Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие

История становления специальной психологии

Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные

представления о природе психических аномалий. Особенности отражения отклонений в психическом развитии в художествен­ной литературе и искусстве как форме художественного созна­ния. Научное сознание как основной источник знаний о сущ­ности и природе отклонений от нормального хода развития.

Систематическое обучение детей с отклонениями в разви­тии как предпосылка возникновения специальной психологии.

Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии.

Роль и значение Л. С. Выготского в становлении и разви­тии специальной психологии. Современное состояние специ­альной психологии в России. Основные отрасли современной Специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.

Методы и принципы специальной психологии

Понятие о научном методе. Наблюдение как метод специ­альной психологии и его своеобразие в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Особенности использования ме­тода эксперимента в специальной психологии. Виды и фор­мы экспериментальных техник, применяемых в практике специальной психологии. Стандартизированные психодиаг­ностические процедуры и их использование в практике спе­циальной психологии. Метод анкет и опросов. Особенности применения самонаблюдения в специальной психологии. Анамнестический метод в процессе изучения различных форм нарушенного развития. Основные принципы проведения ис­следований в специальной психологии.

Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие

Экзогенные и эндогенные вредности как причины откло­нений в развитии. Основные факторы, опосредующие

действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, ин­тенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений в психическом развитии.

6. Структура нарушенного развития и механизмы формиро­вания системных отклонений

Понятие о структуре нарушенного развития. Основные параметры дизонтогенеза. Представления о первичных, вто­ричных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально-специфические и модально-неспецифические на­рушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных откло­нений: депривационный, общекоммуникативный, деятельностный, речевой, сензитивный.

7. Классификации отклонений в психическом развитии и об­щая характеристика отдельных форм дизонтогенеза

Классификация как метод научного познания. Принципы построения научных классификаций. Теоретические и эмпи­рические классификации отклонений в развитии. Междуна­родная классификация психических и поведенческих рас­стройств 10-го пересмотра. Современные отечественные клас­сификации В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, М. М. Семаго и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогене­за.

8. Представления о психологической коррекции, компенса­ции, реабилитации и абилитации

Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологиче­ские и социальные факторы компенсации. Понятие о де­компенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие реа­билитации. Формы и направления реабилитационных мероп­риятий. Абилитация. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие психологической коррекции. Проблема

социально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

9. Депривационные феномены как причина и следствие нару­шенного развития

Сущность депривационных феноменов. Основные теории депривации. Виды и формы депривационных феноменов. Де­привационные явления и ситуации. Сенсорная депривация. Коммуникативная депривация. Материнская депривация. Депривация и нарушенное развитие. Принципы профилак­тики депривационных явлений.

Контрольные вопросы

1. Специальная психология как отрасль знаний и профессио­нальная деятельность.

2. Цели и задачи специальной психологии.

3. Связь специальной психологии с другими науками.

4. Проблема нормы и патологии в современной науке.

5. Сущность и функции компенсаторных механизмов.

6. Понятие о психологической коррекции.

7. Формы и виды реабилитации.

8. Структура нарушенного развития и ее характеристики.

9. Роль клинико-психологических знаний в понимании приро­ды психического развития.

10. Современные отрасли в специальной психологии.

11. Сущность феномена нарушенного развития.

12. Принципы специальной психологии.

13. Общеметодологические принципы специальной психологии.

14. Конкретно-методологические принципы специальной психо­логии.

15. Конкретно-методические принципы специальной психоло­гии.

16. Исторические этапы становления специальной психологии.

17. Роль обыденного сознания в формировании представлений о природе нарушенного психического развития.

18. Религиозные толкования сущности нарушенного развития.

19. Художественное сознание и его вклад в понимание сущности отклоняющегося развития.

20. Систематическое обучение и воспитание детей с отклонения­ми в развитии и становлении специальной психологии.

21. Роль Л. С. Выготского в становлении отечественной специаль­ной психологии.

22. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направление в специальной психологии их исторические со­отношения.

23. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие.

24. Роль биологического и социального фактора в возникновении и преодолении отклонений в развитии.

25. Положение инвалида в современном обществе.

26. Роль обучения в процессе коррекции отклонений в развитии.

27. Особенности исследовательских методов в специальной пси­хологии.

28. Структура нарушенногоразвития и ее основные характерис­тики.

29. Классификации отклонений в психическом развитии.

30. Сущность депривационных феноменов.

Основная литература

1. Богданова Т. Г. Сурдоспихология. М., 2002.

2. БратусьБ. С. Аномалии личности. М.,1988.

3. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

4. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.

5. Воложин А. И; Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

6. Выгодская Г. Л., Лифаноеа Т. М. Лев Семенович Выготский.М., 1996.

7. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии.М., 1996.

8. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.

9. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XIX века. М.,1995.

10. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномаль­ного развития личности. М., 1980.

11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.

12. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детс­ком возрасте. М., 2003.

13. ЛитвакА. Т. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.

14. ЛубовскийВ. И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей. М., 1989.

15. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубе­жом. М.,1996.

16. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. М., 2000.

17. Мостюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997.

18. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой и др. М., 2002.

19. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.

20. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па­топсихология. М., 1996.

21. Самсонов Ф. А. Основы генетики в дефектологии. М., 1980.

22. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагно­стической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

23. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

24. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.

25. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

26. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

27. Ярмоленко Н. Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.

Дополнительная литература

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.;

СПб., 1996.

2. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.

3. Танеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

4. Домицкевич С. А. Методы научно-психологических исследова­ний в дефектологии. Иркутск, 1983.

5. ЗамскийХ. С. История олигофренопедагогики. М:, 1974.

6. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

7. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в специальность дефек­тология. Киев,1984.

8. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999.

9. Лапшин В. А., Пузенов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.1985

11. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нару­шениями в развитии. СПб., 2000.

12. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при на­рушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

13. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1999.

14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000.

15. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

16. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.

17. Худик В. А. Психология аномального развития личности. Киев, 1993.

18. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев, 1997.

19. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, пси­хозов, эпилепсии. М., 1978.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: