double arrow

Стилевые поиски архитектуры Украины на рубеже ХIХ –ХХ веков


Архитектура ретроспективизма в России начала ХХ века. Неоклассицизм и неорусский стиль.

Развитие стиля модерн в России на рубеже ХIХ – ХХ веков. Деятельность архитекторов Москвы и Петербурга.

Значение церкви в раннем средневековье

В политическом смысле единство веры и могущество церкви, всюду поощряемой и обогащаемой, было очень полезно. Эта единая церковь сглаживала или, по крайней мере, до некоторой степени смягчала пагубные последствия, которые могли происходить от частых переделов государства. В церкви скапливались большие богатства, она распоряжалась громадными земельными владениями и этим оказывала большое влияние на экономическую сторону народной жизни. Однако она не в силах была воспрепятствовать нравственному падению, распространявшемуся среди франков, которые поселились на этой земле, богато одаренной от природы и требовавшей мало труда для обработки. Этой нравственной порче, вероятно, поддались бы и другие германцы, поселившиеся на римской территории, т. к. сила нравственного отпора среди них была не больше, чем среди франков. Но неожиданно для всех вдали от места действия излагаемой истории германских племен вырос враг, вскоре вынудивший их к борьбе за веру и власть, требовавшей напряжения всех физических и моральных сил. Этим врагом были арабы.

Моде́рн (от фр. moderne - современный), ар-нуво(фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil - «молодой стиль») -художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – нач. XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

В России модерн пережил три периода: ранний, зрелый (рациональный) и поздний, различие между которыми обусловлено идейными приоритетами и степенью выраженности стиля.

В период раннего модерна (1880 - 1890 гг.) приори-тетным типом зданий становятся особняки, внешняя и внутренняя форма которых неповторимы и сим-воличны.Зрелый этап (1890 - 1900 гг.) - это период саморефлексии модерна и попытка разрешения глобальных противоречий между элитарностью и массовостью Начинается массовая застройка городов, появляются железнодорожные вокзалы, крытые торговые галереи, кинотеатры, музеи, доходные дома, призаводские общежития.Поздний модерн (1900 - 1917 гг.) запомнился отходом от «стильной чепухи». В этот период строятся здания общественного значения: вокзалы, типографии, банковские комплексы, доходные дома. Их особенной чертой становятся габариты: мощные 5 – 7-этажные строения с минимальным и простым декором.

Наиболее яркими классическими зданиями в Москве, выполненными в стиле модерн, считаются дома Миндовского 1903-1904 (ул. Поварская, 44) и Исакова (ул. Пречистенка, 28), возведенные Л. Н. Кекушевым в начале ХХ века. Всем известная гостиница «Метрополь» 1899-1905 построена по проекту В. Валькота и Л. Кекушева, ее фасады украшены керамическими панно и фризами художников М. Врубеля и А. Головина. Старое здание МХАТА (Камергерский пер., 4), дом Рябушинских и Ярославский вокзал 1902 – 1904 созданы великим архитектором Федором Шехтелем.

В Питере - Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте, гостиница «Астория» (Ф. И. Лидваль 1913—1914),доходный дом А. Я. Барышникова,-1899 гг. - (ул. Марата, 31).

В Санкт-Петербурге одним из наиболее заметных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль 1913—1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А.).

Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира).

искусствоведы используют две трактовки:

Ретроспективизм в узком смысле есть неоклассицизм — направление архитектуры предреволюционных лет (1900—1917), основанное на обращении к российскому классицизму конца XVIII и первой трети XIX веков. Отдельные ретроспективисты опирались на образцы итальянского ренессанса (И. В. Жолтовский, отчасти М. М. Перетяткович) и позднего барокко (А. И. Дмитриев, автор Училищного дома в Санкт-Петербурге). Ретроспективисты-неоклассики (И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, И. А. Фомин и другие) в будущем станут ведущими фигурами сталинской архитектуры.

Ретроспективизм в широком смысле включает в себя и неоклассицизм, и русский стиль 1900-1917 годов (А. В. Щусев, С. У. Соловьёв, И. Е. Бондаренко).

Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.( Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге, арх. С. С. Кричинский, 1913—1915, Большой Кремлёвский дворец Констанитна Тона, здание Исторического музея 1875-1881, архитектор Владимир Шервуд.)

Рассмотрим течение УАМ и деятельность некоторых архитекторов Украины того периода

Украинский архитектурный модерн (укр. Український архітектурний модерн), УАМ — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, которая развивалась на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы. В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде свего барокковой (см. украинское барокко) влияние которой, начиная с 1910 года было заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейского модерна.

Первым называть новый стиль «модернизованый украинский стиль» стал, вероятно, выдающийся деятель в стиле УАМ Е. Н. Сердюк, за ним термин «украинский модерн» вводит Г. О. Коваленко. По данным В. В. Чепелика, наиболее часто употребляемым в литературе названием стиля является украинский модерн или его варианты.

Появление и развитие УАМ тесно связано с народным творчеством, народными традициями домашнего и церковного строительства и использованием их профессиональными архитекторами. Стоит отметить, что первые попытки использования элементов украинской народой архитектуры профессиональными архитекторами имели место на территории Украины ещё в XIX ст. (дом для гостей в усадьбе Г. Галагана). Достижения этнографической науки к концу XIX ст. и изучение народной архитектуры привело к зарождению идеи создания собственной архитектуры, народной в своей сущности. Первым эту идею в 1903 году реализует В. Г. Кричевский в проекте здания Полтавского губернского земства (1903—1908 годы), которое стало первым творением в стиле Украинского архитектурного модерна. Почти одновременно с ним в данном новом стиле были построены школа им. И. П. Котляревского в Полтаве (1903—1906 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков) и церковь в селе Плишивцы (1902—1906, архитектор И. С. Кузнецов), которая тоже относится исследователями к УАМ. Это были первые три объекта, построенные в стиле, названном впоследствии УАМ. По поводу этих трёх объектов. Успешное начало вызвало движение за создание родного стиля. Развитие архитектуры УАМ происходило почти одновременно во всех регионах Украины, в наибольших городах и в целом ряде сёл. С 1903 года на первое место в разработке теории УАМ выходит О. Г. Сластион. Он сформулировал принципы морфологии УАМ и всецело способствовал распространению и утверждению этого стиля. Появляются кружки по изучению украинской народной архитектуры. Так, студенты ПИГИ, в будующем видные деятели УАМ, в 1905 году организовывают нелегальный кружок по изучению украинской архитектуры, каждое лето они ходят по сёлам и делают зарисовки хат, сараев, церквей и часовен. В Харькове при Литературно-художественном кружке возникает Украинский художественно-архитектурный отдел, который своей целью ставит «распространение украинского стиля» и украинского искусства вообще, а также «сохранение других памятников Украины и возраждение украинского зодчества». Почётным председателем кружка был И. Ю. Репин, председателем С. И. Василькивский. Появляются многочисленные публикации в специализированных и популярных журналах, в которых отмечалось своеобразие стиля и соответствие современной жизни и новым запросам. Называть стиль модерным первым стал, видимо, Е. Н. Сердюк.


Сейчас читают про: