отметьте в основном их растительное происхождение.
Далее остановитесь на классификации углеводов и запомните главный признак классификации - отношение к реакции гидролиза: её дают полисахариды (сложные углеводы) и не дают моносахариды (простые сахара).
Строение моносахаридов удобнее рассмотреть на примере глюкозы и фруктозы, т. к. все простые сахара являются либо многоатомными спиртоальдегидами (как глюкоза), либо многоатомными спирткетонами (как фруктоза).
При изучении свойств простых Сахаров учтите, что они определяются:
а) наличие в молекуле различных функциональных групп (альдегидной или кетонной и спиртовых гидроксилов);
б) присутствие в молекулах асимметрических углеродных атомов;
в) способностью простых сахаров образовывать циклическую форму.
Обратите внимание на то, что открытая и циклическая фррма простых сахаров находятся в подвижном равновесии, т. е. постоянно переходят одна в другую. Это явление носит название таутомерии.
Изучая дисахариды, обратите внимание на особенности их строения и специфические свойства. Для студентов технологического отделения наиболее важными являются такие свойства, как карамелизация и гидролиз, особенно гидролиз (инверсия) сахарозы.
При рассмотрении несахароподобных полисахаридов помните, что они - природные полимеры, поэтому их свойства определяются особенностями строения макромолекул.
При изучении свойств крахмала нужно отметить важнейшие из них - клей- стеризацию и гидролиз. Обратите внимание на то, что гидролиз крахмал^ может протекать как при нагревании в кислой среде, так и под действием ферментов. Конечным продуктом кислотного гидролиза является глюкоза, ферментативный гидролиз дает мальтозу. Кислотный и ферментативный гидролиз, наряду с клей- стеризацией, определяют разнообразные области применения крахмала, в частности, изготовление из него искусственных круп (саго, например), глюкозы для пищевых и медицинских целей, патоки, пищевого этилового спирта и т. п.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Состав, строение, распространение в природе, классификацию углеводов.
- Моносахариды и полисахариды, их физические и химические свойства.
- Значение процессов карамелизации, клейстеризации, декстринизации и гидролиза в кулинарной практике.
- Экспериментально изучить свойства моносахаридов и дисахаридов, ферментативный и кислотный гидролиз крахмала.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Напишите структурную формулу глюкозы открытой и циклической форм. Подчеркните гликозидный гидроксил.
2. Напишите формулы открытой и циклической форм фруктозы. Отметьте гликозидный гидроксил.
3. Составьте уравнение реакции, подтверждающих строение глюкозы.
4. Составьте уравнения реакций восстановления глюкозы. Назовите конечный продукт реакции.
5. Составьте уравнения реакций спиртового и молочнокислого брожения глюкозы. Сколько молочной кислоты можно получить при брожении 270 г глюкозы?
6. Составьте уравнения реакций гидролиза всех известных вам дисахаридов. Укажите условия реакций.
7. Сколько грамм инвертного сахара можно получить из 2 молей сахарозы?
8. Составьте уравнения реакций следующих превращений: крахмал - глюкоза - этиловый спирт - уксусноэтиловый эфир.
9. Сколько глюкозы можно получить из 81 кг крахмала при 60 %-ном выходе?
Тема. 2.6. Азотосодержащие органические соединения.
•
Аминокислоты: общее понятие, строение. Классификация, номенклатура физические и химические свойства. Амфотерный характер кислот, образование солей, реакции карбоксильных групп, аминогруппы, специфические свойства, образование пептидов.
Незаменимые аминокислоты, их биологическое значение. Использование глютаминовой кислоты. Переход креатина в креатинин в процессе тепловой обработки белковых продуктов.
Белки. Пищевая ценность, содержание в продуктах питания. Состав, строение, классификация белков, биологическое значение и применение белков. Физические и химические свойства белков (растворимость, факторы вызывающие свертывание белков, гидролиз, цветные реакции на белки).
Денатурация белков, её виды, факторы, вызывающие денатурацию. Изменения белков пищевых продуктов при нагревании. Основные белки пищевых продуктов. Полноценные белки продуктов питания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Среди азотосодержащих веществ, образующих основу пищевых продуктов и товаров народного потребления, можно выделить такие группы: амины, амиды кислот, аминокислоты и белки.
Отметьте большую биологическую роль аминокислот. Студентам технологического отделения обязательно нужно знать названия незаменимых аминокислот, определяющих полноценность белков.
Обратите внимание на тот факт, что аминокислоты влияют на вкусовые свойства пищи. Отметьте специфическое свойство глютаминовой кислоты и её натриевые соли - способность усиливать ощущение «мясного вкуса». На этом свойстве основано использование глютаминовой кислоты в производстве пищевых концентратов.
Белковые вещества занимают особое место среди всех органических соединений. Они являются носителями жизни и выполняют в живых организмах самые разнообразные функции. Поэтому изучение белков следует начать с их биологического значения. Запомните, что белки - природные полимеры, а их многообразие и различия в физико-химических свойствах определяются различием в строении макромолекул, их первичной, вторичной и третичной структурами.
Особенностями строения и состава белков определяются их специфические свойства. Обратите внимание на такое свойство, как коагуляция, и внимательно изучите факторы, вызывающие коагуляцию белков. Нужно запомнить, что причиной коагуляции белков может быть действие высоких температур, лучистой энергии, электрического тока, её могут вызывать кислоты, органические раство- рители, ферменты, ионы тяжелых металлов (Си, Pb, Hg и т. п.), дубильные вещества, соединения, содержащиеся в дыме после сжигания древесины и т. п.
Действие многих из этих факторов используют при производстве пищевых продуктов. Например, при термической обработке мяса, рыбы, изготовлении кисломолочных и сычужных сыров, холодном копчении рыбы и колбас, осветлении виноградных вин и т. п.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Состав, классификацию, распространение в природе азотсодержащих органических соединений.
- Белки, их пищевая ценность, содержание в продуктах питания, строение и свойства.
- Изменение белков в продуктах питания при нагревании.
- Экспериментально исследовать свойства белков.
- Решать задачи с участием азотсодержащих органических соединений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ:
1. Составьте уравнения реакций, подтверждающих амфотерность аминокислот. 4
2. Напишите формулы 3-4 незаменимых аминокислот, подчеркните их функциональные группы.
3. Составьте уравнение реакции гидролиза трипептида аминоуксусной кислоты.
4. Составьте схему гидролиза белка и укажите ферменты, вызывающие гидролиз белка.
5. Как можно доказать наличие белков в продуктах питания.
Тема 3.1. Роль воды в организме. Водный обмен.
' Химический состав организма. Вода в живых организмах. Водносолевой обмен.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы следует уяснить химический состав организма, который состоит не только из воды и минеральных веществ, но и из сложных вещества органической природы - белков, жиров, углеводов.
Обратите внимание при изучении темы на биологическую роль воды в организме. Вода играет важную роль в организме, который на 68-70% состоит из воды. Вода играет важную роль в водно-солевом обмене организма.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Химический состав организма.
- Роль воды в живых организмах и в водно-солевом обмене.
- Уметь применять знания в практической деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Вода - универсальная среда живых организмов.
2. Какие водно-дисперсные системы организма Вам известны? 4
3. Классификация водно-дисперсных систем организма.
4. Какую биологическую роль играет вода в организме?
5. Перечислить основные свойства водно-дисперсных систем организма.
Тема 3.2. Витамины.
Витамины, общие свойства, классификация, строение, роль в обмене
веществ. Причины возникновения дефицита витаминов в организме.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении этой темы нужно помнить, что витамины играют очень важную роль в большинстве жизненных процессов и что они не образуются в организме, а должны поступать в него извне.
Ознакомьтесь с классификацией витаминов и запомните основные виды водорастворимых (витамины группы В, витамины С, Р и т. п.) и жирорастворимых (А, Д, Е, К и т. п.) витаминов.
Рассматривая характеристику каждого из них, придерживайтесь такого плана:
1) химическая природа витамина;
2) распространение в составе пищевых продуктов;
3) изменения витамина при хранении и тепловой обработке продукта.
При изучении витамина С обратите внимание на то, что он наименее стойкий из всех известных витаминов, так как легко окисляется кислородом воздуха, особенно при высокой температуре, в присутствии катионов железа и меди.
При изучении витаминов В i-тиамина и В2-рибофлавина отметьте, что оба вещества относятся к гетероциклическим соединениям, имеющим атомы азота в гетероциклах и что оба они стойки к нагреванию в кислой среде, но могут разрушаться и под действием ультрафиолетовых лучей.
Из жирорастворимых витаминов нужно четко знать свойства витамина А и витамина D.
Запомните, что витамин А является одноатомным непредельным спиртом и может быть получен гидролизом красящего вещества многих растений - каротина. Следует помнить, что витамин А - теплостойкое вещество, но разрушается при окислении, особенно на свету.
При изучении витамина D надо отметить, что он имеет несколько биологически активных изомеров и что он устойчив к окислительным процессам в пищевых продуктах при их консервировании и кулинарной обработке. Витамины повышают пищевую ценность продуктов, поэтому нужно обратить внимание на вопросы синтеза витаминов и получения их микробиологическими методами.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Принцип строения, содержание в продуктах питания, отношение к нагреванию, биологическое значение витаминов.
Тема 3.3. Гормоны и ферменты.
Ферменты - биологические катализаторы. Особенности ферментов, как
катализаторов. Кинетика ферментативных процессов. Структура и классификация ферментов.
Общие сведения о гормонах. Пептидные и белковые гормоны. Нейрогормоны и гомоны гипоталамуса. Гормоны - производные аминокислот.
Стероидные гормоны.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы обратите внимание на биологическую роль ферментов, как катализаторов. На кинетику ферментативных процессов, на структуру и классификацию ферментов.
Изучите общие сведения о гормонах. Пептидные и белковые гормоны. Роль нейрогормонов и гормонов гипоталамуса.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Особенности ферментов, как катализаторов, кинетику ферментативных процессов.
- Структуру и классификацию ферментов.
- Общие сведения о гормонах. Пептидные и белковые гормоны. Нейрогормоны и гормоны гипоталамуса. Стероидные гормоны.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Как классифицируются гормоны?
2. В чем особенность ферментов, как катализаторов?
* 3. Укажите роль гормонов, их классификацию.
Тема 3.4. Обмен веществ в организме человека.
Обмен веществ - основа жизнедеятельности организмов. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны обмена веществ. Основные разновидности обмена.
Взаимосвязь процесса обмена углеводов, белков, жиров. Нервная и гормональная регуляция обмена веществ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы следует усвоить, что обмен веществ составляет основу жизнедеятельности организмов.
Изучите основные разновидности обмена.
Обратить внимание на взаимосвязь процессов обмена углеводов, белков, жиров, на нервную и гормональную их регуляцию.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Обмен веществ - основа жизнедеятельности организмов.
- Основные разновидности обмена.
- Взаимосвязь процессов обмена углеводов, белков, жиров. 4
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. В чем сущность обмена веществ?
2. Какие разновидности обмена веществ Вы знаете?
3. Взаимосвязь процессов обмена углеводов, белков, жиров. В чем ее сущность?
Тема 3.5. Обмен белков, жиров, углеводов.
Обмен белков, жиров, углеводов в организме. Биосинтез триглицеридов.
Синтез фосфолипидов. Обмен холестерина. Синтез белков, нуклеиновых
кислот, внутриклеточный распад белков. Распад нуклеиновых кислот.
Внутриклеточный распад углеводов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы следует усвоить роль обмена белков, углеводов, жиров в организме. Обмен холестерина и синтез белков и нуклеиновых кислот. Усвоить сущность внутриклеточного распада белков и распад нуклеиновых кислот, внутриклеточный распад углеводов.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Роль обмена белков, жиров, углеводов в организме. Обмен холестерина.
- Синтез белков, нуклеиновых кислот.
- Внутриклеточный распад белков, углеводов, распад нуклеиновых кислот.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. В чем сущность обмена белков, жиров, углеводов, холестерина?
2. Поясните сущность процесса синтеза белков и нуклеиновых кислот.
3. В чем заключается внутриклеточный распад белков, углеводов?
Тема 4.1. Качественный анализ.
Химические методы качественного анализа. Понятие о качественных реакциях. Общие и частные аналитические реакции.
Реактивы, посуда, применяемые в качественном анализе. Характеристика аналитических катионов, анализ катионов, групповые реактивы на катионы. Анализ смеси катионов.
Классификация анионов. Анализ анионов. Ерупповые реактивы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ,
Основной задачей качественного химического анализа катионов и анионов является идентификация (открытие) того или иного иона, т.е. доказательство его присутствия или отсутствия в анализируемом объекте. Наилучшим образом эта задача была бы решена, если бы для каждого иона имелась характерная реакция, позволяющая открыть его в присутствии других ионов, т.е. использовать дробный метод анализа.
Дробный анализ - обнаружение иона или вещества в анализируемой пробе с помощью специфического реагента в присутствии всех компонентов пробы.
Однако, таких реакций известно немного. Обычно несколько ионов, а не один, взаимодействуют с химическим реагентом, давая различные продукты реакций, которые мешают однозначной идентификации каждого иона в отдельности.
Широкое распространение в аналитической химии получили групповые реагенты, которые используются при систематическом анализе катионов и анионов.
Ерупповой реагент дает сходные реакции с целой группой ионов, например, хлорид-ионы СГ осаждают из водных растворов, содержащих катионы серебра Ag+, ртути Hg+2, свинца РЬ+2.
В связи с применением различных групповых реагентов, сформировались и различные аналитические классификации катионов по группам или различные химические методы качественного анализа катионов:
Сероводородный (сульфидный), аммиачно-фосфатный, кислотно-основной, карбонатный, бифталатный, сульфидно-основной, тиоцетамидный.
Наиболее распространенными являются три аналитические классификации катионов по группам: сероводородная (сульфидная), аммиачно-фосфатная и кислотно-основная, причем, сероводородный метод анализа в последнее время применяется все реже, т.к. он требует получения и применения токсичного сероводорода и довольно продолжителен.
Аналитическая классификация катионов по группам базируется на химических свойствах катионов и тесно связана с их электронным строением и положением соответствующих элементов в периодической системе. В основу той или иной аналитической классификации катионов по группам положены их сходство или различие по отношению к действию определенных аналитических реакций
(растворимость в воде, в кислотах и щелочах, в растворах некоторых реагентов, способность к комплексообразованию, окислительно-восстановительные свойства). Применение групповых реагентов позволяет на практике подразделять многие катионы по аналитическим группам. Однако не существует такая аналитическая классификация катионов, которая охватывала бы все известные катионы или, по крайней мере, катионы всех металлов.
Рассмотрим кислотно-основную классификацию. Данная классификация по группам основана на использовании в качестве групповых реагентов водных растворов кислот и оснований - хлороводородной кислоты (НС1), серной кислоты (H2SO4), гидроксидов натрия (NaOH) или калия (КОН) и аммиака (NH3). Катионы, открываемые в рамках данной классификации, подразделяют на шесть аналитических групп.
Кислотно-основная классификация катионов
|
Обратите внимание на общую характеристику 1 группы катионов. Она отличается от всех других групп тем, что в качестве реактивов применяются комплексные соли, поэтому учащимся необходимо уяснить различный характер диссоциации нормальных, двойных и комплексных солей.
Изучение реакции на катион аммония NH4+ имеет большое значение, т.к. по открытию связанного и свободного аммиака судят о доброкачественности мясных полуфабрикатов.
Изучая ход анализа смеси катионов 1 группы, надо учесть следующее: открытие катионов натрия и калия становится невозможным, если в смеси присутствует катион аммония, наоборот, присутствие катионов натрия и калия не мешает открытию катиона аммония с помощью реакций со щелочами и реактивом
Несслера. Поэтому первой операцией при анализе смеси катионов 1 группы будет предварительное открытие в отдельной пробе катиона аммония. Если катион аммония есть, его нужно удалить. Удаление катиона аммония основано на свойстве аммонийных солей (NH4CI) разлагаться при прокаливании. Затем следует проверить полноту удаления и только после этого открывать катионы натрия и калия. Ряд последовательных реакций, начинающихся с открытия катиона, мешающего открытию других ионов и его удаления, называется систематическим ходом анализа.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Сущность качественного анализа и его методы.
- Понятие о качественных реакциях. Общие и частные аналитические реакции.
- Характеристику аналитических групп катионов и анионов., групповые реактивы на катионы и анионы. •
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. В чем заключается задача качественного анализа?
2. Какие методы качественного анализа различают по количеству и состоянию анализируемого вещества?
3. Какие условия необходимо соблюдать при проведении аналитической реакции?
4. Какие реакции называют чувствительными, какие специфическими?
5. Какой реактив называется групповым?
6. На чем основана кислотно-основная классификация катионов?
7. На чем основана классификация анионов? 4
Ф'
Тема 4.2. Методы количественного анализа.
Методы количественного анализа. Подготовка вещества к анализу, отбор средней пробы. Типы весовых определений. Операции весового анализа. Вычисления в весовом анализе. Применение гравиметрического
метода в пищевой промышленности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Количественный анализ - это раздел аналитической химии, описывающий методы, с помощью которых определяют количественный состав анализируемого вещества. Методами количественного анализа пользуются в санитарно- гигиенических лабораториях для анализа продуктов питания, питьевой воды.
Количественный анализ подразделяются на несколько методов:
- химический;
- физико-химический;
- физический.
В основе весового анализа лежит точное взвешивание на аналитических весах.
Весовой анализ включает несколько процессов:
- отбор средней пробы и подготовка вещества к анализу;
- взятие навески;
- ее растворимость;
- осаждение;
- проба на полноту осаждения;
- фильтрование и промывка осадка;
- высушивание или прокаливание осадка;
- вычисление результатов анализа.
Навеску вещества рассчитывают, исходя из трех типов гравиметрических определений:
- определяемую составную часть выделяют из вещества и взвешивают ее;
- определяемую составную часть удаляют и взвешивают остаток;
- определяемую составную часть превращают в соответствующее химическое соединение, которое выделяют и взвешивают.
Результаты измерений всегда отличаются от истинных звдчений измеряемых величин, поэтому они являются их приближенными оценками.
Разница между результатами измерений (X изм.) и истинным значением (X ист.) измеряемой величины называется абсолютной погрешностью измерений:
ДХ = X изм. - X ист.
Относительная погрешность измерений представляет собой отношение абсолютной погрешности измерения к истинному значению измеряемой величины и выражается, как правило, в процентах. 4
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
- Сущность и методы количественного анализа.
- Весовой метод анализа.
- Выполнять основные операции весового анализа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:
1. Перечислите методы количественного анализа. В чем их сущность?
2. В чем сущность весового анализа?
3. Какие операции производят при весовом анализе.
Тема 4.3. Титриметрический метод анализа. Физико-химические методы анализа.
Сущность титриметрического метода анализа. Методы определения эквивалентной точки. Способы выражения концентраций. Определение эквивалентных масс. Расчеты в титриметрическом методе анализа.
Метод нейтрализации. Сущность метода. Индикаторы. Рабочие растворы, их приготовление. Применение метода в анализе пищевых продуктов.
Физико-химические методы анализа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Титриметрический (объемный анализ) - метод количественного анализа, где искомое вещество определяют по объему реактива с точно известной концентрацией, затраченной на реакцию с этим веществом. По сравнению с гравиметрическим, объемный анализ требует меньшей затраты времени, но уступает в точности. При определении объемным методом, к известному объему раствора определяемого вещества, малыми порциями (по каплям) добавляют реактив с точно известной концентрацией до тех пор, пока его количество не будет эквивалентно количеству определяемого вещества. Раствор реактива с точно известной концентрацией называют рабочим, стандартным или титрованным.
Основной операцией любого метода объемного анализа является титрование. Титрованием называют приливание одного раствора к другому с целью определения концентрации одного из них, если известна концентрация другого. При титровании необходимо соблюдать следующие условия:
- реакция между реагирующими веществами должна быть необратимой и проходить количественно до конца.
- конец реакции (точка эквивалента) должна четко фиксироваться каким-либо внешним признаком, это достигается с помощью индикатора.
- вещества, которые находятся в растворе вместе с определяемым не должны мешать течению основн