Архитектурно-художественные средства и категории для формирования общественных зданий

В архитектурном произведении большую роль играет его эмоциональное воздействие на человека. Существует много выдающихся архитектурных сооружений, где символический художественный образ является основополагающим. К этой категории общественных зданий прежде всего относятся культовые сооружения, постройки репрезентативно-мемориального характера и другие уникальные общественные здания, несущие определенную идеологическую нагрузку. Какие же средства художественной выразительности делают архитектурные произведения эмоциональными
1. Соразмерность целого и его частей. Задачами гармонизации архитектурного произведения зодчие занимались на всем протяжении существования архитектуры. Соразмерность частей здания выражается системой пропорций. Именно пропорции определяют единство частей произведения архитектуры и его целого. В архитектуре отношением мы называем сравнение двух величин. Для образования пропорции необходимы два или несколько взаимосвязанных отношений.

Широко распространенной системой непрерывных гармонических соотношений является пропорция золотого сечения. Эта пропорция связывает между собой отношения частей и целого. Взаимопроникающая соразмерность возникает в этом ряду между двумя величинами: меньшая относится к большей так же, как большая относится к их сумме. Другое толкование пропорциональных отношений золотого сечения предложено Ле Корбюзье. Целью, его исследований было приведение соразмерности величин сооружения к росту человека.

Простейшим видом отношений также является геометрическое членение объема или пространства. Примером могут служить колоннады, где ряды колонн, метрически расчленяющие объем или пространство, сами по себе имеют пропорции, построенные по системе гармонической, непрерывной зависимости. Для современных сооружений, осуществляемых индустриальными методами путем монтажа типовых элементов, характерна система простых метрических отношений и кратность всех размеров избранной единице измерения — модулю.

2. Архитектурный масштаб. Архитектурный масштаб-категория не размерная, а композиционная, и от правильного его применения во многом зависит художественное качество архитектурного произведения. Архитектурный масштаб выражается соотношениями между частями объекта и независимо от фактических размеров объекта может делать его большим или малым, значительным или измельченным, монументальным или рядовым.
В большинстве исторически сложившихся и многих современных архитектурных ансамблей такие общественные здания, как ратуши, соборы, театры, являются самыми крупными сооружениями среди своего окружения и воспринимаются человеком как главные. Однако не редки случаи, особенно в современной строительной практике, когда общественное здание, будучи главным по значимости элементом архитектурного ансамбля, имеет объем и высоту меньше окружающих его зданий, как, например, Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве. Невысокие здания школ и кинотеатров в окружении многоэтажной жилой застройки также являются главными элементами архитектурной композиции. Все средства архитектурной композиции участвуют в выявлении масштаба: ритм, пропорции, тектоника, строительные материалы, фактура, цвет и средства изобразительных искусств.

Для выявления архитектурного масштаба здания служат указатели масштаба, которыми являются элементы или части здания, связанные в представлениях человека с определенными, привычными ему размерами. Такими элементами могут быть ступени лестницы, перила, двери, окна, этажи и т. п. Выбор архитектурного масштаба находится в неразрывной связи с назначением здания и тем идейным содержанием, которое вкладывается в его художественный образ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: