Глава 2. Детское и юношеское радиовещание. Обучающие и развлекательные радиопередачи и их характеристика

(Несмотря на то, что речь в данной работе шла об истории радиовещания до эпохи «застоя», нам бы очень хотелось затронуть во второй части некоторые радиопередачи, выходящие за обозначенные временные рамки. Обусловлено это тем, что о большинстве из них мы сумели найти достаточно четкую и однозначную информацию, потому, что они дошли до наших дней и сейчас хранятся в Сети).

С момента своего основания Советский союз уделял пристальное внимание вопросу детского воспитания – нравственного, эстетического, идеологического. С началом «холодной войны», событием, казалось бы, трагическим, детская радиожурналистика только расцветает. На свет появляются десятки новых, великолепно подготовленных, безупречных с педагогической точки зрения радиопередач и рубрик, пользующихся популярностью по сей день.

В дошкольные годы жизни ребенка радио стремится в простой и доступной форме рассказать малышу об окружающем мире, дать детям первые элементарные сведения о различных предметах, явлениях, событиях. Радио знакомит ребенка с лучшими доступными его восприятию произведениями литературы и искусства.

Радиовещание для детей среднего и старшего возраста тесно связано с программами школьного обучения и воспитания. Оно помогает расширять и углублять знания, которые дети получают в школе, развивать их пытливость и любознательность.

Через все программы для детей и юношества проходит тема нравственного воспитания. Рассказывая о литературных произведениях, об исторических событиях, о жизни великих людей, редакция всегда стремится подчеркнуть высокие идеалы гуманизма, классовое отношение к нравственным проблемам.[16]

«Пионерская зорька» и «Ровесники».

«Пионерская зорька».

Радиогазета «Пионерская зорька» (I пр., ежедневно, кроме четверга, 20 мин., 7.40, в воскресенье — 10.05) — одна из старейших передач Всесоюзного радио.

В своих выпусках радиогазета постоянно рассказывает слушателям о главных стройках страны, достижениях советской науки и техники, о делах сверстников в социалистических странах, о положении детей в странах капитала и, конечно же, о жизни советских школьников и их пионерской организации. Активное участие в подготовке своей передачи принимают сами пионеры: юные корреспонденты, дикторы.

Выпуски "Пионерской зорьки" на первых порах включали в себя два раздела, в одном из которых ("Если ты вожатый октябрят") журналист В.Ф.Матвеев давал пионерам практические советы о том, как организовать работу среди октябрят; в другом рассказывалось о жизни, учебе и отдыхе младших школьников. Спустя некоторое время в выпусках пионерской радиогазеты появились новые разделы: "На книжной полке", "Отгадай загадку" и др.

«Пионерская зорька» выполняла основную функцию радио: сообщало новости, которые лишь через несколько часов появлялись в газетах, комментировала события дня, информировала о событиях в культурной и спортивной жизни. "Пионерская зорька" находилась в постоянном движении, в ней год за годом создавались новые рубрики, расширялся круг тем.

В 1976—1977 учебном году радиогазета провела эстафету «Путешествие за солнцем»! В этом путешествии ребята рассказывали о своем родном крае, о героях труда, о том, как они помогают старшим, о своих увлечениях. Начали эстафету пионеры Чукотки, а завершили московские школьники 7 ноября 1977 года, в день рождения Страны Советов.

С самого начала к формированию и редактированию «Зорьки» были привлечены опытные редакторы и журналисты. Но главным постулатом в работе этого творческого коллектива изначально стал непреложный критерий – Всесоюзная детская радиогазета, как и любая школьная стенгазета, должна создаваться самими детьми. Для решения этой непростой задачи редакцией был предложен юным слушателям конкурс под названием «Юнкоры – рыцари пера». Результат превзошел все ожидания. Письма с очерками, зарисовками и даже со стихами юных романтиков буквально полились рекой из разных городов, далеких деревень и даже с затерянных в тайге железнодорожных полустанков. К анализу столь полноводного письменного потока штатным сотрудникам редакции пришлось привлечь не только коллег со стороны, но и студентов факультета журналистики МГУ. При этом ни одно письмо не осталось без квалифицированного ответа. А авторы наиболее интересных работ получили почетные грамоты с уведомлением о зачислении их в юнкоровский клуб «Рыцарей пера». Таковыми внештатными создателями своей радиогазеты стали даже не десятки, а сотни юных корреспондентов. Под патронажем профессиональных журналистов ребята вели репортажи из клубов юных моряков и аквариумистов, живописцев и натуралистов… Здесь были трогательные зарисовки о любимых уголках их родных мест, сообщения о различных соревнованиях, в которых сами юнкоры принимали отнюдь не пассивное участие. Были и воистину мудрые размышления о причинах конфликтов, которые неизбежно возникают в любом большом сообществе, в том числе и в ребячьем. Словом, это был неиссякаемый поток информации о делах житейских, о детских увлечениях и мечтах. Само собой разумеется, Радиогазета, в отличие от любой другой газеты, должна быть слышимой. Поэтому присылаемые в редакцию ребячьи «реляции» и откровения озвучивали тоже дети – впоследствии члены Школы юных дикторов, организованной при «Пионерской зорьке» одним из ее режиссеров Феликсом Тобиасом. В «Школе» этих ребят учили по сути дела не декламации, а настоящему актерскому мастерству. Не случайно многие из них стали со временем принимать участие и в спектаклях «Детского радиотеатра» вместе с известными актерами московских театров, чем очень гордились.[17]

Радиопередача «Ровесники», как знаковое событие в юношеской радиожурналистике 60-х годов.

С 1963 года регулярно звучат в эфире позывные передачи для старшеклассников «Ровесники» (I пр., два раза в неделю по вторникам и четвергам, 30 мин., 16.00). Она освещает вопросы школьной и комсомольской жизни, этики и морали, профессиональной ориентации, рассказывает о людях, которые служат примером для молодежи.

Многие выпуски «Ровесников» посвящались таким темам, как «Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза», «Мое место в новой пятилетке», «Наши старшие товарищи-коммунисты». Была проведена радиоперекличка школьных трудовых отрядов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Таллина под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». Комсомольцы-старшеклассники рассказывали о своей работе в колхозах и совхозах, на промышленных предприятиях, на стройках, в сфере обслуживания.

Одна из главных тем «Ровесников» — нравственное воспитание молодежи. В передаче не раз шел разговор о единстве слова и дела, о том, что в наши дни недостаточно простого усвоения определенной суммы фактов, необходима глубокая самостоятельная работа по их осмыслению. Эти темы нашли свое отражение в диспутах «Приходилось ли тебе воевать самому с собой?», «Что главное в характере молодого человека наших дней?», а также в беседах рубрики «Заочная школа комсомольского актива» — «Решать сообща, отвечать персонально», «Как учиться самостоятельности».

В очерках о старшеклассниках, особенно о комсомольских активистах, «Ровесники» стремятся показать черты молодого человека нашего времени — глубокую убежденность, оптимизм, инициативность, самостоятельность мысли, увлеченность любимым делом.

Передачи рассказывают о жизни школьников стран социалистического содружества, о борьбе молодежи капиталистических стран за свои права, за мир и свободу.

В выпуски передачи включаются также музыкальные и поэтические страницы, рассказывается о новых фильмах и книгах на молодежные темы.

Одним из важнейших направлений детского вещания является эстетическое воспитание юных слушателей.

Передача «В стране литературных героев» (I пр., ежемесячно, 30 мин.) рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Вместе с ее постоянными персонажами — профессором литературы Архипом Архиповичем и школьником Геной — слушатели встречаются в этой необыкновенной стране с героями литературных произведений, анализируют авторский замысел и его воплощение, знакомятся с основами литературоведения.

Большую роль в идейном и художественном воспитании подрастающего поколения играют радиоспектакли (передаются обычно по I программе в субботу или воскресенье в 16.00, а также по III программе в разные дни недели в 15.00 и 18.00; продолжительность от 30 до 60 минут), поставленные по лучшим произведениям русской, советской и мировой классики, а также по оригинальным пьесам на современную тему.

В 1976 году записаны и приняты в фонд 14 радиопостановок. Среди них:

«Из дневника девчонки» — инсценированная повесть А. Алексина «Мой брат играет на кларнете»;

«Перевал» (по одноименной повести В. Астафьева) — рассказ о судьбе мальчика, ушедшего из родного дома и попавшего в артель сплавщиков леса;

«Венский вальс» (по одноименной повести М. Анчарова) — на тему интернационального воспитания советской молодежи;

«Задание» (радиопьеса Э. Дубровского в двух частях) — рассказ о подвиге юного разведчика в годы Великой Отечественной войны;

«Пушкин мой всегда жив» — композиция, построенная на стихах и письмах поэта, воспоминаниях современников.

С 1972 года в эфир выходит передача по письмам школьников «Почтальон принес письмо» (III пр., еженедельно по пятницам, 60 мин., 14.00). Это своеобразный литературный концерт по заявкам. В него включаются отрывки из популярных у ребят радиоспектаклей и литературных произведений.

Большое место в формировании эстетических взглядов и вкусов занимают музыкально-образовательные передачи.

Большой популярностью у малышей пользуется передача «Мелодии из почтовой сумки» (I пр., еженедельно по пятницам, 15 мин., 16.00). Это тоже концерт по заявкам, но имеющий другую форму. Ведет передачу постоянный персонаж — «Песенник». Он читает детские письма, ведет непринужденный разговор с ребятами о песне, о ее значении в жизни человека, представляет композиторов и поэтов.

По-прежнему популярна у детей самого разного возраста передача «Музыкальная шкатулка» (I пр., еженедельно, 20 мин.). Каждый вторник в 16 часов 30 минут звучит мелодичный перезвон челесты, шкатулка «открывается» и отвечает на письма юных слушателей, интересующихся музыкой, жизнью и творчеством знаменитых композиторов.

Весной 1976 года «Музыкальная шкатулка» провела викторину «Знаете ли вы русскую и советскую музыку?». В передачи включались наиболее интересные письма слушателей, звучали музыкальные произведения, о которых шла речь в этих письмах. Из откликов слушателей родилась тема следующего конкурса, который был проведен летом, — «Героические страницы истории Советского государства в музыке».

Развитию интереса к чтению служит передача «Моя любимая книжка». Она создается по письмам малышей, вернее, по письмам, которые пишут за них мамы, бабушки, старшие братья и сестры.

Игровая передача «Веселый радиопоезд» приглашает в путешествие всех юных слушателей, так как «мест в вагонах этого поезда столько, сколько желающих принять участие в передаче». «Веселый радиопоезд» делает остановки на станциях «Трудовая», «Сказочная», «Песенная», «Стихотворная» и т. д. При этом слушателям предлагаются сценки, стихи, песни в исполнении маленьких артистов — воспитанников детских садов.

Под рубрикой «Радиотеатр «Малыш» звучат спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассказы, стихи, короткие драматические произведения подбираются с таким расчетом, чтобы слушатель получил как можно больше сведений об окружающем мире, о труде взрослых, выработал верное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Нередко звучат в передачах для дошкольников репортажи из детских садов, концерты с участием малышей.

Одна из самых популярных детских передач, адресованных школьникам младшего и среднего возраста, — «Радионяня» (I пр., ежемесячно, 30 мин., 10.30).

Значительное место в детском вещании уделяется научно-популярным и образовательным передачам для школьников. Они призваны расширять кругозор ребят, помогать им лучше учиться, развивать интерес к самостоятельному изучению тех или иных разделов науки и техники.

Проблемам астрономии и космонавтики посвящена передача «Радиопланетарий» (I пр., два раза в месяц по четвергам, 15 мин.). В ней участвуют известные ученые, космонавты. Ребята узнают о том, как и какие именно небесные объекты они могут наблюдать в определенное время года, знакомятся с достижениями современной науки. Ведет передачу лектор Московского планетария С.В. Широков.

В ноябре 1976 года в эфире прозвучал первый выпуск передачи «Полчаса в мире науки» (I пр., ежемесячно, 16.00). Ее цель — ввести юных слушателей в суть проблем, которыми заняты сейчас ведущие ученые нашей страны, помочь школьникам разобраться в сложных научных вопросах.

В первой передаче со вступительным словом к ребятам обратился академик Н.П. Дубинин. О своей работе над исследованием берестяных грамот древних новгородцев рассказал историк В.А. Янин. В передачу были включены также информация о новом способе выращивания картофеля, очерк о юных техниках Магнитогорска, сообщения о новинках научно-популярной литературы. Страничка «Календарь истории науки» была посвящена великому русскому ученому П.Н. Яблочкову. В 1976 году отметил свое 30-летие «Клуб знаменитых капитанов». Его постоянными членами являются персонажи любимых приключенческих книг юных читателей — Робинзон Крузо, Гулливер, Тартарен из Тараскона, капитан Немо, Дик Сэнд, Барон Мюнхгаузен и другие. Каждый раз знаменитые капитаны отправляются в дальние плавания. С ними происходят удивительные приключения, в которых неизменно побеждают Справедливость, Дружба, Верность, Честь.

Передача имеет большое познавательное значение. В ней рассказывается о великих путешественниках, истории географических открытий, последних достижениях науки, чудесных явлениях природы. В 1976 году знаменитые капитаны побывали в некоторых социалистических странах. Отдельные заседания «Клуба» посвящались истории и сегодняшнему дню Африки, географическим открытиям в Северном Ледовитом океане, загадочному «Бермудскому треугольнику».

Научно-популярные, образовательные и просветительские передачи готовились на радио разными редакциями. Каждая редакция с учетом своей тематики, направления вещания обязательно включала в своё расписание рубрики, циклы передач познавательного, просветительского содержания.

Разумеется, в просветительских, научно-популярных передачах Всесоюзного радио в той или иной мере чувствовалась присутствие идеологии, партийной пропаганды. Некоторые рубрики были непосредственно призваны способствовать идейному просвещению и коммунистическому воспитанию слушателей. Это относится в первую очередь, к одной из основных передач Главной редакции пропаганды, к «Ленинскому университету миллионов».

Это еженедельная (в 18.40 по средам по первой программе) двадцатиминутная передача-лекция на темы истории партии, теории марксизма-ленинизма, экономики социализма. По каждому из этих направлений была разработана программа, приглашались к микрофону наиболее авторитетные ученые, специалисты, историки, которые весомо и аргументировано разъясняли, доказывали правильность избранного пути социального развития страны. (Готовили передачу журналисты В. Кучин, К. Воеводина)

«Наука и техника» – ещё одна передача главной редакции пропаганды, которая соединяла в себе функции общественно-политической передачи, призванной пропагандировать достижения и преимущества советской науки и задачи просветительства в области науки, техники, современных технологий. В этом еженедельном получасовом журнале обязательно были страницы, посвященные знаменательным и памятным датам истории науки, научным открытиям и их авторам, новинкам техники и изобретательству. Выходил он по субботам в 12.30, а с 1974 года по вторникам в 14.00. Готовили его журналисты отдела науки, но главными авторами и организаторами передачи были радиожурналисты А. Зеленцов и Н. Дорофеева.

В 60-е годы с началом космической эры и огромным интересом к Космосу были связаны серии научно-популярных передач, которые готовил журналист Т.Машкевич. Это: «Космос» - получасовой радиожурнал. Передача широкого профиля, знакомила со всеми областями науки и техники, связанными с космосом, с достижениями в освоении космического пространства (выходил один раз в месяц) и пятнадцатиминутная передача «На космических орбитах», в которой рассказывалось о работе наших космонавтов, о научных экспериментах в космосе (выходила два раза в месяц, в 15.45 по Первой программе).

В конце 60-х - начале 70-х годов, как отмечается в литературных источниках и архивных материалах, пользовались популярностью передачи "15 минут с Доктором вежливых наук" (1969 г.), "Отчего и почему?" (1969 г.). "Радионяня" (1971 г.), в которых гармонично сочетались игровые и серьезные элементы. В "Радионяне", например, самое сложное правило грамматики или арифметики объясняется с помощью веселой песенки, забавной шутка. Даже подметать пол, мыть посуду, убирать квартиру эта передача учит весело. Учась и играя, дети легче преодолевают трудности, облегчают себе те волевые усилия, которые необходимы для систематического выполнения уроков. Большой популярностью у ребят в течение нескольких лет пользовался радиожурнал "Звездочка", на смену которому в 1974 году пришли специальные выпуски "Пионерской зорьки" (по понедельникам).

Ниже приведена практическая доля данной работы, а именно краткий справочник детских радиопередач. Для составления справки выбраны несколько основных параметров: время появления, периодичность, время трансляции в эфир, основной круг освещаемых тем.

Краткая характеристика некоторых наиболее популярных детских передач и рубрик на Всесоюзном радио, копии которых сейчас загружены в Сеть:

«По странам и континентам». Воскресная познавательная 20-минутная передача. Корреспонденты Всесоюзного радио, работающие за рубежом или побывавшие в командировках, рассказывали о разных странах, природе, обычаях, праздниках. Нередко поводом для таких корреспонденций были знаменательные даты, события (выходила еженедельно по Первой программе в 11.00)

«Путешествие по любимой Родине». Одна из передач-долгожительниц на Всесоюзном радио. Появилась она в начале 60-х годов и просуществовала почти 30 лет. Это географическая радиоигра, позволяющая юным слушателям лучше узнать географию нашей страны, историю географических открытий и географических загадок. У передачи были свои постоянные персонажи-ведущие - Захар Загадкин и кок Антон Камбузов (выходила по четвергам два раза в мес. в 16.00 по Первой программе, зв. – 20 мин.).

«Клуб знаменитых капитанов». Одна из самых знаменитых программ Всесоюзного радио. Появилась она в эфире в 1946 году и существовала на радио с перерывами до 90-х годов. Игровая познавательная передача про путешествия, географические открытия, приключения. Члены Клуба – персонажи известных книг – Капитан Немо, Робинзон Крузо, Дик Сэнд (пятнадцатилетний капитан), Барон Мюнхаузен, Гулливер, Тартарен из Тараскона и др. собираются в библиотеке («сходят со страниц») и рассказывают различные истории с приключениями, которые тут же оживают в эфире. Слушатели становятся свидетелями увлекательных приключений, а заодно узнают много нового о разных странах и континентах. Но не только это. Герои передачи неизменно проявляют в сложных ситуациях благородство и честь, верность и справедливость.

«КОАПП» - одна из самых популярных на радио передач 80-х годов. «Комитет охраны авторских прав Природы». Её создатель – писатель Константиновский. Это игровая постановочная передача, посвященная тайнам природы, которые открываются и используются человеком. Передача о бережном отношении к природе, рачительном использовании её богатств. Без назидательности в остроумной живой манере, с участием зверей и птиц – персонажей передачи. (1 раз в мес. иногда реже, по воскресеньям в 16.00, зв. 40 мин.)

«Радио для урока» - Это целый раздел в программах Главной редакции радиовещания для детей. Не повторяя напрямую школьную программу, передачи этой рубрики давали дополнительный материал при изучении различных дисциплин в школе. Например, передачи по русскому языку для учащихся 5-6 классов, передачи по литературе, истории. В начале 80-х годов некоторое время по Третьей программе Всесоюзного радио были даже передачи в помощь изучающим иностранные языки («Говорите по английски»)

«В лабораториях ученых» - В 60 - 70-е годы это была одна из постоянных рубрик на научно-технические темы. В двадцатиминутной передаче выступали крупные ученые, работающие в разных отраслях науки, которые знакомили; с новостями науки и техники, с новыми разработками, изобретениями, новыми технологиями. Передача выходила два раза в месяц в 11.10 по Первой программе. Готовил её журналист Л.Агаян.

«НТИ-69» - В 1969 году была введена на Первой программе Всесоюзного радио эта рубрика – «Научно-техническая информация-69». Пять раз в неделю в 11.25 в программу включались пятиминутные выпуски, знакомящие с новинками техники, технологии, с открытиями и изобретениями.;

«Полчаса в мире науки» - Ежемесячная передача для школьников (16.00, Первая программа). Начала выходить в эфир с конца 1976 года. Знакомила с различными научными проблемами, над которыми работает ведущие ученые страны – от древней истории до самых современных направлений. В каждом выпуске был «Календарь истории науки», в котором рассказывалось об истории открытий, великих ученых.

«Документальный радиотеатр». Это совершенно особый жанр научно-просветительных передач, созданный на Всесоюзном радио в начале 50-х годов. На основе биографий великих ученых, просветителей создавались документально-художественные радиопостановки. История научных открытий, жизнь великих ученых, инженеров, изобретателей – всё это было темами таких радиоспектаклей. Сочетание достоверных фактов жизни и деятельности корифеев науки с игрой актёров, создающих живые образы этих людей, их окружение, историческую эпоху – всё это определило успех такого рода познавательных передач и жанр документально-художественного радиотеатра до конца 70-х годов закрепился на Всесоюзном радио. Первая такая радиопостановка прозвучала в эфире 4 мая 1952 г. и называлась она «Александр Степанович Попов» (автор – известный радиожурналист Р.Глиэр). В фондах радио хранится более 100; документально- художественных радиоспектаклей на темы истории научных открытий.

«Радиопланетарий». Два раза в месяц выходила в эфир научно-познавательная передача для школьников об астрономии, изучении Вселенной, о космосе и космических исследованиях. Юные слушатели получали навыки наблюдения небесных тел, созвездий, знакомились с достижениями науки в изучении Вселенной. Вел передачу лектор московского Планетария С.Широков.

«Отчего и почему». Ежемесячная получасовая передача для детей (выходила в 16.00 по Первой программе). Передача строилась как ответы на вопросы юных слушателей на самые различные вопросы (Что такое электричество? Почему идёт дождь? Почему сменяются времена года? Как образуется снег? и т.д.). В простой доступной всем форме радио рассказывало о достаточно сложных явлениях природы, о технике

«Родная природа». Радиожурнал. Передача выходила в эфир с 1973 года два раза в месяц в 18.40 по первой программе Всесоюзного радио. Она была посвящена проблемам охраны природы, работе ученых – зоологов, ботаников, энтомологов, работников заповедников по изучению и сохранению природных богатств. Но помимо этих общественно-политических, хозяйственных вопросов в передаче много места отводилось познавательным материалам о природе и её обитателях, деятельности заповедников.; Автор и ведущий передачи - журналист В. Крупин.

«Лесная радиогазета». Получасовая передача для школьников, в которой в игровой форме рассказывалось о жизни леса, разыгрывались сценки, репортажи с участием зверей и птиц. Дети знакомились с повадками животных, с лесными растениями, учились распознавать их (Первая программа, 1 раз в месяц 16.00).

«Школа юннатов». Передача для юных любителей природы. Строилась в основном на письмах юных натуралистов, тех, кто самостоятельно выращивает цветы, огородные культуры, ведут свои наблюдения. (выходила два раза в месяц по 25 минут по первой программе в 16.00).

Классификация радиопередач, дифференцированная по целевой аудитории и содержанию:

Передачи для дошкольников:

Музыкальные: Мелодии из почтовой сумки, Музыкальная шкатулка.

Литературные (включая радиоспектакли): Моя любимая книжка, Радиотеатр «Малыш».

Познавательные: Отчего и почему?, радиожурнал "Звездочка".

Передачи для школьников младших классов:

Музыкальные: Музыкальная шкатулка

Литературные (включая радиоспектакли): Почтальон принес письмо, Радиотеатр «Малыш».

Познавательные: Веселый радиопоезд (игровая радиопередача), Радионяня, 15 минут с Доктором вежливых наук, радиожурнал "Звездочка", Школа юннатов, Лесная радиогазета, радиожурнал «Родная природа», КОАПП.

Передачи для детей среднего и старшего школьного возраста:

Литературные: Почтальон принес письмо, В стране литературных героев

Познавательные: Клуб знаменитых путешественников, Радионяня, Морские вести, Школа юннатов, Документальный радиотеатр, КОАПП.

Научные: Радиопланетарий, Полчаса в мире науки, Ленинский университет миллионов, Наука и техника, радиожурнал Космос, На космических орбитах.

Новостные: Пионерская зорька, Ровескники.

Наглядно разложив радиопередачи по основным типологическим характеристикам, мы приходим к логически верным выводам: чем старше был советский ребенок, тем более специальные, образовательные передачи были ориентированы не него. По мере взросления, ребенок все больше втягивался в игровой познавательный процесс, подходя к старшей школе с готовностью воспринимать научные и специальные радиопередачи. Так же мы видим, как активно муссировалась на радио тема космоса, космонавтики, астрономии, что доказывает нам, что советское радиовещание не было оторвано от устремлений детской аудитории, а, напротив, формировало детские мечты, среди которых – путешествия, географические открытия, космонавтика, наука, море.

 

Вывод ко второй главе:

Таким образом, детское радиовещание в советской культуре — один из важных институтов образования и воспитания ребёнка, основанный на свободном общении, т.е. использующий диалог, как наиболее действенное средство контакта с аудиторией.

Рассмотрев большое количество детских радиопередач, мы делаем вывод, что основным приемом вовлечения аудитории был метод диалогичности. Диалогичность свойственна многим материалам радио, она вытекает из его акустической природы, хотя имеет некоторые особенности. Её своеобразие определяется тем, что собеседники разделены пространством, между говорящим и слушающим, как правило, отсутствует непосредственная связь. Однако участники детских передач всегда обращаются к ребёнку, предполагая в нем собеседника, активного участника двухстороннего контакта, как бы предугадывая его реакции, ход мысли, возможные вопросы, строя систему информации таким образом, как они делали бы это в условиях беседы.

Существуют стилистические приемы внесения элементов диалогичности в радиопередачу. Это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной, «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово.

Эти приемы очень часто используются детским радиовещанием. Непосредственное обращение к детской аудитории явилось залогом популярности такого жанра как серийные радиопьесы.

Так же мы можем сделать вывод о том, что по мере развития советского радио происходил качественный рост подаваемой информации. в сфере детской радиожурналистики иллюстрацией этого явления может стать феномен научной радиопередачи. Особый пик развития научных передач для детей приходится на эпоху освоения космоса. Советское радиовещание, подчиняясь заказу партии, сформировало своим контентом стратегический запас потенциальных астронавтов, мореплавателей, геологов, инженеров и ученых, учителей и музыкантов, - представителей самых востребованных профессий. Это говорит о том, что советская детская радиожурналистика была сложным, тонким, идеально работающим инструментом на службе государства.

Заключение

Мы можем с уверенностью заявить, что нами решены озвученные выше основные задачи, а именно:

- Привести основные факты из истории радиовещания СССР и выявить ключевые события, обусловившие это развитие, их причины и следствия.

Мы охватили своим вниманием исторический путь развития советского радиовещания от зарождения до 70-х годов, уделив наибольшее внимание детской и юношеской журналистике. Мы, так же, выявили основные даты, оставившие наибольший след в истории советского радиовещания. Более подробно выводы по этой задаче содержаться в выводах к первой главе нашей работы.

- Исследовать литературу по теме, ознакомиться с доступными научными работами.

Нами переработано несколько учебников и сборников статей, ряд статей и очерков, доступных в Сети и в астраханских библиотеках, включая научную библиотеку АГУ.

- Изучить записи детских радиопередач и сделать выводы о содержании, политике и целевой аудитории этих передач.

Нами прослушаны архивы таких радиопередач как: Клуб знаменитых капитанов (шесть выпусков разных лет), Пионерская зорька (разные номера 72, 74, 76-годов), Радионяня (архив за 76 год), отдельные выпуски других радиопередач, приведенных в нашей работе. На базе наших наблюдений, мы составили справочник детских радиопередач и разбили их по основным типологическим признакам. Подробные выводы содержаться в Главе 2 и выводам к ней.

- Собрать и систематизировать краткие, разрозненные сведения об истории возникновения детских и юношеских развлекательных и образовательных радиопередач.

Безусловно, приведенная в нашей работе информация не может претендовать на высокую детальность и проработанность темы. Но в том и заключается научная новизна работы, что до нас очень небольшое число исследователей интересовались данной проблемой. Тем не менее, мы считаем, что сумели создать более-менее приемлемую картину развития советской радиожурналистики в выбранный нами период, и в особенности, детской и юношеской журналистики 50-х- 70-х годов.

Мы считаем, что несмотря на поверхностный анализ темы, ввиду, недостаточности ее проработки до нас, мы сумели выполнить цель нашей курсовой работы, а именно: «– проследить путь развития советского радиовещания в период после Второй мировой войны и вплоть до «застоя»; выявить ключевые моменты в развитии радиожурналистики; дать обзор детской и юношеской радиожурналистике означенного периода, систематизировать детские и юношеские радиопередачи».

Список литературы

1. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976

2. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания/ Сост. Т.М. Горяева. М., 1991.

3. Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. М., 1976.

4. Марченко Т., Радиотеатр, М., 1970

5. Барноу Б. Как писать для радио. М., 1960.

6. Гальперин Ю.М. Литературные вечера. М., 1974.

7. Глейзер М.C. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты. (1917–1986). М., 1989.

8. Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон. // М., Искусство. - 1974. - С. 9.Меньшикова А.А. Радио – детям, М., 1976.

10.Марченко Т., Радиотеатр, М., 1970

11.РАДИОЖУРНАЛИСТИКА, под ред. A.A. Шереля, - изд. М.У., 2000.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/

[1] РАДИОЖУРНАЛИСТИКА, под ред. A.A. Шереля, - изд. М.У., 2000. стр. 115

[2] Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон. // М., Искусство. - 1974. - С.12.

[3] Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон. // М., Искусство. - 1974. - С. 16.

[4] Ленин. (Полное собрание соч., 5 изд., т. 51, с. 130)

[5] РАДИОЖУРНАЛИСТИКА, под ред. A.A. Шереля, - изд. М.У., 2000. стр. 22

[6] (Там же, стр. 23)

[7] Глейзер М.C. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты. (1917–1986). М., 1989

[8] Вакуров В.Н. О языке радио- и телепередач. М., 1960.

[9] Глейзер М.C. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты. (1917–1986). М., 1989

[10] РАДИОЖУРНАЛИСТИКА, под ред. A.A. Шереля, - изд. М.У., 2000. стр. 108

[11] Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976, стр. 89

[12] РАДИОЖУРНАЛИСТИКА, под ред. A.A. Шереля, - изд. М.У., 2000. стр. 114

[13] Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон. // М., Искусство. - 1974

[14] Глейзер М.C. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты. (1917–1986). М., 1989.

[15] Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон. // М., Искусство. - 1974.

[16] Меньшикова А.А. Радио – детям, М.,1976.

[17] В.Лачинов «Пионерская зорька», «Огонек» №8, 2003.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: