double arrow

ВХУТЕМАС и реформа архитектурного образования


Конструктиви́зм в искусстве и архитектуре. Работы.

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

(+ по 4) В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура». В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6x6 м на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Работы арх. Конструктивистов:

-Дворец культуры Завода имени Лихачёва на Восточной улице в Москве. Построен по проекту братьев Весниных в 1937 году.

-Дом культуры Московско-Нарвского района (1925 г.; соавтор Кричевский Д. Л., конкурс; осущ. 1927 г.; ныне ДК им. Горького), арх. Александр Гегелло

-Дворец кино (кинотеатр «Гигант») (1933—1935 гг., соавтор: Кричевский Д. Л.); арх. Александр Гегелло

- Проект клуба комбината газеты «Правда» в Москве, арх. Ива́н Ильи́ч Леони́дов

- Эль Лисицкий, Типография журнала «Огонёк»

- комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947—50), арх. Борис Михайлович Иофа́н

25 декабря 1920 г. были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС) путем слияния Первых и Вторых государственных свободных мастерских, которые, в свою очередь, представляли преобразованные Строгановское промышленное училище и бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества. Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». В 1926 г. ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 г. В 1930 г. на его базе был создан ряд отдельных институтов: Московский архитектурный, Московский полиграфический, художественный факультет Московского текстильного института.

В 1918 г. была проведена реформа художественного образования. Академическую систему обучения заменили совершенно новой методикой, в которой взаимоотношения мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников) сочеталось с полной свободой для учеников самим выбирать себе преподавателей. Подобная «ренессансная» система обучения просуществовала два года и сразу же выявила ряд свойственных ей противоречий. Прежде всего, полное отрицание академической системы обучения отмело и все то по-настоящему ценное, что десятилетиями отрабатывалось практикой профессиональной художественной подготовки. Студенты оказались полностью в русле новейших художественных течений, осваивая творческие приемы того или иного руководителя мастерской, но не получая при этом широкого художественного образования.

Сложившаяся ситуация не могла устраивать ни студентов, ни преподавателей. Становилось ясно, что, отвергнув академическую систему преподавания, необходимо заменить ее новой, тщательно разработанной педагогической системой. Поэтому после второй реформы художественного образования в 1920 г. главным для руководства ВХУТЕМАСа стал поиск «объективных методов» преподавания того общего, что объединяет методы обучения художественным дисциплинам на различных факультетах. Кроме того, исходя из конкретных условий эпохи, представлялось необходимым сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством.

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую создание и произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащу- иывалась довольно быстро. Более или менее окончательно новая методика была отработана к 1922-1923 гг., хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Все это можно понять - создавалась новая специальность.

Первые два года обучения, когда студенты получали общехудожественное образование, были названы Основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом «Баухауза», по существу предвосхитил все аналогичные курсы современных дизайнерских школ. Так, пропедевтическую дисциплину «Пространство» вел архитектор Н. Ладовский.

До 1920 г. в московской архитектурной школе обучение студентов начиналось с освоения классики, штудирования ордеров. Ладовский предложил другую методику первоначального обучения студентов, заменив изучение классики освоением основных «элементов архитектуры»: формы, массы, ритма, пространства и др. В отличие от традиционной методики изучения классических ордеров это был метод от абстрактного к конкретному. Ладовский считал, что на первых порах не надо перегружать учеников сведениями, фактами и архитектурными деталями. Он развивал у студентов механизмы мышления и воображения, заставлял их овладевать логическими и образными моделями. Такой метод развития творческого мышления давал свои результаты - у учеников Ладовского быстро развивалось образно-пространственное воображение. Еще многого не зная, они тем не менее создавали оригинальные проекты.

8.Особенности градостроительного поиска1917-1932. (+10)

Советская градостроительная теория и практика 1917 - 1932 гг. явились средством изменения социальной структуры на уровне переустройства городского пространства, объединив усилия власти и общества в попытке создания принципиально нового, «социалистического» типа города, соответствовавшего политическим и социально-экономическим и культурным преобразованиям в стране. В этом частично выражаласс политика государства по созданию бесклассового общества .Утверждение нового жизненного уклада происходило за счет изменения жилищно-бытовых условий населения.

Генеральный план развития города приобретал особое значение.Впервые в истории арх. Проблема градостроительства приобрела высок. Гос. Значение.

Концепции социалистического «города будущего», новых типов жилища и организации пространства, появившиеся в советском градостроительстве 1917 - 1932 гг., позволяют реконструировать установки власти и социальные ожидания общества, понять, каким представлялся «новый мир» на заре советской эпохи

Историю советской архитектуры можно разделить на три этапа. Первый этап (1917–1932) характерен новаторской направленностью, второй (1933–1954) – освоением классического наследия, третий (с середины 50-х годов) – решением социальных и идейно-художественных задач на основе индустриализации и технических достижений в строительстве.


Сразу после революции были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда (А.Щусев, И.Жолтовский и др.), проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т.п. И. Жолтовским (1867–1959), законов классического зодчества И.Фоминым (1872–1936), в разработке приемов "реконструкции" классического наследия. Другие (например, Э.Лисицкий, И.Голосов, К.Мельников) выражали архитектуру в романтических формах, стремясь порвать с традиционализмом.

К середине 20-х годов сложились два первых обьединения архитекторов: в 1923 г. – АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н.Ладовский, В.Кринский, К.Мельников и другие, выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусств с целью создания на этой основе психофизических законов "рациональной" архитектуры, обладающей "эмоционально-эстетическими качествами и свойствами"; в 1925 г. – ОСА (Обьединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М.Гинзбург, И.Николаев и другие, называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем "функционального метода" на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов.


К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов – дома коммуны, построенные по принципу обьединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929–1930. И.Николаев), дом-коммуна на ул.Чайковского в Москве (1928–1930, М.Гинзбург и др.) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей.

В 1925 г. возникли новые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Автострой в Горьком; Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск. Строили "соцгорода" комплексно: вместе с жилыми домами возводили предприятия, магазины, детские учреждения,школы, клубы и т.д.

Сформировался новый тип четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома.
К роме школ, детских учреждений, фабрик-кухонь, больниц и универмагов строились новые типы общественных зданий – рабочие клубы: в Москве – Дворец культуры Пролетарского района (1931–1937, братья Веснины), в котором функционализм в объемно-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки; Клуб им. Русакова (1927–1929, К.Мельников), в котором символические формы порывают с традиционными архитектурными формами.
Строительство пром. Гигантов вызвало необходимость стр-ва новых городов, одновременно решались задачи реконструкции старых городов. В связи с этим широкое развитие получила практика градостроительства в 30-е годы

Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В.И.Ленина (1929–1930, А.Щусев). Построенный как памятник создателю Советского государства, Мавзолей стал архитектурно-композиционным центром ансамбля Красной Площади благодаря доминирующему положению и выразительному образу.

В 30-е годы решались задачи по созданию новых арх. Типов сооружений, напр. Станции Московского метрополитенаи гидротехнические сооружения.


Сейчас читают про: