Охарактеризуйте наследие высокого классицизма (ампира) в архитектуре русских зодчих пушкинской эпохи

(А.Н. Воронихин /А.Д. Захаров)

 

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века.В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».

Андреян Дмитриевич Захаров (1761—1811) принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры. Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.
Для архитектурных творений мастеров высокого классицизма характерен широкий ансамблевый подход к решению еще небывалых градостроительных задач, связанных с объединением уже существующей застройки с вновь возводимыми сооружениями и ансамблями.
А. Д. Захаров родился 8 августа 1761 г. на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в небогатой семье мелкого адмиралтейского служителя прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. 21 апреля 1767 г., когда Андреяну еще не исполнилось шести лет, отец определяет его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора самым тесным образом связана с Академией.
13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев".
Ближе к окончанию Академии художеств, 1 ноября 1781 г., Захарову была задана программа — разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 г. Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии художеств.
Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж. Ф. Шальгрену.
Помимо Шальгрена существенное влияние на творчество Захарова в период его пребывания во Франции оказал К. Н. Леду — кумир молодых французских архитекторов 1780х гг. Его проекты поражали размахом градостроительных идей, монументальностью и целостностью архитектурных форм, сведенных к простым, обобщенным геометрическим объемам. Архитектурные идеи и приемы Леду нашли свое яркое отражение в конкурсных проектах воспитанников парижской Академии, за работой которых Захаров с интересом наблюдал. Недаром в последующие годы, уже будучи ведущим профессором Петербургской Академии, он пользовался опубликованными в начале XIX в. конкурсными проектами в качестве учебного пособия для своих учеников.
Летом 1786 г. Захаров вернулся в Петербург, а со следующего, 1787 г. он уже преподает в Академии художеств. Его преподавательская деятельность не прерывалась до конца жизни. С 1803 г. он являлся ведущим (старшим) профессором архитектурного класса.
Почти одновременно с преподаванием Захаров занялся проектированием. Так, например, известно, что в 1789 г. он разработал проект училища для села Любучи Рязанского наместничества.
К 1792 г. относится первая по времени из известных на сегодняшний день графических работ архитектора — эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией.
В 1794 г. Захаров был назначен архитектором всех академических строений. В течение пяти последующих лет он проектировал отделку интерьеров, занимался устройством новых апартаментов для президента Академии художеств, руководил текущими ремонтными работами.
Однако и в последующие годы, несмотря на освобождение от должности академического архитектора, он неоднократно привлекался в Академии к строительным работам, но уже в качестве эксперта и проектировщика. К наиболее значительным из них относится осуществленный проект литейной мастерской при Академии художеств (1805).Целый ряд сооружений архитектор спроектировал в Гатчинском парке. Наиболее значительным из них является монастырь св. Харлампия. В течение 1800 г. Захаров разработал проект ансамбля, состоящего из церкви и примыкающих к ней сложных по конфигурации двухэтажных монастырских корпусов, что объяснялось характером разностороннего четырехугольного участка, расположенного в районе Сильвии и Зверинца.
Церковь и монастырские корпуса должны были образовать обширный внутренний двор, въезд на который со стороны дворцового парка предполагалось оформить парадно решенным порталом.
Одной из сравнительно ранних работ архитектора был разработанный им проект церкви на бывшей Александровской бумажно-прядильной мануфактуре, основанной по повелению Павла I под Петербургом, в селе Александровском, в 1798 г. Представленный Захаровым первоначальный проект по своей архитектурной схеме напоминал Троицкий собор Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, располагавшегося по дороге в село Александровское. В плане захаровская церковь представляла собой такой же вытянутый с востока на запад латинский крест. На средокрестии помещался купол на барабане, а главный западный фасад был отмечен портиком с фланкирующими его колокольнями в виде башен. Представленный на рассмотрение Павла I проект приказано было изменить, вновь спроектировав главный фасад без башен. Работы при этом предполагалось произвести в течение нескольких лет и завершить в 1806 г. По неизвестной причине возведение церкви не было доведено до конца, и работы возобновились только шесть лет спустя после смерти Захарова — в 1817г. Все строительные и отделочные работы завершили в 1824 г., но открытие церкви состоялось в 1826 г. В 1864 г. церковь св. Павла на Александровской мануфактуре получила новую внутреннюю отделку, а в 1930 г. ее разобрали. Участь церкви на Александровской мануфактуре постигли и выдающиеся культовые постройки, сооруженные по проекту Захарова в Кронштадте.

Андреевский собор в Кронштадте — наиболее значительная постройка из всех культовых сооружений зодчего. Он был задуман как памятник русской воинской славы в ознаменование победы русского флота над шведами.

В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске и других городах России. Они достойны специального изучения.

В 1806 г. архитектору предложили рассмотреть проекты вновь учрежденного в Астрахани Адмиралтейства для Каспийской флотилии и двух госпиталей в Казани и Архангельске. Составленные на местах довольно слабые проекты Захаров основательно переработал и в сущности составил новые.
Многие из такого рода проектов были выполнены Захаровым уже после назначения его в 1805 г. главным архитектором Главного Адмиралтейства вместо Ч. Камерона, исполнявшего эту должность с 1802 по 1805 г.
11 июля 1805 г. Захаров принял у Камерона все дела, в том числе чертежи и сметы. С этого времени и до последних дней жизни он руководил и направлял всю строительную работу в многочисленных портовых городах. Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Из-за этого Захаров вынужден был тратить массу времени на черновую, не требующую его высокой квалификации работу.
Из неосуществленных в полной мере замыслов Захарова наибольший интерес заслуживает проект главного Гребного порта, или Галерной гавани. Галерная гавань была основана во времена Петра I, в 1721 г., на части Васильевского острова, обращенной к Финскому заливу, и в дальнейшем предназначалась для строительства, ремонта и стоянки гребных судов галерного флота. К началу XIX в. сооружения Галерной гавани находились в запущенном состоянии, а ее постройки обветшали.
В 1811 г. Захаров предложил проект перестройки обращенных главными фасадами в сторону Невы провиантских "магазинов". Он значительно улучшил их пропорции как в целом, так и отдельных частей, ввел целый ряд простых, но выразительных архитектурных деталей. В случае осуществления этого проекта Петербург обогатился бы еще одним высокохудожественным произведением.
Более значительной работой архитектора, чем Адмиралтейские казармы, явилась перестройка Морского госпиталя на Выборгской стороне

Помимо проектирования и строительства Захаров выполнял в Петербурге массу ремонтных работ в Новой Голландии (наб. р. Мойки, 103), в Никольском Морском соборе, Училище корабельной архитектуры, в Адмиралтейской типографии на Васильевском острове, в Инвалидном доме на Каменном острове и других различных зданиях, находившихся преимущественно в ведении Морского министерства.

Обзор памятников русской архитектуры посвященной войне 1812г.

Александровская колонна

Александровскую колонну нередко, вслед за Пушкиным, называют Александрийским столпом. Воздвигнута колонна в центре Дворцовой площади по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Этим и объясняется название колонны. Автором памятника является архитектор О. Монферран 36 - бывший воин наполеоновской армии. Идею сооружения монумента подал К. Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он предложил расположить в центре площади памятник. Открытый конкурс был объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». Идея победителя конкурса Монферрана заключалась в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую. Возможно, в качестве источника вдохновения служила колонна Траяна в Риме. Проект был высочайше утверждён в 1829 году и воплощен в памятник к 1834 году. Он состоит из гранитного пьедестала, облицованного бронзовыми барельефами, и гранитной колонны с бронзовою капителью, увенчанной ангелом с крестом. Эскизные рисунки украшения пьедестала выполнил сам О. Монферран, дальнейшую работу по созданию бронзовых барельефов, которые в аллегорической форме прославляют победу русского оружия, делал целый авторский коллектив. На барельефе лицевой стороны пьедестала, обращенной ко дворцу, две крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску с надписью на ней гражданским шрифтом: «Александру Первому благодарная Россия». Под доскою посередине изображено древнерусское вооружение в самых точных копиях тех образцов, которые хранятся в Оружейной палате, например, шлем, приписываемый Александру Невскому, броня царя Алексея Михайловича и даже щит князя Олега, прибитый им к вратам Царьграда. Над гирляндой, посередине — в кружке, окаймленном дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года». Симметрично расположенные по бокам фигуры (слева - молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа - старика - водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман, которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона. На трех прочих барельефах изображены аллегорические фигуры Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия вперемежку с вооружением классического характера. На щите Победы начертаны года 1812, 1813-й и 1814-й. На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. Сама колонна представляет собой цельный полированный ствол розового гранита. Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом для завершающей композицию фигуры ангела. Лицо ангела имеет черты императора Александра I. В левой руке он держит четырехконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Фигура ангела выполнена скульптором Б.Орловским.43 Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии. Примечательно, что открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года: это день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя Санкт-Петербурга.

Памятник находится в ведении Государственного Эрмитажа.

 

Памятник П. Багратиону Петербург ждал памятника князю Багратиону (1765–1812)

«Самым удивительным в карьере Багратиона было то, что он дожил до 47 лет», – написал в свое время академик Е. Тарле, удивляясь безрассудной храбрости генерала. Потомок грузинского царского рода Багратиони (внук царевича Александра Иессеевича), Петр родился 11 ноября 1765 года предположительно в городе Кизляре (Дагестан). Семья Багратиона была не богатой, поэтому службу он начал в 16 лет рядовым. Был ранен и пленен в первом же бою. За 12 лет прошел путь от прапорщика до генерал-майора. Участвовал практически во всех войнах того времени: с Турцией, в итальянском и швейцарском походах Суворова, кампаниях против французов 1805 и 1807 годов, Русско-шведской войне 1808–1809. Багратион пользовался популярностью в войсках, имел репутацию ученика и последователя Суворова. Был сторонником наступательных действий, поэтому стал знаменем военной оппозиции, недовольной отступлением армии под руководством Барклая де Толли. В Бородинском сражении (26 августа 1812 г.) войска Багратиона защищали левый фланг русской позиции. Князь лично водил свои части в контратаки и был тяжело ранен осколком. Умер от полученного ранения 24 сентября 1812 года в селе Симы Владимирской губернии, где и был похоронен. В 1839 г. его прах торжественно перезахоронили на Бородинском поле. В 1932 году могила Багратиона была разрушена, а его останки выкинуты. В 1985—1987 годах памятник восстановили, обнаруженные среди мусора фрагменты костей Багратиона были перезахоронены. 45 Тарле Евгений Викторович (1874-1955) - советский историк, академик АН СССР (1927). 17 Открытие монумента Багратиону состоялось 7 сентября 2012 года, в годовщину Бородинской битвы. Монумент установлен на улице Марата, в сквере около ТЮЗа. Это восточная часть бывшего плаца, принадлежащего лейб-гвардии Семеновскому полку, которым командовал генерал. Памятник создан скульптором Яном Нейманом. Высота бронзовой скульптуры около 4,5 метров, она установлена на пьедестале из красного гранита. В тот же день в Музее артиллерии открылась выставка одной картины — «Смерть Багратиона» художника Мелик - Агамиряна. (см. прил.1, рис.8) В мае этого года на доме № 23 по Большой Морской, где с 1801 по 1803 год проживал князь, появился бронзовый барельеф. Скульптор Ян Нейман

 

Павильоны Аничкова дворца

Павильоны сооружены К. И. Росси в 1817-1818 гг. Они расположены по красной линии пл. Островского и совпадают по осям с ризалитами главного здания Публичной библиотеки. Скульптуры и барельефы исполнены по моделям С. С. Пименова. Живописность композиции придают обращенные в сад полукруглые выступы, декорированные колоннами ионического ордера. Залы павильонов, поделенные колоннами, имеют необычную полуэллептическую форму. Павильоны соединены строгой металлической решеткой с изображением золоченых орлов. Размеры павильонов невелика (высота 7,3, длина 20,7 метра), но крупные членения объемов ионические колоннады на всю высоту здания, большие арочные окна, гладкие поверхности стен, на которых рельефно выделяются скульптурные композиции,— все это придает им монументальность. Статуи «российских героев» — старого и молодого воинов, символизирующие народ, защитивший Родину, арматура на фасадах, летящие фигуры гениев славы в интерьере повествуют о героических подвигах в Отечественной войне 1812 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: