Общественные здания в архитектуре СССР 1970-1980 гг

Использование новых технологических и конструктивных решений, увеличивающих пластическую выразительность форм, особенно заметна для общественных зданий 1970 – 1980-х годов.

Яркой, экспрессивной формой характерны корпуса Ленинградского электротехнического института имени Ульянова (Ленина) (архитекторы, Н. Матусевич, М. Гессе, Г. Ивахнова, М. Кораблина, И. Луценко, К. Яковлева). Основой пластической выразительности объемов служит здесь смелая компоновка инженерных систем. Они не спрятаны, а сгруппированы в наиболее удобных зонах и образуют формы, вынесенные на фасады. Так, в соответствии с планировочной схемой корпуса лабораторий инженерные коммуникации (вентиляция, отопление, канализация, водопровод, электрика, а также разводка различных инертных газов) размещены по сторонам центрального коридора, в вертикальных шахтах по всей длине здания. Частично эти шахты выходят на торцовые фасады и, кроме того, образуют значительный продольный «гребень» над крышей. Насыщенность больших по объему инженерных шахт коммуникациями определила и своеобразное решение продольной жесткости постройки. Конструкции, обеспечивающие продольную жесткость, в виде пилонов вынесены на торцовые фасады. Все это, вместе взятое, и определило преобладание вертикального ритма на торцах. Другое содержание и другая планировка корпуса аудиторий привели к иному размещению сводных инженерных сетей. Шахты с инженерными сетями, с эвакуационными выходами и киноаппаратными расположены здесь между аудиториями, поперек корпуса. Они выходят на фасад в виде мощных пилонов и завершают объем корпуса поперечными «гребнями».

Развитие сети общепита - много интересных кафе и ресторанов (ресторан в Петрозаводске, С.Сперанский- комфортный и уютный интерьер).

1970. Новое здание Дворца пионеров и школьников в Киеве. (Газеров, Щеглов, Колесников). Отвечает климат. особенностям местности. Все помещения группируются вокруг внутреннего утепленного двора, перекрытого пирамидальным фонарем (остеклен с юга и запада.)

1973. Зал Грузинской Гос. филармонии в Тбилиси. (Чхенкели, Газишвили). Цилиндрический

2500 чел. Сплошное остекление.

Цирк в Москве. Белопольских,

Вулых. 3400 чел. Основное здание

круглое, вспомогательное -

прямоугольное. Металлические

перекрытия. осноной объем как

огромный ярмарочный шатер.

“Шапито”. Манеж+дерев. помост+

искуств каток+бассей.

1973. Пулковский аэропорт в

Ленинграде. (Жук, Кузьменко,

Вержбицкий). Полное разделение потоков прилетающих и улетающих пассажиров. основа композиции - 5 ж/б грибовидных опор, завершающихся световыми фонарями. Четкий ритм навесных панелей создают впечатление особой парадности.

14. Конкурс «Дворец Советов» в Москве, его влияние на застройку Москвы 1930-1950 гг.

Конкурсный проект Дворца Советов в Москве: проект И. Жолтовского, 1931 г. (высшая премия)

Огромное значение в архитектурной жизни СССР имело проектирование Дворца Советов СССР, начатое в 1931 г. Было проведено четыре этапа конкурса. Первый этап (февраль 1931 г.) носил предварительный характер, и его целью было уточнение конкурсной программы. Заказ на составление проектов получили ведущие архитекторы и бригады, представляющие различные архитектурные группы и течения. Всесоюзный открытый конкурс на проект Дворца Советов проходил в том же 1931 г. Программа требовала соответствия здания его социальному назначению, характеру эпохи и статусу художественно-архитектурного памятника столицы СССР. Предусматривалось создание большого зала на 15 тыс. чел. для проведения съездов, малого на 6 тыс. чел. для конференций, митингов, театральных представлений и т. п. Кроме того, два зала по 500 чел., два зала по 200 чел. и большое число различных служебных и обслуживающих помещений.

На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 проекта из других стран (США — 11, Германия — 5, Франция — 3 и др.). Совет строительства Дворца Советов не принял ни одного из представленных проектов, считая не без оснований, что все они не ответили на поставленную задачу — создание памятника социалистической эпохи, однако наградил авторов 16 проектов, из которых три проекта были отмечены высшими премиями (проекты И. Жолтовского, Б. Иофана — СССР и Г. Гамильтона — США). Присуждение высших премий проектам различной творческой направленности подчеркивало необходимость дальнейших поисков и использования различных архитектурных средств для создания монументального архитектурного образа.

Совет строительства Дворца Советов в своем постановлении от 28 февраля 1932 г. ориентировал дальнейшие поиски на высотную композицию. В постановлении было также сказано: «Монументальность, простота, цельность и изящество архитектурного оформления Дворца Советов, долженствующего отражать величие нашей социалистической стройки, не нашли своего законченного решения ни в одном из представленных проектов. Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».

Следует отметить, что это указание относилось в основном лишь к художественным проблемам проектирования, в то время как создание полноценного архитектурного сооружения неразрывно связано с решением функциональных, технических, экономических и многих других задач. Однако многие архитекторы односторонне считали, что единственно важной стороной проектирования Дворца Советов является его художественный образ.

К третьему этапу конкурса, проходившему с марта по июль 1932 г., были привлечены 15 творческих коллективов-бригад, отмеченных премиями на предыдущем этапе. Большинство представленных проектов носило явно историзирующий характер, интерпретируя в грандиозных масштабах известные исторические образы Дворца Дожей, мавзолея Адриана, мавзолея Цецилии Метеллы и др. Конкурс опять не дал положительных результатов, и было решено провести четвертый этап, проходивший с августа 1932 г. по март 1933 г. К участию в конкурсе были привлечены наиболее видные архитекторы. В итоге Совет строительства 10 мая 1933 г. постановил принять за основу для дальнейшей разработки проект Б. Иофана, который развивал высотную ярусную композицию. В одном объеме размещались большой круглый зал на 20 тыс. чел. и на этой же оси за ним — полукруглый малый зал на 6 тыс. чел. Все сооружение завершалось 18-метровой статуей «Освобожденный пролетарий». Общая высота здания со скульптурой составляла 260 м.

Постановлением от 4 июля 1933 г. Совет строительства Дворца Советов поручил вести дальнейшую работу над проектом коллективу архитекторов: Б. Иофану (руководитель), В. Щуко и В. Гельфрейху. Одновременно Совет строительства вынес решение о завершении композиции монументальной скульптурой Ленина высотой 50-75 м, трактуя здание Дворца Советов в качестве пьедестала скульптурного памятника.

В 1934 г. авторским коллективом был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию, высотой 415 м вместе с 80-метровой скульптурой вождя. В1939 г. проектирование в основном было закончено. Был разработан технический проект и началось строительство, прерванное начавшейся Великой Отечественной войной. Проект Дворца Советов так и не был осуществлен.

Завершение проектирования Дворца Советов во второй половине 30-х годов проходило уже в условиях полного пересмотра творческих позиций и поворота направленности архитектуры в сторону взаимодействия с исторической традицией (Строго говоря, тема Дворца Советов, особенно завершение его проектирования, должна была бы рассматриваться в гл. 2-й хронологически, и по своей творческой направленности. Мы рассматриваем эту тему до конца здесь лишь в интересах ее монографической цельности.). Технический проект Дворца Советов отличался от эскизного укрупнением уступчатых объемов и сведением их к трем высотным вертикально расчлененным цилиндрам, увеличивающимся по высоте здания. Композиция дворца состояла из трех основных элементов - скульптуры, ярусного пьедестала и стилобатных прямоугольных частей (высота 210 м и 100 м высота скульптуры В. И. Ленина). В центре прямоугольного плана размещался большой зал, предназначенный для проведения сессий Верховного Совета СССР, митингов, собраний и др., рассчитанный на 20000 чел., высотой 100 м и диаметром 160 м. К нему примыкал полукруглой формы малый зал на 6000 чел. Над большим залом в высотной части Дворца размещались залы Палат и Президиум Верховного Совета СССР.

Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением. Вся архитектурная часть здания трактовалась в качестве постамента памятника вождю. Такая трактовка была во многом противоречива. Кроме того, установка скульптуры на огромной высоте, по-видимому, затруднила бы ее правдивое восприятие.

Конкурсный проект Дворца Советов в Москве: эскизный проект 1933-1935 гг. В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко, скульптор С. Меркулов. Макет (общая высота 415 м со скульптурой, скульптура В. И. Ленина 80 м)

Конкурсный проект Дворца Советов в Москве: технический проект Дворца Советов, 1937—1939 гг. В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко, скульптор С. Меркулов. Большой зал (вариант бригады А. Хрякова), разрез, план

Конкурсный проект Дворца Советов в Москве: проект Б. Иофана, 1933 г. (был принят за основу для дальнейшей разработки). Макет

15. Здания, сооружения “Олимпиады-80» в Москве

Подготовка к Олимпийским играм 1980 года повлияла не только на ритм столичной жизни, но и на облик самого города. К началу Олимпиады на московских улицах появилось множество сооружений: от спортивных комплексов до гостиничных центров.

Всего специально к Олимпиаде построено 78 объектов, среди которых:

· Олимпийский (спортивный комплекс),

· Крылатское (гребной канал),

· Крылатское (велотрек),

· Конноспортивный комплекс в Битцевском лесу,

· Динамо (дворец спорта) на улице Лавочкина,

· Реконструкция Центрального стадиона имени В. И. Ленина,

· Терминал № 2 аэропорта Шереметьево,

· Гостиница «Космос»,

· Олимпийская деревня,

· Новый корпус телецентра Останкино — ОТРК (Олимпийский телерадиокомплекс),

· Олимпийский пресс-центр на Зубовском бульваре, дом 4 (ныне — здание РИА Новости)

Комплекс состоит из двух спортивных сооружений — гигантского овального здания, в котором располагается крытый стадион, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами. Максимальный диаметр здания стадиона — 224 метра, минимальный — 183 м, площадь — 33 000 м². Стадион имеет уникальное стальное висячее перекрытие-оболочку (крышу) толщиной 5 миллиметров. Общая площадь всего комплекса 54 887 м². Внутреннее пространство может быть разделено пополам подвижной перегородкой, в которой предусмотрены узкие двери для прохода людей. Комплекс был возведен специально к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве и с 19 июля1980 года Спорткомплекс Олимпийский остаётся самым большим сооружением такого рода на территории Европы, а на момент открытия ему не было равных в мире.

Велотрек в Крылатском. Спортивный комплекс был построен специально для Игр

Большепролётное сооружение имеет в плане форму эллипса с размерами осей 168 и 138 м [2] . Пролет велотрека длиной 168 метров перекрыт двумя парами наклонных арок, соединённых мембраной из рулонной стали толщиной 4 мм [1] .

Проект велотрека разработан авторским коллективом, в который вошли архитекторы Н. И. Воронина и А. Г. Оспенников; инженеры конструкторы: В. В. Ханджи, Ю. С. Родченко, В. А. Бородин, И. В. Лисицин, М. В. Савицкий; технолог А. В. Зыченков; авторы зон архитекторы А. Р. Воронцов, Т. М. Завалищина, В. В. Рубцов, Л. М. Пивненко.

Гостиничный комплекс «Космос» был построен для обслуживания XXII летних Олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980.

Архитектура и дизайн здания с видом на ВДНХ (ныне ВВЦ) и на монумент «Покорителям космоса» разрабатывались совместно командой советских и французских архитекторов (В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал — Моспроект-1; О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн — Франция) [3] .

Гостиничная программа включала:

· 1718 стандартных номеров на 2 кровати

· 53 двухкомнатных номера

· 6 четырёхкомнатных номеров

· около 3600 мест гостиничной сети общественного питания

· При планировании помещений пришлось строго придерживаться советских норм, которые не только сильно отличались от западных, но и были гораздо строже. Строительством здания занималась французская фирма «Sefri»

Официальное открытие отеля состоялось 18 июля1979 года. Это был большой праздник, на котором присутствовало множество видных политических деятелей, бизнесменов, звёзд эстрады. Пел специально приглашенный певец Джо Дассен.

В 1990 году именем генерала Шарля де Голля названа площадь перед гостиницей, а 9 мая 2005 года, в день празднования 60-летия дня Победы, на ней в присутствии Жака Ширака был установлен памятник. Восьмиметровая скульптура Шарля де Голля вознесена на классический десятиметровый постамент из полированного гранита. Авторы памятника — скульптор Зураб Церетели и архитектор А. В. Кузьмин.

Старая Олимпийская Деревня, Олимпийская деревня-80 (чаще просто Олимпийская деревня) — жилой микрорайон в Западном административном округе города Москвы. Олимпийская деревня построена в1978—1979 в рамках программы подготовки к играм в Москве для проживания участников XXll Московской олимпиады 1980 года. В отличие от олимпийских деревень прежних лет, изначально строилась как жилой микрорайон столицы: кроме собственно жилых домов построены школы, поликлиника, концертный зал, другие объекты быта.

Олимпийская деревня в 1980 году

Московские архитекторы, исходя из конкретных условий и на основе анализа всего предыдущего опыта, остановились на жилых домах, применяемых для массового строительства — этим московская Олимпийская деревня должна была принципиально отличаться от всех предыдущих. Она решена как обычный московский микрорайон, состоящий из 16-этажных домов типовой серии. Дома эти к тому времени уже получили широкое распространение в застройке Москвы — так, на юго-западе, на Мичуринском проспекте (с середины 80-х до начала 90-х годов эта часть Мичуринского проспекта называлась улицей Пельше) возник микрорайон, который на время Олимпийских игр стал Олимпийской деревней[1].

Этот олимпийский микрорайон имеет спортивный комплекс, торгово-бытовой центр, поликлинику и другие здания культурно-бытового назначения — это образцовый пример комплексной застройки жилого района. Характерно, что в Олимпийской деревне были сразу построены здания необходимые для эксплуатации после Олимпиады: четыре детских сада и две школы.

Архитектурно-художественный облик олимпийской Москвы открыл новый этап в развитии московской архитектуры и в то же время является как бы завершающим этапом в архитектуре Москвы 70-х годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: