Принципы права - ведущие идеи права, выработанные в общественном сознании, которые составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования в обществе.
Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общественной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разрешения их конфликтов.
Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Различают общие принципы, реализуемые во всей правовой системе. К ним современное право относит принципы социальной свободы и справедливости, демократизма, равноправия, единства прав и обязанностей, публичности права, приоритета законов над иными нормативными актами, законности, ответственности за вину и ряд других. Все эти принципы в той или иной форме отражены к конституции Российской Федерации.
Кроме общих правовых принципов выделяют еще межотраслевые принципы, которые охватывают несколько отраслей права и отраслевые принципы, которые реализуются в отдельных областях правового регулирования (принцип безусловного исполнения обязательств в гражданском праве, принцип презумпции невиновности в уголовном праве, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессе и др.). Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.
Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.
Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.
Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;
2) в различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;
3) в взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
4) в противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.
В литературе часто указывается на три возможные модели взаимоотношения государства и права:
1) тоталитарная (приоритет государства над правом) -система провозглашает верховенство государства над правом. Политические решения имеют приоритет над правовыми. Демократические институты либо отсутствуют, либо не работают. Права населения сильно ограничены, гражданам разрешено совершать лишь те действия, которые установлены государством как допустимые. Ограничиваются не только политические, экономические и социальные права. Личные права граждан также ущемляются путём установления государственной идеологии, государственной религии и т.п. поддерживающий правящую верхушку и вождя. Деятельность оппазиционных партий запрещается. Выход за рамки предписанных указаний признаётся правонарушением. При подобном устройстве взаимоотношений права и государства широкий круг населения не допускался к управлению государством посредством выборов. Для подавления права государством институт разделения властей уничтожается. Вся полнота власти принадлежит как правило одной правящей партии, а судебная система не имеет реальной независимости. Правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Устанавливается крайний центризм в управлении и бюрократизация исполнительной власти;
2) либеральная (право выше государства) - соотношения права и гос-ва предполагает главенствующую роль права над государством. Эта модель базируется на наличие правового государства и гражданского общества в стране. Установление широкого спектра прав и свобод позволяет развить в человеке инициативу, дают возможность почувствовать себя независимым. Что касается правоограничивающих мер, то здесь ведущее место занимает принцип разделения властей (на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества посредством принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающий друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Верховенство закона имеет важнейшее значения для построения либеральной системы соотношения права и государства. Это означает, что закон принятый верховным органом власти не может быть отменён, изменён или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых интересах или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.
Для создания либеральной системы соотношения государства и права требуется создание свободного демократического правового цивилизованного общества, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Необходимо рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоёв.
3) прагматическая: право – это система норм, создаваемых государством, но в то же время само государство связано правом. Право — это не произвол государства, не голый приказ. Воля, выраженная в праве, социально и политически обусловлена системой отношений, сложившихся в обществе, соотношением социальных сил. Связанность государства правом выражается в том, что органы и должностные лица государства действуют в рамках права и не могут произвольно их изменять и нарушать нормы нрава. Напротив, государство обеспечивает соблюдение права как нормативную основу своего собственного существования. Изменение норм допустимо только согласно процедуре, предусмотренной правом. Высшими нормами являются лить те, которые создаются высшим представительным органом, избираемым населением