Сущность понятия досуговой деятельности дошкольников

Для определения сущности понятия досуговой деятельности необходимо изучить ее структуру, функции и педагогические возможности. Априори изучение досуговой деятельности следует проводить в русле теории деятельности, разрабатываемой К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмоловым, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, А.Н. Леонтьевым, А.Л. Никифоровым, В.Д. Шадриковым и др. Наиболее полно общая структура деятельности раскрыта А.Н. Леонтьевым, поэтому его работы являются для нас основой определения структуры досуговой деятельности.

В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, любая деятельность образована совокупностью предметного содержания и структурных единиц [65, с.142]. Предметное содержание – это мотив (предмет потребности), цель (представление о результате), условия (способы достижения цели) и задача (цель в конкретных условиях). Структурные единицы – это сама деятельность, составляющие ее действия, операции (способы осуществления действий). Связующим звеном между предметными и структурными элементами является задача, поскольку, с одной стороны, она представляет собой конкретизированную условиями цель, а с другой стороны, ее решение осуществляется с помощью действий и операций. Задачный подход представляется нам наиболее логичным в организации деятельности, поэтому он применен в разработке авторской модели стимулирования позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности.

Для нас также принципиальна идея Л.С. Выготского о детерминации психических процессов личности деятельностью, в которую она вовлечена [31, с.283]. Данная идея означает, что в досуговой деятельности есть необходимые возможности, влияющие на поведение, мышление, самоотношение личности.

Опираясь на методологию системного подхода к исследованию деятельности,

В.Д. Шадриков разработал алгоритм ее анализа. Согласно теории этого ученого, исходной базой деятельности являются индивидуальные качества субъекта деятельности, которые организуются в соответствии с целями, мотивами и условиями деятельности [110, с.194].

К нашему исследованию эта теория может быть применена следующим образом. При разработке модели стимулирования позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности необходимо учитывать индивидуальные качества личности – субъекта деятельности. Они корректируют цели деятельности, в соответствии с ними формулируются задачи, определяется возможность применения тех или иных педагогических средств.

Общим в упомянутых исследованиях деятельности является восприятие ее структуры как мотива, цели (представления о результате), предмета, условий осуществления и задачи. На наш взгляд, данные компоненты характеризуют деятельность как самодостаточное явление. В случае использования деятельности как средства развития личности и стимулирования ее самоотношения анализ деятельности должен быть более детальным. Так, традиционно цель – это представление о результате, то есть цель и результат часто тождественны.

Мы же считаем, что необходимо выделить результат в отдельный компонент, так как при несовпадении цели и результата должен быть проведен рефлексивный анализ исследования, определены причины недостижения запланированного результата, проведены корректирующие мероприятия. Также отдельным компонентом следует выделить диагностику результата, так как наличие четких диагностических процедур систематизирует деятельность, ориентирует ее на результат. Кроме того, условия осуществления деятельности порой включают и принципы ее организации. Целесообразно выделить принципы в отдельный компонент, поскольку условия осуществления деятельности связаны с организационно-методической составляющей исследования деятельности, в то время как для определения принципов нужна методологическая основа.

В связи с приведенными рассуждениями мы будем анализировать деятельность как активность, имеющую в своей структуре следующие компоненты: мотив, цель, предмет, принципы организации, условия осуществления, формы реализации, задачи, диагностику результата, достигнутый результат.

Рассмотрим, какие характеристики имеют данные компоненты в досуговой деятельности. Прежде всего, обратим внимание, что понятие досуга восходит к временам античности. С.И. Сернейчик обнаружил, что еще в трудах Аристотеля досуг представлен как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания. Вся человеческая жизнь, по словам Аристотеля, распадается на занятие и досуг. Нужно, чтобы граждане имели возможность наслаждаться миром и пользоваться досугом, совершать все необходимое и полезное, а еще более того – прекрасное [89, с.109].

Значение досуга для развития личности подчеркивается, в том числе, на государственном уровне. В современных исследованиях досуг, досуговая деятельность предстают как категории междисциплинарные.

В философии досуг анализируется как самоценная деятельность. Л.П. Буева подчеркивает, что основой досуга является социальная и духовная активность личности, которая характеризуется особой жизненной позицией, ориентированной на неформальное, свободное притягательное общение и удовлетворение спонтанных интересов, следовательно, является первым опытом социального самоутверждения человека [26, с.127]. В данной идее нам важна неформальная основа досуга. Неформальный подход в досуговой деятельности дает ее участникам больше возможностей для самореализации, индивидуального развития и демонстрации наиболее сформированных своих качеств.

В социологических исследованиях, в частности, в работе Б.Г. Мосалева, акцентируется значимость досуга для усвоения социальных норм через проявления внутренней свободы, данной природными и приобретенными дарованиями, и внешней свободы, данной обществом [73, с.88]. Исследователь подчеркивает: природные и приобретенные дарования являются условием проявления внутренней свободы. То есть стимулирование или совершенствование тех или иных качеств и способностей личности в досуговой деятельности будет способствовать раскрытию личности, реализации ее потенциала.

Представители медицины объясняют значимость активного досуга для психологической разгрузки. А.А. Микулин подчеркивает, что активный досуг – это естественное психофизиологическое состояние, которое способствует выбросу психической энергии, психологической разгрузке [69, с.73]. Считаем это замечание важным для нашего исследования.

Мы изучаем методическое сопровождение досуговой деятельности детей дошкольного возраста. Данный возраст характеризуется серьезными психологическими нагрузками, проявляющимися в кризисах переходного возраста. В то же время в данном возрасте создаются основные предпосылки начала культурной самоидентификации, вовлечения в культурное творчество. Появление способности познать себя как личность, обладающую качествами, отличными от других людей, порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и т.д.

В психологических и педагогических работах авторы обращают внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в досуговой деятельности. Например, А.Д. Жарков раскрывает социально-педагогический смысл досуговой деятельности как многомерного явления, включающего времяпрепровождение ребенка с использованием ресурсов спорта, туризма, прикладного творчества, игровой, танцевальной, театральной деятельности и разнообразного общения [40, с.147].

А.Е. Захарченко определяет специфику организации досуговой деятельности детей в условиях влияния массовой культуры [44, с.72].

Р.И. Турханова доказывает, что игровая досуговая деятельность является средством творческого развития личности [99, с.87].

Б.Г. Бочарова, И.В. Неретин, С.А. Шмаков отмечают важность подготовки педагогических кадров для организации досуговой деятельности детей [25, 75, 112].

Исследователи А.Ф. Воловик и В.А. Воловик выделяют следующие специфические особенности досуговой деятельности:

- действительный мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности;

- разнообразие по своему предмету;

- в отличие от прочих видов деятельности, цели и содержание которых заложены в них самих, цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

- может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный;

- особенности досуговой деятельности создают определенную структуру, соответствующую прогрессивному усложнению и развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической, культурной значимостью;

- педагогический процесс представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень [30, с.95].

Подчеркнем, что досуговая деятельность не теряет самоценности, не становится лишь средством достижения цели. Однако она приобретает дополнительные характеристики и ставит перед педагогом, организующим досуговую деятельность, цель отобрать наиболее эффективные принципы и условия ее организации. Они должны быть, с одной стороны, интересны и принимаемы подростками, с другой, – эффективно раскрывать их потенциал, развивать положительное представление о своих качествах, стимулировать положительное отношение к себе.

Ряд авторов, изучая особенности досуга детей, обращают внимание на функции, выполняемые им. Так, например, в исследовании А.Д. Жаркова подчеркивается творческая функция досуга: сущностью досуга детей является свободная творческая деятельность, в процессе которой актуализируются природные задатки и реализуются приобретенные социально обусловленные способности [40, с.71]. Автор замечает, что ценность досуга состоит в исполнении детьми новых, отличающихся от семейных ролей и удовлетворении благодаря им индивидуальных потребностей в самовыражении, независимости, свободной деятельности.

Р.Н. Азарова обращает внимание на возможность воздействия социальных институтов на эмоциональную, нравственную сферу детей, поскольку восприятие в досуге, по ее мнению, более открыто [3, с.12].

М.В. Жиркова заметила, что досуг имеет познавательную функцию: он может быть продуктивно использован для развития познавательных интересов детей, поскольку свобода выбора позволяет им узнавать новое в самых разных областях [42, с.89].

В.А. Караковский обнаружил профориентационную функцию досуговой деятельности: мир профессий открывается в просмотре документальных и художественных фильмов, а важные умения и навыки вырабатываются в различных видах досуговой деятельности [52, с.117].

Б.Г. Мосалев считает важной рекреационную функцию досуга: современные дети ведут эмоционально, интеллектуально, психологически насыщенную жизнь, подвержены множеству стрессов. В досуге же ценной является возможность снять напряжение, восстановить силы [73, с.58].

Перечисленные функции дополняют приведенные выше характеристики досуговой деятельности и позволяют сформулировать авторское представление о досуговой деятельности как об осуществляемой по собственному выбору, в свободное время активности, с целью удовлетворения эмоциональных, психологических, социальных, физических потребностей. Она дает возможность самовыражения благодаря самостоятельно выбираемым видам деятельности и способствует саморазвитию подростков посредством приобретения ими новых знаний, умений, опыта.

Опираясь на авторское определение досуговой деятельности и ее характеристики в работах, приведенных выше, мы можем определить специфику досуговой деятельности.

1. Досуговая деятельность основана на добровольном выборе занятий и предполагает свободную творческую деятельность, что способствует самовыражению и самореализации.

2. Досуговая деятельность ориентирована на эмоциональные, психологические, социальные, физические потребности, удовлетворение которых создает атмосферу комфорта и условия для саморазвития личности.

3. Досуговая деятельность является своеобразной территорией ограниченного присутствия взрослых, что дает возможность опираться на самостоятельность детей, стимулирует творческую инициативу, удовлетворяет потребность в свободе и независимости, укрепляет веру в возможность справляться с разными задачами.

Сформулировав авторское определение досуговой деятельности, определив ее специфику и возможности, рассмотрим характеристики основных компонентов деятельности: мотив, цель, предмет, принципы организации, условия осуществления, формы реализации, задачи, диагностика результата, достигнутый результат, применительно к досуговой деятельности.

Мотивом досуговой деятельности, исходя из ее определения, является стремление к физическому, психологическому, социальному, эмоциональному комфорту, стремление к признанию, самореализации. В зависимости от мотива ребенок выберет разные виды досуга. Стремление к физическому комфорту позволяет обратиться к занятию командными или индивидуальными видами спорта; потребность в удовлетворении психологических или эмоциональных притязаний обращает внимание на общение со сверстниками; желание самовыражения стимулирует творческую активность и т.д.

Согласно работам Н.И. Тихоненкова, на формирование мотива и выбор деятельности, направленной на его удовлетворения, влияют когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-творческий, рефлексивно-оценочный компоненты. Первый связан с приобретением опыта социальных отношений для успешного функционирования в социуме; второй характеризуется умением делать нравственный выбор; третий определяется активным участием в разнообразных видах социально-значимой деятельности; четвертый связан с оценкой и самооценкой деятельности и активности в ней [98, с.64].

Цели досуговой деятельности детей дошкольного возраста связаны, прежде всего, с созданием условий для удовлетворения их потребностей, раскрытия их творческого потенциала.

Предмет деятельности, по предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии, и есть ее действительный мотив: «Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет и придает ей определенную направленность, …… за ним всегда стоит потребность, он всегда отвечает той или иной потребности» [65, с. 78].

Мотивом досуговой деятельности детей, как мы выяснили, является стремление к комфорту, признанию, творчеству, саморазвитию. Уточним, что реализация этого мотива или работа с предметом досуговой деятельности имеет ряд особенностей. Так, содержание досуговой деятельности не изучается на занятиях по какому-либо курсу, а реализуется непосредственно в процессе ее подготовки и проведения.

Мы можем констатировать, что предметом досуговой деятельности дошкольников является их творческое поведение, свободное по выбору занятий и степени активности, детерминированное внутренне (потребностями, мотивами, установками) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Стимулирование позитивного отношения в досуговой деятельности, благодаря положительному опыту удовлетворения в ней индивидуальных потребностей, способствует расширению пространства социализации и саморазвития личности ребенка. Опыт, приобретенный в досуговой деятельности, существенным образом обусловливает дальнейшие жизненные перспективы, так как закладывает базис эмоциональной, физической, интеллектуальной зрелости человека.

Объединив результаты исследования вопроса организации досуговой деятельности А.Д. Жарковым, М.И. Лукьяновой, И.В. Перкокуевой, С.И. Хрупиным, С.А. Шмаковым и др., можно сделать вывод, что наиболее важными являются следующие принципы ее организации: доступность, опора на самостоятельную деятельность подростков, индивидуализация, диалогичность, открытость, информационная насыщенность, целенаправленность, преемственность. Выделенные принципы дополняют друг друга [40, 66, 107, 112].

Принцип доступности означает возможность участия в организованной досуговой деятельности всех желающих с целью удовлетворения своих запросов и интересов, реализации творческого потенциала, посредством специфических особенностей выбираемой досуговой деятельности.

Доступность может быть обеспечена широким информированием детей, обеспечением их возможности присоединиться к организуемой программе на разных этапах (принцип открытости).

Принцип опоры на самостоятельную деятельность подростков подразумевает скрытое участие педагога в организации досуговой деятельности. Д.Б. Эльконин доказал: «чем больше проявляется самостоятельность в досуговой деятельности, тем выше уровень творческой активности, увлеченности, тем более выражен результат» [113, с.183].

Принцип индивидуализации предполагает создание педагогом условий для достижения детьми личностно значимых целей досуговой деятельности для удовлетворения их запросов, развития интересов и способностей. В практической деятельности данный принцип может быть реализован перманентной готовностью педагога отвечать на запросы детей, индивидуальной работой, в частности, составлением индивидуальных траекторий и развитием личности в целом.

Принцип диалогичности дополняет принцип опоры на самостоятельную деятельность детей и означает равноправное взаимодействие педагогов и дошкольников в досуговой деятельности. Опора на этот принцип помогает созданию благоприятной психологической атмосферы, привлекательности досуговых программ для детей, способствует созданию эмоционального общения, ведь мимика, жесты, интонация является важной составляющей досуговой деятельности.

Принцип открытости предполагает возможность присоединения к организованной досуговой деятельности на любом этапе подготовки, что, безусловно, делает ее еще более привлекательной для детей, решивших попробовать свои силы в данной деятельности.

Принцип информационной насыщенности требует ознакомления с выбором форм преподнесения. Также очень важно быть актуальными, поэтому необходимо следить за основными событиями в стране и мире, сравнивать исторические факты с происходящим в современном мире, находить принципиальные различия или удивительные сходства, предполагать, какое будет будущее и т.д.

Принцип целенаправленности предполагает осуществление досуговой деятельности в соответствии с разработанной программой достижения поставленных целей. В нашем исследовании это означает, что досуговая деятельность, несмотря на то, что она имеет самостоятельную ценность, и часто осуществляется ради самой деятельности, организуется планомерно, но без формализма.

Принцип преемственности предполагает установление связей между новыми и существующими знаниями. Реализация данного принципа обеспечивается функционированием разновозрастного коллектива, например клуба, в котором в процессе совместных творческих дел сохраняются нормы и традиции, создаются условия плавного (бескризисного) взросления.

Перечисленные принципы учтены при разработке модели методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Условия организации досуговой деятельности дошкольников оказывают влияние на ее содержание и результат. Они являются предметом научного интереса в ряде педагогических исследований. Так, З.Ш. Саитгалиева выделила следующие условия эффективной организации досуговой деятельности:

1) наличие постоянно действующей системы форм внеклассной работы с детьми, способной удовлетворять их разносторонние интересы и запросы;

2) планирование форм досуговой деятельности на основе изучения интересов детей;

3) учет возрастных особенностей детей в определении содержания досуговой деятельности;

4) предоставление каждому ребенку возможности проявить самостоятельность, активность, творчество;

5) демократический стиль взаимодействия педагогов с детьми, атмосфера диалога, доверия и уважения к личности;

6) наличие хорошей материальной базы [84, с.9].

Основное условие организации досуга вывел О.Р. Голованов: формирование культурно-досугового пространства, представляющего собой реальность взаимодействия, основанного на совпадении запросов и потребностей отдельных групп дошкольников [36, с.11].

Приведенный обзор литературы показывает, что исследователи сходятся во мнении о необходимости опоры на самостоятельность детей, предоставление им возможности выбора форм досуговой деятельности. Считаем данные условия необходимыми в любой досуговой деятельности. Также следует помнить о том, что приоритетным для детей дошкольного возраста является общение со сверстниками. Именно так они получают информацию, приобретают навыки социального поведения, учатся совмещать соблюдение коллективной дисциплины с отстаиванием своих интересов, испытывают чувство принадлежности взаимопомощи. Поэтому педагогу, создающему условия для стимулирования досуговой деятельности детей, следует обратить внимание на качество общения, предусмотреть способы его повышения. В то же время при организации досуговой деятельности с целью стимулирования или развития заданных качеств и способностей личности требуется создание специфичных условий, оптимизирующих данный процесс.

Формы организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста определяются их интересами и потребностями. Изменение интересов, появление новых потребностей позволяют менять виды деятельности и обогащать досуг. О.Р. Голованов заметил, что в организации досуговой деятельности требуется обеспечить переход от простых форм деятельности к более сложным: от пассивного отдыха – к активному, от усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п. [36, с.14].

 

В практике воспитательной работы известны различные формы организации досуговой деятельности. Исследователи предпринимают попытки классифицировать их на разной основе, к примеру, Б.В. Куприянов делает это на основе передвижения участников досуговой деятельности. Автор выделяет три основных типа форм:

- статичные (представление);

- статично-динамичные (созидание-гуляние);

- динамико-статичные (путешествие) [64, с.12].

В предложенных типах форм, в свою очередь, выделяются по три класса.

В типе «статичные» (представление) выделяются следующие:

1. Представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа-представление, торжественное собрание).

2. Представления-ритуалы (линейка).

3. Представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).

В качестве примера статичных форм (представлений) автором приводятся следующие: линейка, митинг, концерт, спектакль, лекция, фронтальная беседа, диспут, дискуссия, просмотр кино-, видео-, телефильма. Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.

В типе «статично-динамичные» (созидание-гуляние) выделяются:

1. Развлечение-демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа).

2. Совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки).

3. Развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

Примерами данных типов форм являются: ярмарка (народное гуляние), субботник (трудовая акция), изготовление выставки, газеты, подготовка к представлению, представление в кругу, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, продуктивная игра. Характерной чертой этого типа форм является то, что одного центра внимания нет. Центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу.

В типе «динамико-статичные» (путешествие) выделяются:

1. Путешествие-демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие).

2. Путешествие-развлечение (поход, прогулка).

3. Путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).

Примерами этого типа служат следующие формы: игра-путешествие, экскурсия, поход, парад (карнавальное шествие).

В свою очередь, Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова на основе длительности программы и степени соучастия детей выделяют разовую развлекательную программу, конкурсно-игровую программу по заданной тематике театрализованную игру, зрелище, праздник, длительную досуговую программу [27, с.75].

Каждый из типов имеет свои особенности организации и проведения. Полагаем, что некоторые типы организации досуговой деятельности могут объединить несколько других.

В классификации М.Е. Кульпетдиновой – иная основа, а именно: масштаб проводимого мероприятия и количество участников. В результате выделяется 4 типа досуговых программ:

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения;

2) досуговые дела отдельного детского объединения;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений;

4) репертуарные мероприятия [61, с.276].

Задача является связующим элементом между структурными и содержательными элементами досуговой деятельности. С одной стороны, задачи определяются целями деятельности, конкретизированными созданными условиями. С другой стороны, решение задач осуществляется с помощью конкретных действий, типичных для той или иной формы досуговой деятельности. Задача традиционно связана с учебной деятельностью, является ее основным элементом. Г.А. Балл рассматривает задачу как систему информации, в которой определена лишь часть сведений, а остальную нужно найти с помощью новых знаний, доказательств, преобразований и т.д. [11, с.62].

В.А. Кан-Калик определяет творческий процесс педагога как деятельность, направленную на постоянное решение ряда учебно-воспитательных задач, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми оптимальные для данной педагогической индивидуальности решения [50, с.137].

А.У. Хараш утверждает, что деятельность, осуществляемая в присутствии свидетелей, подвергается раздвоению. С одной стороны – она направлена на решение стоящих перед субъектом задач, c другой – на предъявление окружающим самого субъекта [105, с.37].

М.Р. Мирошкина конкретизирует, что главная особенность учебной задачи состоит в том, что в процессе ее решения изменяется субъект, усваивающий новые способы действия [70, с.72]. То есть решение учебной задачи – это средство достижения учебных целей. Она формулируется педагогом либо открыто, либо в виде проблемной ситуации. Подбирая решение задачи, ребенок накапливает опыт применения знаний, развивает исследовательские способности.

Как было сказано выше, основной отличительной чертой досуговой деятельности является опора на самостоятельность дошкольников, на их добровольный свободный выбор. Поэтому особенность задач в досуговой деятельности состоит в том, что они должны быть сформулированы самими детьми.

Задачей педагога станет создание условий, методическое сопровождение процесса постановки задач детьми. При их постановке должны быть выполнены следующие психологические требования:

1) следует конструировать целый набор задач, а не отдельные задачи; 2) решение задач должно обеспечивать достижение не только ближайших, но и отдаленных целей;

3) решение задач должно обеспечить усвоение системы средств успешного осуществления деятельности;

4) средства деятельности должны выступать прямым продуктом воспитания.

Заметим, что указанные требования должны быть соблюдены при постановке и решении задач досуговой деятельности.

Диагностика результатов досуговой деятельности необходима для исследовательской цели. Для детей результат оценивается по степени удовлетворенности от самого участия в выбранной деятельности. Диагностику можно осуществить с помощью наблюдений за детьми, проведения опросов, бесед с родителями, организации самодиагностики детей, изучения изменений в их самооценке и т.д. Выбор диагностических средств также определяется целью организации досуговой деятельности.

В результате досуговой деятельности оптимально должно быть достижение ее цели, удовлетворение потребностей. Диагностика позволяет оценить, насколько реально достигнутый результат соответствует прогнозируемому. Поскольку спецификой досуговой деятельности является ее самодостаточность, деятельность ради удовлетворения от самой деятельности (что не исключает возможности ее использования для развития личности), к ожидаемым результатам, по мнению М.Б. Зацепина, следует отнести осмысление досуга как ценности; осознание детьми своих возможностей и способностей; появление установки на активное и творческое проведение досуга; повышение культуры взаимоотношений детей; формирование традиций образовательного учреждения [45, с.19].

Данное замечание является важным для нашего исследования, поскольку расширяет представление о положительном результате. Наряду с количественным результатом, выраженном в положительной динамике развиваемых в досуговой деятельности личностных качеств, мы будем обращать внимание на качественный результат – ощущение психологического комфорта, приобретение опыта взаимодействия, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте и т.д.

Изложенное выше показывает, что досуговая деятельность имеет значительный потенциал для развития личности. Еще большее влияние на личность оказывает коллективная досуговая деятельность, что доказано в работах отечественных педагогов. Высказанная А.С. Макаренко идея о значимости детского коллектива для развития личности получила развитие в исследованиях О.С. Газмана, В.А. Караковского, Б.В. Куприянова, С.А. Шмакова и др. Однако данная проблема изучалась, в основном, с точки зрения грамотной организации педагогами досуга детей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: