Контрольной (курсовой) работы

Методические рекомендации к выполнению

Контрольных и курсовых работ студентами

ГБПОУ Архангельской области «Архангельский финансово-промышленный колледж»

 

Выполнение контрольных (курсовых) работ студентами колледжа предусмотрено учебными планами и является обязательным, а полученные по ним положительные оценки будут промежуточной аттестацией и допуском к сдаче последующих экзаменов или зачетов по изучаемым дисциплинам.

Выполнение контрольной работы представляет собой освещение (раскрытие) письменно теоретического вопроса и решение практического задания или только решение нескольких практических заданий.

Выполнение курсовой работы представляет собой углубленное раскрытие предложенной темы с использованием действующей нормативно-правовой базы, литературы, сведений периодической печати, статистических данных, самостоятельный анализ и творческую инициативу.

Задачи, которые студенты должны решить в процессе выполнения контрольной (курсовой) работы:

-систематизировать и закрепить теоретические и практические знания по изучаемой дисциплине;

- продемонстрировать уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями, а также практическими навыками и умениями, позволяющими самостоятельно излагать доводы по темам этой дисциплины;

- развивать навыки ведения самостоятельной научно-исследовательской работы, анализа научной литературы, сбора и обобщения материалов;

- по результатам проведенного исследования и сбора материалов раскрыть региональные аспекты по избранной теме, то есть отразить практику работы определенного субъекта, результаты его работы в сравнении с предыдущими годами (годом); внести предложения по совершенствованию.

Общими требованиями к контрольной (курсовой) работе является:

- актуальность темы;

- краткость и четкость;

- логическая последовательность изучения материала.

Работа должна быть законченным исследованием, характеризующим итоговый уровень знаний студента по дисциплине.

 

Определение плана, структуры и написание

контрольной (курсовой) работы

Контрольная (курсовая) работа должна иметь следующую структуру:

-титульный лист;

- содержание (оглавление) с указанием страниц;

- введение;

- основная часть

· теоретическая

· практическая

- заключение;

- список используемых источников;

- приложение.

Титульный лист содержит следующие реквизиты: в верхней его части – Министерство образования и науки Архангельской области, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский финансово-промышленный колледж», по середине – дисциплина и тема контрольной (курсовой) работы, ниже справа – курс, группа, код и наименование специальности, № зачетной книжки, ф.и.о. автора работы, ф.и.о. руководителя, дата сдачи, регистрационный №, графы «Работа допущена к защите», «Признать, что работа выполнена и защищена с оценкой», место и год защиты.

Образец титульного листа можно получить у куратора, в том числе в электронном варианте.

Содержание (оглавление) включает перечисление частей работы, начиная от введения и заканчивая приложениями, с указанием страницы, на которой начинается каждая часть. План работы, может быть, простой и сложный (развернутый).

Введение – одна из важных частей контрольной (курсовой) работы. Объем 1-2 страницы компьютерного текста. Введение содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, ее практическую значимость. Во введении отражается:

- актуальность темы работы;

- причины выбора именно этой темы;

- цель – это то, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной его замысел при ее разработке. На основе цели определяются основные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предложение) в процессе ее достижения;

- основные задачи – формулируются в виде перечисления: изучить..., описать..., охарактеризовать..., уточнить и дополнить понимание..., выявить..., систематизировать..., определить..., разработать... и т.д.;

- путь (способы) решения основных задач – он предполагает определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась экспериментальная работа и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели работы. Здесь же дается характеристика источников получения информации – опросных групп, объектов наблюдения, архивных материалов и пр. В качестве основных методов, которые активно используются в процессе подготовки таких работ, являются:

1. изучение литературы;

2. изучение архивных дел;

3. изучение практики работы соответствующих субъектов, в том числе посредством изучения публикаций в средствах массовой информации (СМИ);

4. экспериментальная работа;

5. наблюдение, беседы, тесты, опросы.

Основная часть – в ней раскрывается содержание разделов (глав) или вопросов контрольной (курсовой) работы, и, как правило, состоит из теоретического и практического разделов. Желательно чтобы разделы (главы), параграфы или вопросы резко не отличались по объему. В теоретическом разделе раскрывается теория, в практическом разделе излагаются методы, ход, результаты самостоятельного проведенного исследования. Изложение материала должно быть ясным, простым, точным, выразительным, аргументированным.

При подготовке контрольной (курсовой) работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт находит отражение, прежде всего, в том, что стиль изложения носит характер доказательности, убедительности, как следствие проведенного исследования. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-логические средства связи, указывающие на:

1. последовательность развития мысли – вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, и так и др.;

2. противоречивые отношения – однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.;

3. причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.;

4. переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти к..., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., необходимо рассмотреть;

5. итог, вывод – и так, таким образом, значит, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.

В работе используются речевые клише, выполняющие различные речевые функции, которые в научных произведениях, используются как средства связи между предложениями (см. таблицу 2).

Таблица 2

Речевая функция Лексические средства
  Причина и следствие, условие и следствие (и) поэтому, потому, так как
поскольку
отсюда, откуда следует
вследствие
в результате
в силу, ввиду этого
в зависимости от
в связи с этим, согласно этому
в таком, в этом случае
в этих, при таких условиях
(а) если (же).., то...
  что     свидетельствует
указывает
говорит
соответствует
дает возможность
позволяет
способствует
имеет значение, и.т.д.
  Временная соответственность и порядок изложения сначала, прежде всего, в первую очередь
первым, последующим шагом, предшествующим
одновременно, в то же время, здесь же
наряду с этим
предварительно, ранее, выше
еще раз, вновь, снова
затем, далее, потом, ниже
в дальнейшем, в последующем, впоследствии
во-первых, во-вторых и т.д.
в настоящее время, до настоящего времени
в последние годы, за последние годы
наконец, в заключение
  Сопоставление и противопоставление     однако, но, а, же    
как, так, так же, как и
не только, но и  
по сравнению, если, то  
в отличии, в противоположность, наоборот
аналогично, также (тоже), таким же образом  
с одной стороны, с другой стороны
в то же время как, между тем, вместе с тем
тем не менее
  Дополнение или уточнение   также и, причем, при этом, вместе с тем
кроме, сверх того, более
главным образом, особенно
тем более что…
в том числе, в случае, то есть, а именно
  как было сказано показано упомянуто отмечено установлено получено обнаружено найдено
говорилось, как указывалось выше, подчеркивалось
согласно, сообразно этому, соответственно
в соответствии с этим, в связи с этим
в связи с выше изложенным
данный, названный, рассматриваемый и т.д.
такой, такой же, подобный, аналогичный   сходный     сходный подобного рода, подобного типа
следующий, последующий, некоторый
многие из них, один из них, некоторые из них
большая часть, большинство  
  Обобщение, выводы     таким образом, в итоге, в конечном счете
следует, отсюда, вытекает, из этого понятно, ясно
позвольте сделать вывод, это сводится к следующему   свидетельствует
наконец, в заключении
  Иллюстрация сказанного например, так, в качестве примера приммм прпримеропримером может служить, такой, как (например), в случае, для случая, о чем можно судить, что очевидно
такой, как (например)  
в случае, для случая  
о чем можно судить, что очевидно
  Введение новой информации     рассмотрим следующие случаи
остановимся подробно на
приведем несколько примеров
основные преимущества этого метода
некоторые дополнительные замечания
несколько слов о перспективах исследования
         

Автор контрольной (курсовой) работы для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен обязательно ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, написанная работа демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее искажение слов цитируемого автора может исказить смысл его слов. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Текст цитаты заключается в кавычки и делается сноска на источник с указанием страницы. Для сносок применяется сквозная или постраничная нумерация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: