double arrow

Глава 2. Детское и юношеское радиовещание. Обучающие и развлекательные радиопередачи и их характеристика.


Советское радиовещание от Великой отечественной войны до «застоя». Детская и юношеская радиожурналистика

 

 

Два раза в месяц, по воскресеньям, по I программе в эфир шли часовые передачи Радиоуниверситета культуры. Это был основной канал музыкального просвещения. Занятия университета строились по двум циклам – "Художник и время" и "Традиции и новаторство советских композиторов". Радио привлекало ведущих советских музыковедов, что обеспечивало высокий уровень занятий. Лекции содержали разнообразный и интересный материал, освещали важные проблемы связи творчества художника с его временем, традиций и новаторства в советской музыкальной культуре. Для пропаганды музыки на радио использовался материал и других видов искусств. Таковы были, например, передачи "Чехов и музыка", "Коненков и музыка".

С 1967 года в стране стало развиваться трехпрограммное проводное вещание – у владельцев радиоточек появился выбор: на 1-й кнопке – I программа, на 2-й – "Маяк", на 3-й – комплекс разнообразных программ, литературно-художественных, музыкальных и детских художественно-просветительских передач, спектаклей, обозрений и т.п.

Выводы к первой главе.

Таким образом, мы проследили основные события и явления в советской радиожурналистике выбранного нами периода. Мы отметили, что важнейшие изменения в радиовещании происходили в периоды расцвета Советского государства. В конце 30-х – времени бурного индустриального развития страны, позволившего генерировать огромные средства, которые были пущены, в частности и на улучшение радиовещания. Структура радиовещания меняется, радио выделяется в отдельный полноценный институт СМИ.

В конце 40-х- начале 50-х, когда Советский союз начал оправляться после Великой Отечественной войны, когда началась «холодная война», радио встает на новый виток развития, наступает его «золотой век». На радиовещание ложиться основная агитационная задача. В это время формируется все известное нам многообразие радио жанров. Время до «застойного» периода формирует площадку для развертывания глобальной радиофикации 70-х. Мы убедились, что радиовещание находилось под цензурным гнетом, но тем не менее, оставалось интересным, интеллектуальным, развлекающим и образовательным.

В конце 50-х радио выходит из под юрисдикции Министерства культуры, что обуславливает бурный рост «культурной», творческой составляющей советского радиоэфира.

В начале 60-х советское радио становиться круглосуточным, количество и разнообразие региональных радиопередач возрастает. Наблюдается бурный рост доли музыкального вещания над информационным.

Однако, наиболее интересен для нас факт того, что на всех этапах своего существования от самого зарождения до «застоя», советское радио уделяет огромное внимание детскому и музыкальному радиовещанию. Вопреки современным представлениям о тоталитарном государстве и порядках в стране при «культе личности», мы убедились, что внимание государства всегда было сосредоточено на молодежной аудитории, а радиовещание использовалось не только как инструмент пропаганды, но скорее как сдерживающе-развлекательный механизм. Нами отмечено, что на всех этапах, радиовещанием занимаются специалисты самого высокого ранга, развлекательной частью радиовещания заведуют выдающиеся деятели литературы, кино, театра.

Глава 2. Детское и юношеское радиовещание. Обучающие и развлекательные радиопередачи и их характеристика.

(Несмотря на то, что речь в данной работе шла об истории радиовещания до эпохи «застоя», нам бы очень хотелось затронуть во второй части некоторые радиопередачи, выходящие за обозначенные временные рамки. Обусловлено это тем, что о большинстве из них мы сумели найти достаточно четкую и однозначную информацию, потому, что они дошли до наших дней и сейчас хранятся в Сети).

С момента своего основания Советский союз уделял пристальное внимание вопросу детского воспитания – нравственного, эстетического, идеологического. С началом «холодной войны», событием, казалось бы, трагическим, детская радиожурналистика только расцветает. На свет появляются десятки новых, великолепно подготовленных, безупречных с педагогической точки зрения радиопередач и рубрик, пользующихся популярностью по сей день.

В дошкольные годы жизни ребенка радио стремится в простой и доступной форме рассказать малышу об окружающем мире, дать детям первые элементарные сведения о различных предметах, явлениях, событиях. Радио знакомит ребенка с лучшими доступными его восприятию произведениями литературы и искусства.

Радиовещание для детей среднего и старшего возраста тесно связано с программами школьного обучения и воспитания. Оно помогает расширять и углублять знания, которые дети получают в школе, развивать их пытливость и любознательность.

Через все программы для детей и юношества проходит тема нравственного воспитания. Рассказывая о литературных произведениях, об исторических событиях, о жизни великих людей, редакция всегда стремится подчеркнуть высокие идеалы гуманизма, классовое отношение к нравственным проблемам.[16]

«Пионерская зорька» и «Ровесники».

«Пионерская зорька».

Радиогазета «Пионерская зорька» (I пр., ежедневно, кроме четверга, 20 мин., 7.40, в воскресенье — 10.05) — одна из старейших передач Всесоюзного радио.

В своих выпусках радиогазета постоянно рассказывает слушателям о главных стройках страны, достижениях советской науки и техники, о делах сверстников в социалистических странах, о положении детей в странах капитала и, конечно же, о жизни советских школьников и их пионерской организации. Активное участие в подготовке своей передачи принимают сами пионеры: юные корреспонденты, дикторы.

Выпуски "Пионерской зорьки" на первых порах включали в себя два раздела, в одном из которых ("Если ты вожатый октябрят") журналист В.Ф.Матвеев давал пионерам практические советы о том, как организовать работу среди октябрят; в другом рассказывалось о жизни, учебе и отдыхе младших школьников. Спустя некоторое время в выпусках пионерской радиогазеты появились новые разделы: "На книжной полке", "Отгадай загадку" и др.

«Пионерская зорька» выполняла основную функцию радио: сообщало новости, которые лишь через несколько часов появлялись в газетах, комментировала события дня, информировала о событиях в культурной и спортивной жизни. "Пионерская зорька" находилась в постоянном движении, в ней год за годом создавались новые рубрики, расширялся круг тем.

В 1976—1977 учебном году радиогазета провела эстафету «Путешествие за солнцем»! В этом путешествии ребята рассказывали о своем родном крае, о героях труда, о том, как они помогают старшим, о своих увлечениях. Начали эстафету пионеры Чукотки, а завершили московские школьники 7 ноября 1977 года, в день рождения Страны Советов.

С самого начала к формированию и редактированию «Зорьки» были привлечены опытные редакторы и журналисты. Но главным постулатом в работе этого творческого коллектива изначально стал непреложный критерий – Всесоюзная детская радиогазета, как и любая школьная стенгазета, должна создаваться самими детьми. Для решения этой непростой задачи редакцией был предложен юным слушателям конкурс под названием «Юнкоры – рыцари пера». Результат превзошел все ожидания. Письма с очерками, зарисовками и даже со стихами юных романтиков буквально полились рекой из разных городов, далеких деревень и даже с затерянных в тайге железнодорожных полустанков. К анализу столь полноводного письменного потока штатным сотрудникам редакции пришлось привлечь не только коллег со стороны, но и студентов факультета журналистики МГУ. При этом ни одно письмо не осталось без квалифицированного ответа. А авторы наиболее интересных работ получили почетные грамоты с уведомлением о зачислении их в юнкоровский клуб «Рыцарей пера». Таковыми внештатными создателями своей радиогазеты стали даже не десятки, а сотни юных корреспондентов. Под патронажем профессиональных журналистов ребята вели репортажи из клубов юных моряков и аквариумистов, живописцев и натуралистов… Здесь были трогательные зарисовки о любимых уголках их родных мест, сообщения о различных соревнованиях, в которых сами юнкоры принимали отнюдь не пассивное участие. Были и воистину мудрые размышления о причинах конфликтов, которые неизбежно возникают в любом большом сообществе, в том числе и в ребячьем. Словом, это был неиссякаемый поток информации о делах житейских, о детских увлечениях и мечтах. Само собой разумеется, Радиогазета, в отличие от любой другой газеты, должна быть слышимой. Поэтому присылаемые в редакцию ребячьи «реляции» и откровения озвучивали тоже дети – впоследствии члены Школы юных дикторов, организованной при «Пионерской зорьке» одним из ее режиссеров Феликсом Тобиасом. В «Школе» этих ребят учили по сути дела не декламации, а настоящему актерскому мастерству. Не случайно многие из них стали со временем принимать участие и в спектаклях «Детского радиотеатра» вместе с известными актерами московских театров, чем очень гордились.[17]

Второй этап - этап рождения радиовещания и журналистики, совпадает с основанием СССР. С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных государственных задач было создание материально-технической базы для радиовещания. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).

Коммунистическая партия и Советское правительство придавали исключительное значение радиофикации как основному средству развития Р. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской радиолабораторией: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую Вы создаете, будет великим делом»[4].

В 1922 в письмах И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП (б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации страны, в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации радио в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 в Москве радиостанции им. Коминтерна), деятельность организованных в 1924 общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально — «Радио для всех», его членами были Наркомпочтель, ВСНХ, РОСТА, Всероссийский электрический трест заводов слабого тока).

Регулярное радиовещание началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.

В 20-е гг. складываются основные жанры (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); «Культурное наследие — детям»; молодёжная — «Молодой ленинец»; с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты. [5]

Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

С 20-х гг. традицией советского радио стали выступления государственных деятелей. Состоявшаяся в середине 20-х гг. дискуссия об общественном назначении радио, его месте среди видов искусства и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров радиожурналистики, особенно литературно-драматического.[6]

С 1927 года исследователь советской радиожурналистики А.Шерель выделяет третий этап, заключающийся в дальнейшем развитии жанров радиожурналистики, привлечении на радио ведущих журналистов и литераторов молодого Советского Союза. На этом этапе мы можем рассматривать радиовещание как полностью сформировавшееся, полноценное СМИ, пользующееся огромным успехом у аудитории и находящимся под пристальным контролем властей.

В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и др. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Р. популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. С 1925 в программе радио появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 — начале 30-х гг. для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).

С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930)[7]. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий».

В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радио заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский). Важную роль в улучшении радиовещания сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и др.

Четвертый этап – это период Великой Отечетсвенной войны, время рождения новых жанров, репортажных и новостных, время бурного интереса населения к радио. как к самому оперативному средству массовой информации.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2, 3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии). В отличие от других стран, в СССР в годы войны радиовещание оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).[8]


Сейчас читают про: